Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация работы по сертификации




 

Организация работ по сертификации в России от лица Госстандарта ведется в рамках систем сертификации.

Система сертификации определяется как система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия.

Второе определение, утвержденное Госстандартом: система сертификации — это совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

Таким образом, проведение сертификации возможно только в рамках системы сертификации, которая должна быть признана всеми ее участниками и зарегистрирована в установленном порядке.

Основной целью систем обязательной сертификации являются защита потребителей от приобретения товаров, работ и услуг, которые опасны для их жизни, здоровья, имущества или для окружающей среды.

Другие цели, для которых создаются системы обязательной и добровольной сертификации — это улучшение качества продукции, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и содействие экспорту продукции, если система признана за рубежом.

В настоящий период в России действует 15 систем обязательной сертификации и свыше 80 систем добровольной сертификации. Из обязательных систем наиболее распространенной является система сертификации ГОСТ Р. Ее структура показана на рисунке 12, а пояснения даны ниже.

 
 

 

 


Рис 12. Структура системы сертификации, действующая

В системе ГОСТ Р

 

1. Национальный орган по сертификации (Госстандарт России). Он осуществляет организацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами РФ.

2. Центральный орган по сертификации:

— устанавливает процедуры сертификации продукции на основе требований государственного стандарта и систем сертификации;

— участвует в работе по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системах;

— рассматривает и согласовывает проекты стандартов и др. нормативные документы;

— участвует в аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, проведение инспекционного контроля за их деятельностью;

— готовит предложения по признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

— рассматривает апелляции, касающиеся действий органов по сертификации и испытательных лабораторий.

3. Органы по сертификации — это орган, который проводит сертификацию соответствия. Его функции:

— формирование (комплектация) и актуализация фонда нормативных документов, которые используются при сертификации однородной продукции;

— прием и оформление заявок на сертификацию от предприятий (торговли);

— определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории для проведения испытаний продукции;

— оформление и выдача сертификата соответствия, его регистрация в государственном реестре системы;

— отмена или приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия (после инспекционной проверки).

4. Испытательная лаборатория.

Основные требования, предъявляемые к лаборатории:

— независимость;

— беспристрастность;

— неприкосновенность (т. е. работники лаборатории не должны подвергаться административному, финансовому и др. давлению);

— техническая компетентность, т. е. наличие квалифицированного персонала, оборудования, нормативных документов.

Испытательные лаборатории существуют независимо от органов сертификации и являются узкоспециализированными.

5. Заявители (изготовители и продавцы).

6. Совет по сертификации. Его функции:

— Разрабатывает предложения по формированию единой политики сертификации продукции для потенциально-опасных промышленных производств, объектов в системе государственного технического надзора.

— Анализирует функционирование систем сертификации, подготавливает рекомендации по их совершенствованию и содействует реализации этих рекомендаций.

7. Научно-методический центр.

Он занимается актуализацией фондов нормативно-технической документации по сертификации; участвует в работе комиссий по аккредитации органов сертификации, испытательных лабораторий, аттестации экспертов; принимает участие в разработке программ обучения, подготовки и аттестации экспертов; проводит научные исследования и разрабатывает предложения по совершенствованию методики и практики работ по сертификации продукции.

8. Комиссия по апелляции.

Она формируется национальным и центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникающих при проведении сертификации.

Сертификация проводится по установленным в системе сертификации схемам [22, с 47].

Схема сертификации — это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции, услуг, систем качества и персонала.

Каждая система сертификации предусматривает несколько схем.

При выборе схемы сертификации учитываются особенности производства конкретной продукции, требуемый уровень доказательности и возможные затраты заявителя.

Количество испытаний продукции в схемах идет по нарастающей, т. е. самой простой и дешевой является схема № 1, наиболее дорогой является схема № 5.

При этом схема № 5 признана на международном уровне и применяется для продукции, поставляемой на экспорт.

В целом действует 10 схем сертификации. Из них схема № 1—№ 5 относятся к испытаниям отдельных образцов взятой продукции. Схема № 7 относится к испытаниям партии продукции. Схема № 8—№ 10 — это испытание каждого образца выпускаемой продукции.

Нарастание количества испытаний в разных схемах идет следующим образом:

1) простейшее испытание — это испытание образца в испытательной лаборатории (№1);

2) в схеме № 2 помимо 1 добавляется испытание образцов, взятых из продажи;

3) в схеме № 3 применяется помимо 1 и 2 анализ состояния производства;

4) в схеме № 5 предусматривается сертификация системы качества предприятия, изготавливающего продукцию и предусматривается контроль стабильности условий производства и функционирования системы качества на предприятии. Также схема № 5 предусматривает инспекционный контроль продукции уже получившей сертификат соответствия.

