Проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения России
Анализ показывает, что главные проблемы социально сферы России в настоящее время связаны с адаптацией населения к новым социально-экономическим условиям. Причем они неодинаковы для различных слоев и групп. Для экономически активных граждан основные проблемы связаны с соблюдением социальных гарантий в области труда: отсутствие работы, низкие трудовые доходы, нарушение трудовых прав. Для тех групп населения, которые в силу объективных причин не способны самостоятельно адаптироваться к новым условиям, на первый план выдвигается возможность получения социальной помощи. Для населения в целом достаточно остро стоит проблема сохранения и развития действующей системы жизнеобеспечения. В целом же ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как сложную. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность социально-экономической стабильности и согласию в обществе. Многочисленные проблемы и негативные явления в социально-трудовой сфере в зависимости от степени остроты, настоятельности решения и их причин могут быть представлены следующим образом: 1) бедность значительной части населения; 2) длительное сохранение низкого уровня трудовых доходов населения. Хотя в структуре доходов ведущее место по-прежнему занимает заработная плата, отмечается устойчивая тенденция к снижению ее удельного веса в совокупных доходах. Несмотря на рост заработной платы в абсолютном выражении, ее покупательная способность падает; 3) глубокое социальное расслоение. При наметившемся замедлении процесса расслоения населения по уровню материальной обеспеченности одновременно продолжает происходить процесс перераспределения доходов в пользу более обеспеченных групп;
4) ухудшение демографической ситуации, выражающейся в старении населения, увеличении смертности, ухудшении здоровья и снижении продолжительности жизни; 5) несоблюдение социальных гарантий в сфере труда, выражающееся в длительных задержках выплаты заработной платы из-за взаимных неплатежей и несвоевременного финансирования организаций бюджетных отраслей; 6) снижение правовой и экономической грамотности работающих, возможное в ближайшее время падение качества труда; 7) низкий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. Это ведет к вымыванию наиболее активной и дееспособной части высококвалифицированных специалистов из социально-значимых отраслей народного хозяйства; 8) аварийное состояние все растущего количества предприятий социальной сферы. Ветшает материально-техническая база отраслей социальной сферы: в аварийном состоянии находятся многие здания учреждений образования, больниц, библиотек, домов культуры. Безотлагательного ремонта требуют объекты теплоснабжения, электрические сети и другое инженерное оборудование; 9) миграционная ситуация требует обустройства вынужденных переселенцев, обеспечения их жильем и работой. Преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере должно, на наш взгляд, включать решение нескольких ключевых задач, а именно: 1) повышение мотивации труда, личной заинтересованности трудящихся. Обеспечение роста заработной платы и предпринимательских доходов в связи с конечными результатами, повышением производительности труда. Плодотворный труд и предпринимательская деятельность должны позволять жить достойно; 2) обеспечение полной занятости как мощного фактора роста производства, повышения у экономически активного населения уверенности в росте доходов и умножении имущества;
3) усиление страховых принципов социальной политики, увязку материального положения населения с размерами его взносов, а также платежей работодателей и государства на компенсацию утраты доходов в связи с наступлением страховых случаев; 4) обеспечение всему населению минимальных социальных гарантий (в потреблении, жилище, образовании, охране здоровья и др.), а наиболее социально-уязвимым слоям и прежде всего нетрудоспособным - адресной социальной поддержки от предпринимателей и государства; 5) развитие способностей людей, создание эффективной системы общего и профессионального образования, подготовки и повышения квалификации кадров. С целью решения указанных проблем Правительство Российской Федерации будет принимать меры, направленные на дальнейшее осуществление институциональных преобразований и повышение уровня и качества жизни населения России. Рассмотрим перспективные планы правительства более подробно.
Модернизация образования Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим необходимо модернизировать систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Основные усилия Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального проекта в сфере образования. Предусматривается осуществление следующих мероприятий: - стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; - информатизация образования; - расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; - формирование 2 национальных университетов и 2 бизнес-школ; - дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, в том числе учителей начальных классов;
- ежегодное поощрение лучших учителей. Кроме того, первоочередными мерами являются: - оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям в приобретении лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; - внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет; - переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса; - оказание способной и талантливой молодежи государственной поддержки, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов. Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы. Применительно к предстоящему среднесрочному периоду эти задачи могут быть решены путем осуществления следующих мер: а) обеспечение развития инфраструктуры непрерывного профессионального образования; б) осуществление перехода на уровневую систему высшего профессионального образования, создание организационных и правовых механизмов интеграции программ начального и среднего профессионального образования, включения их в систему непрерывного профессионального образования. Будут разработаны новые образовательные стандарты профессионального образования с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников, будет обеспечено участие работодателей в разработке указанных стандартов, учебных планов и программ, а также в итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования.
в) значительное повышение эффективности системы образования детей предшкольного возраста с обеспечением максимального охвата программами предшкольного обучения детей 5 - 6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей, с тем чтобы предоставить им равные стартовые возможности в получении школьного образования. Для удовлетворения индивидуальных потребностей детей в получении знаний в течение всего периода обучения в общеобразовательной школе им будут предоставляться услуги дополнительного образования; г) создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования путем: - преобразования образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы по результатам своей деятельности; - повышения качества кадрового состава системы образования. Следует разработать и ввести в действие эффективные механизмы системы оплаты труда педагогических работников, ориентированных на повышение качества и эффективности работы. - создания условий для развития общественных институтов в управлении образованием. Распространение практики использования таких форм общественного участия в управлении, как попечительские и наблюдательные советы, позволит повысить контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений, что будет способствовать снижению инвестиционных рисков при инвестировании в образовательную сферу; - обеспечения прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями; - внедрения новых механизмов финансирования учебных заведений на основе нормативно-подушевого и программного принципов, разработки и апробации механизмов государственной поддержки образовательного кредитования. Реализация указанных мер позволит обеспечить более эффективное включение образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|