В области качества (на примере критерия 1)
Составляющие критериев рассматриваемой модели приведены в Приложении 11. Критерий 1, например, позволяет оценить, как руководители организации всех уровней определяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют ее реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они во-влечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации. Как видно из Приложения 11, этот критерий охватывает пять составляющих, по которым должна быть предоставлена информация для оценки. В свою очередь, каждая составляющая содержит рекомендуемые области оценки. Так, в рамках составляющей 1а применительно к руководителям всех уровней управления организации оцениваются: — определение руководителями предназначения (миссии) организации и выработка ее стратегической цели (видение будущего); — формирование и поддержание руководителями собственным примером этических норм и ценностей, на основе которых создается культура организации; — анализ и повышение руководителями результативности своего руководства организацией; — личное активное участие руководителей в деятельности по совершенствованию; — определение приоритетов в деятельности по совершенствованию; — стимулирование и поддержка атмосферы сотрудничества в организации. Аналогичным образом построена структура и всех остальных критериев, входящих в состав модели, что позволяет оценить работу достаточно тщательно. Оценить уровень своей деятельности, сравнить себя с лидерами, определить свои сильные и слабые стороны, спланировать мероприятия по улучшению работы, привлечь к этому весь персонал — все это стало возможным благодаря методу самооценки, который положен в основу модели российской премии.
Прошедшие конкурсы позволили определить отечественные предприятия и организации, являющиеся лидерами в работе по качеству. Несмотря на то, что премии Правительства РФ в области качества были учреждены только в 1996 году, конкурс уже стал традиционным. Начиная с 1997 года, число участников конкурса ежегодно возрастает. Среди лауреатов конкурса есть известные в стране и за рубежом предприятия, есть и совсем молодые, успешно развивающиеся в последнее десятилетие. В числе лауреатов предприятия оборонного комплекса, сумевшие не только сохранить, но и приумножить присущие им традиции производства и одновременно обеспечивать рынок продукцией гражданского назначения. Предприятия-лауреаты премии получают памятную стеллу и имеют право размещать на своей продукции отличительный знак лауреатства (рис.20).
Рис. 20. Отличительный знак лауреатства
Победители конкурсов подтвердили свою репутацию надежных производителей высококачественной продукции или услуг и продемонстрировали успешную работу организаций, целенаправленно развивающих деятельность по качеству с использованием зарубежного и отечественного опыта. Идеи премии нашли отклики среди организаций различных отраслей промышленности и сферы услуг. В Приложении 12 приведен список лауреатов Премии Правительства РФ в области качества за 1997—2007 гг. [20, с. 259].
Участие предприятий в конкурсе «100 лучших Товаров России»
Самый массовый из конкурсов продукции проводится в рамках Программы «100 лучших товаров России». На истории этого конкурса наиболее ярко прослеживается тенденция возрастающего интереса к проблемам качества [17, с. 120].
История конкурса такова. Осенью 1997 года в редакции журнала «Стандарты и качество» родилась идея провести опрос региональных центров стандартизации и метрологии Госстандарта России и попросить их назвать самый лучший, самый интересный товар региона. Центров тогда было 100, отсюда и название «100 лучших товаров России». Когда идею стали обсуждать в Академии проблем качества, президент академии А. В. Гличев увидел в ней не разовую акцию, а возможность широкого мониторинга качества по всей России. Далее было обсуждение в Госстандарте, одобрение, идея превратилась в положение о Программе-конкурсе «100 лучших товаров России» и получила путевку в жизнь. О самом конкурсе, правилах его проведения, этапах, применяемых методах отбора конкурсантов, разработанной специально для него методике стратегического оценивания товара написано достаточно много. Публикации можно найти в журнале «Стандарты и качество», в центральной и местной печати. Мы остановимся лишь на некоторых моментах. Уже первый конкурс 1998 года привлек внимание более 1000 предприятий из 60 регионов. Сегодня их число приближается к 1600, а к 60 регионам присоединились ещё 13. Если в 1998 г. было подано 1148 заявок, то в этом году на региональном уровне рассматривалось более 3 тысяч, из них на федеральный уровень было отобрано 1176 наименований продукции. Конкурс, проводившийся ранее только для товаров народного потребления, на второй год существования вышел за эти рамки. В каталог лучших товаров были помещены некоторые сведения и о товарах производственно-технического значения. Нашлись желающие сравнить свои успехи и в этой области. На третий год, по требованию предприятий, для таких товаров пришлось ввести отдельную номинацию, товары же народного потребления были поделены на две группы — продовольственные товары и промышленные товары для населения. Таким образом, вместо одной сотни лауреатов конкурс должен выявить три. Некоторые регионы вышли с инициативой распространить конкурс и на услуги. Первый эксперимент в рамках Программы уже проведен в Сочи. Самая характерная особенность Программы — ее региональная составляющая. Именно в регионах идет основная работа по конкурсному отбору, там находится большинство предприятий, там — региональные центры Госстандарта России, там общества потребителей и т. д. Там формируются региональные конкурсные комиссии, куда входят представители региональных ЦСМ и отделений Академии проблем качества, обществ потребителей и местных СМИ. Возглавляют работу комиссий обычно представители региональной администрации.
