Организация работы по сертификации
Организация работ по сертификации в России от лица Госстандарта ведется в рамках систем сертификации. Система сертификации определяется как система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. Второе определение, утвержденное Госстандартом: система сертификации — это совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Таким образом, проведение сертификации возможно только в рамках системы сертификации, которая должна быть признана всеми ее участниками и зарегистрирована в установленном порядке. Основной целью систем обязательной сертификации являются защита потребителей от приобретения товаров, работ и услуг, которые опасны для их жизни, здоровья, имущества или для окружающей среды. Другие цели, для которых создаются системы обязательной и добровольной сертификации — это улучшение качества продукции, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и содействие экспорту продукции, если система признана за рубежом. В настоящий период в России действует 15 систем обязательной сертификации и свыше 80 систем добровольной сертификации. Из обязательных систем наиболее распространенной является система сертификации ГОСТ Р. Ее структура показана на рисунке 12, а пояснения даны ниже.
Рис 12. Структура системы сертификации, действующая В системе ГОСТ Р
1. Национальный орган по сертификации (Госстандарт России). Он осуществляет организацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами РФ. 2. Центральный орган по сертификации:
— устанавливает процедуры сертификации продукции на основе требований государственного стандарта и систем сертификации; — участвует в работе по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системах; — рассматривает и согласовывает проекты стандартов и др. нормативные документы; — участвует в аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, проведение инспекционного контроля за их деятельностью; — готовит предложения по признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний; — рассматривает апелляции, касающиеся действий органов по сертификации и испытательных лабораторий. 3. Органы по сертификации — это орган, который проводит сертификацию соответствия. Его функции: — формирование (комплектация) и актуализация фонда нормативных документов, которые используются при сертификации однородной продукции; — прием и оформление заявок на сертификацию от предприятий (торговли); — определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории для проведения испытаний продукции; — оформление и выдача сертификата соответствия, его регистрация в государственном реестре системы; — отмена или приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия (после инспекционной проверки). 4. Испытательная лаборатория. Основные требования, предъявляемые к лаборатории: — независимость; — беспристрастность; — неприкосновенность (т. е. работники лаборатории не должны подвергаться административному, финансовому и др. давлению); — техническая компетентность, т. е. наличие квалифицированного персонала, оборудования, нормативных документов. Испытательные лаборатории существуют независимо от органов сертификации и являются узкоспециализированными.
5. Заявители (изготовители и продавцы). 6. Совет по сертификации. Его функции: — Разрабатывает предложения по формированию единой политики сертификации продукции для потенциально-опасных промышленных производств, объектов в системе государственного технического надзора. — Анализирует функционирование систем сертификации, подготавливает рекомендации по их совершенствованию и содействует реализации этих рекомендаций. 7. Научно-методический центр. Он занимается актуализацией фондов нормативно-технической документации по сертификации; участвует в работе комиссий по аккредитации органов сертификации, испытательных лабораторий, аттестации экспертов; принимает участие в разработке программ обучения, подготовки и аттестации экспертов; проводит научные исследования и разрабатывает предложения по совершенствованию методики и практики работ по сертификации продукции. 8. Комиссия по апелляции. Она формируется национальным и центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникающих при проведении сертификации. Сертификация проводится по установленным в системе сертификации схемам [22, с 47]. Схема сертификации — это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции, услуг, систем качества и персонала. Каждая система сертификации предусматривает несколько схем. При выборе схемы сертификации учитываются особенности производства конкретной продукции, требуемый уровень доказательности и возможные затраты заявителя. Количество испытаний продукции в схемах идет по нарастающей, т. е. самой простой и дешевой является схема № 1, наиболее дорогой является схема № 5. При этом схема № 5 признана на международном уровне и применяется для продукции, поставляемой на экспорт. В целом действует 10 схем сертификации. Из них схема № 1—№ 5 относятся к испытаниям отдельных образцов взятой продукции. Схема № 7 относится к испытаниям партии продукции. Схема № 8—№ 10 — это испытание каждого образца выпускаемой продукции. Нарастание количества испытаний в разных схемах идет следующим образом: 1) простейшее испытание — это испытание образца в испытательной лаборатории (№1);
