Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И 2 методом «многоугольника»




 

 

Определение уровня конкурентоспособности

Предприятия

 

Единой методики определения конкурентоспособности предприятия не создано, есть только несколько авторских методик. Наиболее известными методами являются:

1. Матричный метод.

Суть оценки конкурентоспособности состоит в анализе матрицы, построенной в определенной системе координат (по вертикали — темпы роста или снижение количества продаж (по горизонтали — относительная доля товара на рынке). Наиболее конкурентоспособными будут те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Метод является показательным, но при наличии достоверной информации об объемах продаж продукции на анализируемых предприятиях. Однако получение подобной информации бывает затруднительным, что снижает практическую ценность данного метода.

2. Метод, базирующийся на конкурентоспособности товара.

В основе этого метода лежит определение конкурентоспособности товара по формуле:

(10)

 

где Q качество товара;
суммарные затраты.

 

По конкурентоспособности товара судят о конкурентоспособности самого предприятия.

3. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции.

Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, на которых наилучшим образом организованы производство, сбыт продукции и где эффективнее управление финансами.

Наибольший интерес представляет методика И. Максимовой. Она предлагает использовать следующие критерии оценки конкурентоспособности [13, с. 33—39]:

1) Эффективность производственной деятельности предприятия (Эп), рассчитав следующие показатели:

— издержки производства на единицу продукции;

— фондоотдача;

— рентабельность товара;

— производительность труда.

2) Финансовое положение предприятия (Фп), рассчитав:

— коэффициент автономности;

— коэффициент платежеспособности;

— коэффициент абсолютной ликвидности;

— коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

3) Эффективность организации сбыта и продвижения товара (Эсб), рассчитав:

— рентабельность продаж;

— коэффициент затоваренности готовой продукции;

— коэффициент загрузки производственной мощности;

— коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.

4) Конкурентоспособность товара (Кт), рассчитав ее через следующие показатели:

— качество;

— цена.

Рассчитав частные критерии, можно рассчитать коэффициент конкурентоспособности предприятия по формуле:

 

(11)

 

Следует отметить, что кроме И. Максимовой метода есть и другие авторские методики, где берется во внимание и конкурентоспособность персонала, и др.

4. Графический метод («метод многоугольника»).

 
 

 

 


Рис 16. Оценка конкурентоспособности предприятий 1 и 2

 

Оценка конкурентоспособности предприятий так же ведется по площадям многоугольников: чем больше площадь, тем выше конкурентоспособность предприятия.

5. Методика Фатхутдинова Р. А. [26, с. 271].

Автор предлагает определить конкурентоспособность предприятия по формуле:

 

(12)

 

(13)

 

где ai удельный вес i-го товара в общем объеме продаж за анализируемый период;
bj показатель значимости рынка, на котором представлен товар предприятия. Для промышленно развитых стран значимость рынка принимается равной 1, для остальных стран показатель значимости — 0,7, для внутреннего рынка — 0,5;
Vi, Vобщ объем продаж;
Кi j конкурентоспособность i-го товара на j-ом рынке;
n количество товаров.

 

Краткие выводы

1. В классическом определении конкурентоспособности товара соотносятся два фактора — качество товара и его цена: чем выше качество товара и ниже его цена, тем выше способность товара быть реализованным, т. е. более конкурентоспособным по отношению к товару-конкуренту на данном рынке.

2. В сегодняшних условиях появились дополнительные факторы, усиливающие конкурентоспособность товара по отношению к товару-конкуренту: это расширенный пакет сервисных услуг; затраты на эксплуатацию продукции в постпродажный период; новизна продукции.

3. Основными направлениями повышения конкурентоспособности продукции являются: внедрение инноваций, как основы улучшения качества продукции и снижения затрат на ее производство; повышение роли стандартов на качество; увеличение пакета сервисных услуг; снижение эксплуатационных затрат; расширение рекламной деятельности предприятия; усиление маркетинговой деятельности.

4. В настоящее время отсутствуют единые методики как оценки конкурентоспособности товара, так и самого предприятия, однако разработан целый ряд авторских методик, позволяющих провести такие оценки.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «конкурентоспособность».

2. Охарактеризуйте существующие различные точки зрения на понятие «конкурентоспособность».

3. Каково соотношение понятий «конкурентоспособность товара — конкурентоспособность предприятия — конкурентоспособность страны»?

4. Назовите основные пути повышения конкурентоспособности.

5. Охарактеризуйте методику оценки конкурентоспособности продукции по методу Фатхутдинова Р. А.

6. Охарактеризуйте методику оценки конкурентоспособности продукции по методу «1111—5555».

7. Охарактеризуйте методику оценки конкурентоспособности продукции по «методу многоугольника».

8. Охарактеризуйте методику оценки конкурентоспособности предприятия по матричному методу.

9. Охарактеризуйте методику оценки конкурентоспособности предприятия по методу Максимовой И.

10. Охарактеризуйте методику оценки конкурентоспособности предприятия по методу Фатхутдинова Р. А.

11. Охарактеризуйте методику оценки конкурентоспособности предприятия по «методу многоугольника».

 

ПРАКТИКУМ

 

ТЕСТЫ

1. На чем основан вывод о конкурентоспособности товара?

а) На соотношении «качество: цена»;

б) На соотношении «цена: качество».

2. Что представляет собой метод 1111—5555?

а) Это оценка качества товара;;

б) Это оценка конкурентоспособности товара;

в) Это оценка конкурентоспособности предприятия.

3. Метод оценки конкурентоспособности однопараметрических товаров (метод Фатхутдинова Р. А.) основан на:

а) расчете полезного эффекта товара за срок его службы;

б) соотношении полезного эффекта товара и совокупных затрат за срок его службы;

в) соотношении полезного эффекта товара и совокупных затрат за срок его службы с учетом коэффициентов, характеризующих несоответствие показателей качества товара требованиям потребителей.

 

ЗАДАНИЕ 1

На рынке производства воздушных поршневых компрессоров имеют место несколько товаров-конкурентов. Предприятие готовит к выпуску еще два новых образца подобного товара. Необходимо, воспользовавшись методикой оценки конкурентоспособности товара Фатхутдинова Р. А., на основе приведенных исходных данных сделать вывод об их конкурентоспособности по отношению к товарам-конкурентам. Решение оформить в виде таблицы 6 (данные взяты из книги Фатхутдинова Р. А. «Конкурентоспособность организации в условиях кризиса»…, с. 264).

 

Таблица 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...