Совершенствование пенсионной системы в России
В целях реализации пенсионной реформы в России в 2001 - 2002 годах был принят основной пакет законодательных актов, обеспечивающих переход от распределительной системы финансирования пенсий к смешанной пенсионной системе, организационно дополненной негосударственными организациями и обеспечивающей широкую возможность выбора застрахованными лицами порядка формирования своих пенсионных накоплений. Вместе с тем в пенсионной системе Российской Федерации остается нерешенным ряд проблем, тормозящих ее дальнейшее развитие. В их числе реформирование льготных пенсий, назначенных ранее общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии, обеспечение среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы. Остаются не в полной мере реализованными конкурентные преимущества негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования. Требуют дальнейшего совершенствования механизмы сбора и учета страховых взносов, методики учета операций по формированию и инвестированию пенсионных накоплений, а также учета доходов от инвестирования пенсионных накоплений. Основными направлениями проведения пенсионной реформы являются: а) завершение формирования нормативной правовой базы обеспечения проведения пенсионной реформы. Совершенствование законодательства Российской Федерации в части регулирования, в том числе: -профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации; -порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностей инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста в Российской Федерации;
-особенностей финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, сформированной в негосударственных пенсионных фондах; -прав застрахованных лиц на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Также предстоит повысить уровень пенсионного обеспечения с тем, чтобы в среднесрочной перспективе размеры социальных пенсий полностью обеспечивали прожиточный минимум пенсионеру, и соответственно были бы повышены базовые части трудовых пенсий; б) разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования, в том числе путем: -повышения привлекательности негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования за счет расширения предлагаемых ими форм пенсионных продуктов; -уточнения правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов; -разработки мер по повышению эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и предотвращения конфликта интересов в сфере формирования и инвестирования пенсионных накоплений, определения порядка инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов; -установления требований к раскрытию информации негосударственными пенсионными фондами; -развития институциональной основы актуарной деятельности. Заключение
Подведем итоги выполненной дипломной работы. Реформы 90-х привели к кардинальным изменениям в сфере социально-трудовых отношений и уровне жизни населения. Значительное влияние на снижение реальных доходов населения и рост бедности оказали гиперинфляция и обесценивание основных видов доходов населения - заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, а также сбережений граждан. Снижение объемов производства и закрытие многих предприятий привело к значительному сокращению рабочих мест и высвобождению работников, росту явной и скрытых форм безработицы. В результате около четверти населения страны находятся за чертой бедности.
Произошли существенные изменения в области региональной концентрации денежных доходов. Она резко усилилась доходов в городах-мегаполисах Санкт-Петербурге и особенно Москве при весьма тревожном положении в ряде других регионов. Ярким свидетельством социального бедствия являются интегральные показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения России. Сегодня в России по сведениям официальной статистики около 30 млн. российских граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума и относятся к бедным слоям населения. Одной из основных причин бедности населения стала безработица 90-х годов. В конце 2005 года 3,2 млн. человек, или 3,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные. Еще одним, по мнению большинства специалистов главным фактором, определяющим низкие показатели уровня и качества жизни населения России, является низкий уровень заработной платы. Проблема Российской бедности заключается не в том, что бедными являются безработные граждане, за чертой бедности находится и работающее население. Дешевый труд разоряет страну, тормозит технический прогресс, блокирует структурную перестройку, рационализацию занятости населения, убивает стимулы к творческой, эффективной работе, порождает массовую бедность разрушает нравственность и трудовую мораль, подрывает конкурентоспособность экономики, снижает инвестиционную привлекательность отдельных объектов и целых отраслей. Только в случае постоянного увеличения экономического благосостояния России общество может надеяться на повышение уровня и качества жизни населения. Но, экономический рост государства не гарантирует автоматическое улучшение уровня и качества жизни всех без исключения слоев общества. Существуют особые категории граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке, уровень и качество жизни которых напрямую зависит от пособий государства.
Необходимо признать и понять, что в условиях свободного функционирования рыночных отношений нельзя обеспечить равномерное распределение денежных доходов. Понятие неконкурирующих групп играет важную роль при объяснении неравенства в распределении доходов. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности. Они существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим возможностям зарабатывать. Реально существует значительное неравенство между лицами, владеющими собственностью, а, следовательно, и получающими от нее доход. Огромное большинство домохозяйств мало или вообще не имеют собственности, приносящей доход, а именно доходы от собственности определяют положение домохозяйств на самой верхушке пирамиды доходов. Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Благодаря сбалансированной социальной политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству. В России, несмотря на некоторое улучшение после кризиса 1998 г., в социальной сфере сложилась ситуация, граничащая с национальной катастрофой. Идет отмирание социально-экономической ткани общества, несколько лет в режиме деградации существуют сферы потребления, семейно-бытовая, сфера досуга и др. Имеет место опасная переоценка Правительством возможностей населения для выживания, население больше не может выступать донором политики, означающей благотворительность для капитала и жесточайшую эксплуатацию наемного труда. Резкое и устойчивое снижение уровня жизни населения свидетельствует о крайней необеспеченности национальной безопасности страны.