Схемы для сертификации услуг не соответствуют схемам по сертификации продукции, в частности, имеет место 5 схем, которые предусматривают следующие испытания:

1) оценка мастерства исполнителя;

2) оценка процесса оказания услуг;

3) аттестация предприятия, оказывающего услугу;

4) сертификация системы качества;

5) выборочная проверка результатов услуги (опрос клиентов);

6) инспекционный контроль осуществляется после выдачи сертификата соответствия.

Процесс сертификации продукции проходит в пять этапов:

1 этап — заявка на сертификацию.

Заявитель выбирает орган по сертификации и подает ему заявку на ее проведение. Орган рассматривает заявку и определяет процедуру сертификации, включая определение испытательной лаборатории, которая будет проводить испытания.

2 этап — оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям.

Такая оценка зависит от объекта сертификации:

а) сертификация продукции:

— отбор и идентификация образцов;

— испытание образцов;

— оформление протокола испытаний.

б) сертификация услуг:

— проверка результата услуги;

— оформление протокола испытаний услуги.

в) сертификация системы качества:

— предварительная оценка по документам системы качества;

— проверка системы качества на самом предприятии;

— составление акта проверки.

г) сертификация персонала:

— сдача экзамена в экзаменационном центре;

— оформление протокола экзамена.

3 этап — анализ результатов оценки соответствия.

На этом этапе анализы испытаний, оформленные в виде протоколов, направляются в центр по сертификации.

4 этап — решение по сертификации.

Он включает:

1) оформление сертификата соответствия и знака соответствия.

2) отказ в выдаче сертификата соответствия в случае наличия расхождений между результатами испытаний, приведенными в протоколе, и нормативными требованиями к продукции.

5 этап — инспекционный контроль за сертифицированными объектом. На этом этапе проводится периодическая проверка правильности использования сертификатов соответствия и знаков соответствия.

Орган по сертификации в случае положительности выдает сертификат на продукцию на определенный срок:

— действие сертификата на продукцию распространяется на срок ее службы, эксплуатацию и реализации;

— сертификат на услугу выдается на 3 года;

— на системы качества предприятия — до 3 лет;

— на персонал — 5 лет.

Содержание сертификата соответствия приведено в Приложении 7. В Приложении 8 приведены правила по заполнению бланка сертификата соответствия на продукцию.

Успешная сертификация соответствия возможна только при высокой компетенции участников сертификации и их взаимном доверии друг к другу. Это может обеспечить аккредитация. В соответствии с ИСО — это официальное признание того, что испытательная лаборатория (орган по сертификации) правомочна осуществить конкретные испытания или типы испытаний.

Цели аккредитации:

1. Повышение качества работы и укрепления доверия к органам по сертификации со стороны заявителей, государства и др. заинтересованных структур.

2. Обеспечение конкурентоспособности продукции, услуг на внутреннем и внешнем рынках.

3. Признание испытаний и сертификатов соответствия на национальном, европейском и мировом уровнях.

Задачи аккредитации:

1. Установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации.

2. Установление общих правил аккредитации.

3. Создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам.

4. Сотрудничество национальных структур по аккредитации с зарубежными.

В России процесс аккредитации начал развиваться с 1992 года. В 1995 г. создана самостоятельная система аккредитации (РОСА). В рамках этой системы действует стандарты ГОСТ Р 51000. Структура системы аккредитации показана на рисунке 13, а ниже даны пояснения.

Совет по аккредитации — координирует деятельность по аккредитации.

Органы по аккредитации:

а) в обязательной аккредитации — Государственный стандарт; другие федеральные органы;

б) в добровольной сфере — юридические лица, отвечающие установленным требованиям — ПРОМСЕРТИКА, ФВАСК.

 

 


Рис 13. Структура системы аккредитации

 

Объектами аккредитации являются:

1) испытательная лаборатория;

2) измерительная лаборатория;

3) метрологические службы;

4) органы по сертификации;

5) организации подготовки экспертов;

6) контролирующие организации.

Этапы процесса аккредитации:

Этап 1. Подача заявки.

Этап 2. Проведение экспертизы.

Назначение экспертов, формирование комиссии, анализ заявочных документов в органе по аккредитации, проведение экспертизы на месте, составление отчета.

Этап 3. Решение по аккредитации.

Проверка результатов экспертизы, затем вынесение решения по аккредитации (отказ), затем оформление аттестата, затем регистрация в государственном реестре.

Этап 4. Инспекционный контроль — периодические проверки по соблюдению требований по аккредитации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...