2) в схеме № 2 помимо 1 добавляется испытание образцов, взятых из продажи; 3) в схеме № 3 применяется помимо 1 и 2 анализ состояния производства; 4) в схеме № 5 предусматривается сертификация системы качества предприятия, изготавливающего продукцию и предусматривается контроль стабильности условий производства и функционирования системы качества на предприятии. Также схема № 5 предусматривает инспекционный контроль продукции уже получившей сертификат соответствия. Схемы для сертификации услуг не соответствуют схемам по сертификации продукции, в частности, имеет место 5 схем, которые предусматривают следующие испытания: 1) оценка мастерства исполнителя; 2) оценка процесса оказания услуг; 3) аттестация предприятия, оказывающего услугу; 4) сертификация системы качества; 5) выборочная проверка результатов услуги (опрос клиентов); 6) инспекционный контроль осуществляется после выдачи сертификата соответствия. Процесс сертификации продукции проходит в пять этапов: 1 этап — заявка на сертификацию. Заявитель выбирает орган по сертификации и подает ему заявку на ее проведение. Орган рассматривает заявку и определяет процедуру сертификации, включая определение испытательной лаборатории, которая будет проводить испытания. 2 этап — оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям. Такая оценка зависит от объекта сертификации: а) сертификация продукции: — отбор и идентификация образцов; — испытание образцов; — оформление протокола испытаний. б) сертификация услуг: — проверка результата услуги; — оформление протокола испытаний услуги. в) сертификация системы качества: — предварительная оценка по документам системы качества; — проверка системы качества на самом предприятии; — составление акта проверки. г) сертификация персонала: — сдача экзамена в экзаменационном центре; — оформление протокола экзамена. 3 этап — анализ результатов оценки соответствия. На этом этапе анализы испытаний, оформленные в виде протоколов, направляются в центр по сертификации.
4 этап — решение по сертификации. Он включает: 1) оформление сертификата соответствия и знака соответствия. 2) отказ в выдаче сертификата соответствия в случае наличия расхождений между результатами испытаний, приведенными в протоколе, и нормативными требованиями к продукции. 5 этап — инспекционный контроль за сертифицированными объектом. На этом этапе проводится периодическая проверка правильности использования сертификатов соответствия и знаков соответствия. Орган по сертификации в случае положительности выдает сертификат на продукцию на определенный срок: — действие сертификата на продукцию распространяется на срок ее службы, эксплуатацию и реализации; — сертификат на услугу выдается на 3 года; — на системы качества предприятия — до 3 лет; — на персонал — 5 лет. Содержание сертификата соответствия приведено в Приложении 7. В Приложении 8 приведены правила по заполнению бланка сертификата соответствия на продукцию. Успешная сертификация соответствия возможна только при высокой компетенции участников сертификации и их взаимном доверии друг к другу. Это может обеспечить аккредитация. В соответствии с ИСО — это официальное признание того, что испытательная лаборатория (орган по сертификации) правомочна осуществить конкретные испытания или типы испытаний. Цели аккредитации: 1. Повышение качества работы и укрепления доверия к органам по сертификации со стороны заявителей, государства и др. заинтересованных структур. 2. Обеспечение конкурентоспособности продукции, услуг на внутреннем и внешнем рынках. 3. Признание испытаний и сертификатов соответствия на национальном, европейском и мировом уровнях. Задачи аккредитации: 1. Установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации. 2. Установление общих правил аккредитации. 3. Создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам. 4. Сотрудничество национальных структур по аккредитации с зарубежными. В России процесс аккредитации начал развиваться с 1992 года. В 1995 г. создана самостоятельная система аккредитации (РОСА). В рамках этой системы действует стандарты ГОСТ Р 51000. Структура системы аккредитации показана на рисунке 13, а ниже даны пояснения. Совет по аккредитации — координирует деятельность по аккредитации. Органы по аккредитации: а) в обязательной аккредитации — Государственный стандарт; другие федеральные органы; б) в добровольной сфере — юридические лица, отвечающие установленным требованиям — ПРОМСЕРТИКА, ФВАСК.
Рис 13. Структура системы аккредитации
Объектами аккредитации являются: 1) испытательная лаборатория; 2) измерительная лаборатория; 3) метрологические службы; 4) органы по сертификации; 5) организации подготовки экспертов; 6) контролирующие организации. Этапы процесса аккредитации: Этап 1. Подача заявки. Этап 2. Проведение экспертизы. Назначение экспертов, формирование комиссии, анализ заявочных документов в органе по аккредитации, проведение экспертизы на месте, составление отчета. Этап 3. Решение по аккредитации. Проверка результатов экспертизы, затем вынесение решения по аккредитации (отказ), затем оформление аттестата, затем регистрация в государственном реестре. Этап 4. Инспекционный контроль — периодические проверки по соблюдению требований по аккредитации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|