Подчеркивая необходимость проведения назревших реформ в социальной сфере, необходимо понимать, что главным препятствием на их пути является бедность основной массы населения. Пока граждане России находятся в депрессивном психологическом состоянии состоянии, никакие социальные реформы (пенсионная, ЖКХ и др.) проводить невозможно. Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М., Высшая школа, 1993- 436 с. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: – М.: Юрайт, 2005.-201с. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая Часть вторая. – М.: Экзамен, 2005. - 512с. 4. Федеральный закон РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изм. от 27 мая 2000 г., 22 августа 2004., 1 июля 2005 г.) // Правовая система Консультант Плюс 2005 г. 5. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 717 «О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации на 2002-2010 годы и до 2015 года», с изм. и доп. От 6 июня 2002 г.) // Правовая система Консультант Плюс 2005 г. 6. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2005 годы), с изм. и доп. от 03 декабря 2004 г.//Правовая система Консультант Плюс 2005 г. 7. Аверин А.Н. Социальная политика государства. - М.: АНХ, 2002.-166 с. 8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов.-М.: Финансы ЮНИТИ, 2002.-687 с. 9. Веселкова И.Н., Комаров Ю.М. Как сохранить нацию.- М.: «Академкнига», 2002.-429 с. 10. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения).- М.: Издательство «Экзамен», 2003.-294 с. 11. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник.- М.: `Дашков и К`, 2003. - 416 с. 12. Волгин Н.А., Котляр А.Э. Социальная политика. Учебник // Общая редакция Н.А.Волгина.-2-е издание. Стереотип – М.: «Экзамен», 2004. - 736 с. 13. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика / Общая редакция Л.С. Тарасевича. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996,- 352 с. 14. Гэлбрейт К. Экономическая политика измеряется результатами // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №5. - С. 32-37 15. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА–М, 2001.- 974 с. 16. Микроэкономика // Под. Ред. Яковлевой Е.Б. – М. –СПб., Поиск, 2001. – 358 с. 17. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям // Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 1999. – 544 с.
18. Ракитская Г.Я. Социально-трудовые отношения (Общая теория и проблемы становления их демократического регулирования в современной России). - М.: Институт перспектив и проблем страны, 2003. - 480 с. 19. Рынок труда: Учебник./Под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина.-2-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательство `Экзамен`, 2003.-480 с. 20. Сморчкова В.И. Арктика-регион мира и глобального сотрудничества: (Институциональные предпосылки устойчивого развития)//- М.:Изд-во РАГС, 2003. -246 с. 21. Социальная политика: Толковый словарь. Издание второе, доработанное //Общ. ред. д.э.н., проф.Н.А.Волгин.Отв. ред.д.э.н., проф. Б.В. Ракитский. - М.:Изд-во РАГС.2002.-456 с. 22. Социальная политика: Учебник./Под общ. ред. Н.А.Волгина.- М.: Изд-во «Экзамен», М.: 2004.-736 с. 23. Экономика труда (социально-трудовые отношения)/Под ред.Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова-М.: `Экзамен`,2002.-736 с. 24. Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели// Человек и труд. 2005, №6.- С. 76-79 25. Заславский И.К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2001, №2.- С.76-91. 26. Лужков Ю. Россия в XXI веке: процветание или прозябание? // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №1. - С. 9-15 27. Львов Д. Финансовая система и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N5.- С.16-18 28. Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2000, №2.-С.90-106 29. Зубкова С.П. К сбалансированию политики доходов населения // Российский экономический журнал, 2004 № 11-12.- С.45-43 30. Капелюшников Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. 2001 №2.- С.73-74 31. Конторович В. Новые предпринимательские структуры и восстановление экономики России // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №3. - С. 14-18 32. Костин Г. Потенциал ВПК и концепция устойчивого социально-экономического развития России // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №2.-С.5-6 33. Котц Д. Изменит ли Россия экономический курс? // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №2. - С. 22-23 34. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2001, №3.- С.47-52 35. Реддавей П. Корни и последствия российского кризиса // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №2. - С. 24-27 36. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. Госкомстат России. – М.: ИНФРА–М, 2005.- 246 с. 37. Стратегия развития государства на период до 2010 года. (доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ по руководством В.И. Ишаева) // Российский экономический журнал. - 2004. - №1. - С. 3-37 38. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2000, №11-12.- С.50-59 39. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2001, №2.- С.102-113 40. http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/09/93296.shtml 41. http://www.Libertarium.ru Разумов А.А. Социальная политика России. 42. http://www.iteam.ru Понизов В. Приоритеты социальной политики определены. 43. http://www.ехpert.ru Прокопов Ф. Эффективность пособий по безработице. 44. http://www.open-forum.ru/meeting/551.html 45. http://obzor.tomsk.ru Томский обзор от 18.01.2005 46. http://www.iip.ru Международные инвестиционные проекты, Аналитика. Приложение 1. Динамика отношения % населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума к общей численности населения
Приложение 2
Динамика величины прожиточного минимума и средней заработной платы
Приложение 3
Динамика покупательской способности заработной платы
Потребление продуктов питания
Приложение 5
Численность студентов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|