Основные показатели уровня и качества жизни населения на примере развитых зарубежных стран
Каждый человек имеет собственные критерии определения уровня и качества жизни населения. Часто основными критериями являются показатели климата, страны проживания. Но, в то же время, в самой климатически благоприятной стране человек не будет счастлив без удовлетворения элементарных потребностей в пище, жилье, услугах здравоохранения, возможностей собственного образования и образования. Удовлетворенность человека уровнем и качеством жизни зависит от доступности комплекса благ, которые и дают ощущение благополучия. Организация Объединенных Наций опять признала Норвегию лучшей в мире страной для проживания. В списке стран с самым высоким уровнем жизни Норвегия занимает лидирующее место. Позиции лидера "страна фьордов" сохраняет уже пятый год [40]. За Норвегией следуют Исландия, Австралия, Люксембург, Канада, Швеция, Швейцария, Ирландия, Бельгия, США. Далее расположились Япония, Нидерланды, Финляндия, Дания, Великобритания, Франция, Австрия, Италия, Новая Зеландия и Германия, завершающая двадцатку стран с самым высоким уровнем жизни. В прошлом году в четверке лидеров кроме Норвегии были Швеция, Австралия и Канада. Хуже всего, согласно докладу ООН, обстоят дела в Африке: последними в списке стоят 20 африканских стран. Замыкает список Нигер на 177 месте. Россия занимает 62-ю строчку рейтинга. Страны бывшего СНГ имеют еще более худшие позиции: Грузия и Азербайджан расположились на 100-й и 101-й позициях. Киргизия и Узбекистан на 109-й и 111-й. Чуть лучше, обстоят дела в Казахстане (80), Армении (83), Туркменистане (97) [8]. Уровень жизни в странах по методике ООН оценивается по трем параметрам: - средняя продолжительность жизни,
- уровень образования, - доходы на душу населения. Средняя продолжительность жизни в развитых зарубежных странах достаточно высокая, например в Японии в среднем мужчины доживают до 77 лет, женщины до 84 лет (в России соответственно 57 и 62 года). Рассмотрим подробнее Норвежскую и Шведскую модели благополучия. В этих странах уровень и динамика здоровья населения ставятся на первое место среди компонентов уровня жизни, поскольку рассматривается как базисная потребность человека и главное условие его деятельности (отсюда очень высокая продолжительность жизни населения в этих странах). Основными измерителями здоровья общеприняты показатели средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности. В России, к сожалению, показатели смертности выше показателей рождаемости, динамика смертности в значительной мере определяется ослаблением здоровья, ухудшением здравоохранения и питания людей. Надо отметить, что очень важными показателями здоровья являются – количество врачей на душу населения, качество медицинского оборудования и т. д. [9, с. 303]. Индикатором уровня образования в Швеции, Норвегии принято считать среднее число лет обучения населения (в возрасте 25 лет и старше). С начала 90-х годов из-за недостатка финансовых и материально-технических ресурсов в РФ наблюдается процесс известной деградации культуры: сократилась численность студентов, многие ВУЗы переводят обучение на коммерческую основу, уменьшилась издательская деятельность, закрылись многие библиотеки, дома культуры, снизилась посещаемость театров, кинотеатров, музеев. Относительно ниже стал цениться умственный труд. В настоящее время гораздо меньше средств тратиться на развитие науки, что также отрицательно сказывается на положении страны [9, с. 325]. Кроме рассмотренных выше к факторам, определяющим уровень и качество жизни этих стран относятся: условия труда, условия отдыха, социальное обеспечение, социально-бытовая обстановка (в том числе экологические условия, уровень преступности и тому подобное), личные сбережения. Как показывает опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих факторов и по ним в целом практически невозможны. Эти условия жизни находятся в прямой зависимости от наличных в стране общих ресурсов для потребления и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП. Швеция занимает одно из первых мест в Европе по ВВП и потреблению на душу населения.
Другая характерная черта Швеции, Норвегии – специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий в этих государствах важной частью была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей. Еще один способ определения шведской, норвежской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики. Таким образом, основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Этим отличаются Швеция, Норвегия от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики. В США, Канаде, Великобритании ведущим показателем при анализе уровня и качества жизни являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран относят страны с душевым производством ВВП от 8 тыс. долл. в год и выше [24, с. 78].. Другим показателем, широко применяемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Здесь важное значение имеет внутриотраслевой анализ, который проводится на основе показателя ВВП по отдельным отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется прежде всего по удельному весу обрабатывающей промышленности [7, с. 241].
Характеризуют уровень жизни и качества населения развитых зарубежных стран показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики; они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей стран в этих основных видах продукции. В первую очередь к таким показателям относят производство электроэнергии на душу населения. Электроэнергетика лежит в основе развития всех видов производств, и, следовательно, за этим показателем скрываются и возможности технического прогресса, и достигнутый уровень производства и качества товаров, и уровень услуг и т.п. Другим характерным показателем такого рода является производство в странах на душу населения основных видов продуктов питания: зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др. Сопоставление этого показателя, например, с рациональными нормами потребления этих продуктов питания, разработанными ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) или национальными институтами, позволяет судить о степени удовлетворения потребностей населения в продуктах питания собственного производства, о качестве пищевого рациона и т.п. Близкими к указанным являются показатели наличия (или производства в стране) на 1000 человек или на среднестатистическую семью ряда товаров длительного пользования холодильников, стиральных машин, телевизоров, легковых автомобилей, компьютеров и др. [9, с. 116]. Уровень жизни населения зарубежных стран в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны. Рассмотрев показатели уровня и качества жизни развитых зарубежных стран, перейдем к вопросам государственного регулирования уровня и качества жизни населения в России на современном этапе. Эти вопросы будут рассмотрены в следующей главе дипломной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|