В регионах осуществляется и надзор за качеством продукции, удостоенный золотых и серебряных дипломов, который осуществляют в порядке государственного надзора органы Госстандарта России. В большинстве регионов, участвующих в Программе, администрация уделяет ей большое внимание, используя конкурс для стимулирования движения за качество и пропаганды передового опыта. Вручение дипломов конкурса, приуроченное как правило либо к Всемирному дню качества, либо к какому-то мероприятию регионального масштаба, проводится на областных, краевых, республиканских конференциях, где ведется серьезный разговор о качестве и его роли в выходе из кризиса, об опыте передовых предприятий, об уроках истории и т.п. Во многих регионах дипломы вручают главы администраций или их заместители. Программа «100 лучших товаров России», начавшись с конкурса и его методического обслуживания, постепенно разворачивается в подлинную программу действий по пропаганде идей качества и оказания содействия предприятиям. Первой и самой серьезной задачей Программы стала помощь тем, кто хочет определить пути экономической стабильности, разработать и внедрить систему качества. Организаторы Программы — Госстандарт России, Академия проблем качества, редакция журнала «Стандарты и качество», руководствуясь тем, что владение информацией при выборе партнера и помощника —это экономия половины времени и средств, предлагают руководителям предприятий точную и проверенную информацию о квалифицированных консультантах, об органах по сертификации систем качества. Просветительская, информационно-рекламная и пропагандистская деятельность ведется по нескольким направлениям.
Во-первых, это работа РИА «Стандарты и качество» и журнала-инициатора Программы, которые представляют лауреатов и дипломантов, готовят и выпускают специальный ежегодный итоговый каталог, рекламируя их достижения. Во-вторых — систематическая работа дирекции Программы со средствами массовой информации. В 1998 году, когда Программа только заявляла о себе, она встретила в центральных газетах, журналах, на телевидении довольно прохладный прием. С 1999 года с ними удалось наладить более тесные контакты. Если Программу-98 поддержали в основном журналисты в регионах, на следующий год в работу активно включались некоторые центральные газеты, такие как «Российская газета», «Комсомольская правда», «Труд», «Гудок». «Коммерсантъ-Деньги» и др. Ею заинтересовались и некоторые телевизионные программы. Сегодня на пресс-конференциях Программы-конкурса «100 лучших товаров России» можно встретить представителей многих самых популярных средств массовой информации. Важное направление информационной работы — выход в электронную сеть Интернет. По адресу www.100best.ru представлены все предприятия-изготовители лучшей продукции. Любой потенциальный партнер, будь то поставщик, покупатель или инвестор, сможет найти первичную информацию об интересующем его предприятии и о продукции, которую оно выпускает, связаться либо непосредственно с самим предприятием, либо через организаторов Программы. Самый заметный и привлекательный момент для предприятий, предлагающих свою продукцию на конкурс «100 лучших товаров России» — ежегодный каталог товаров-лауреатов и конкурсантов. Интерес к нему проявляют не только в России. Его знают и за рубежом — в США, в Германии, во Франции, в других странах, особенно после публикации в журналах «Стандарты и качество» и «Европейское качество». Предприятия-лауреаты конкурса имеют право на своей продукции и рекламе размещать отличительный знак лауреатства (Рис. 21).
Рис. 21. Отличительный знак лауреатства
Подводя итог, можно сказать, что Программа-конкурс «100 лучших товаров России» продемонстрировала, с одной стороны, стремление ее участников активно включиться в движение за качество и конкурентоспособность российских товаров, а, с другой — необходимость быстрого реагирования на запросы участников путем введения новых номинаций и форм работы. Самый же главный итог состоит в том, что знак Программы стал восприниматься потребителями как гарантия качества, а увеличение доли товаров с таким знаком на рынке — как один из признаков возрождения отечественной промышленности [, с. 122].
Краткие выводы 1. Самооценка деятельности предприятия является важнейшей составляющей по улучшению качества работы и повышения качества выпускаемой продукции (услуги) как ее результата. 2. Премия Правительства РФ в области качества, учрежденная в 1996 г., основана на модели делового совершенства, где оцениваются две группы критериев — «возможности» и «результаты» работы организации по балльной системе. Цель премии — выявить предприятия и организации, достигшие значительных результатов в области качества продукции и услуг, внедрившие высокоэффективные методы управления качеством, и познакомить общественность с их достижениями. Критерии премии могут быть использованы для собственного самоанализа с целью улучшения деятельности. 3. Программа-конкурс «100 лучших товаров России» имеет своей целью выявить лучшие отечественные товары и услуги. Конкурс проводится на региональном уровне, где идет основная работа по конкурсному отбору товаров-претендентов. Итогом конкурса является ежегодный Каталог товаров-лауреатов и конкурсантов, интерес к которому проявляют не только в России, но и за рубежом, что способствует повышению конкурентоспособности российских товаров.
Вопросы для самоконтроля 1. Когда и с какой целью в России была учреждена Премия Правительства в области качества? 2. Кто имеет право участия в конкурсе на лауреатов премии? 3. Назовите дату и цель учреждения Премии Правительства РФ в области качества. 4. Охарактеризуйте порядок участия в конкурсе на лауреатов премии. 5. Перечислите этапы проведения конкурса. 6. Перечислите основные условия участия предприятий (организаций) в конкурсе. 7. Назовите оценочные критерии Премии Правительства РФ в области качества. 8. Что дает предприятиям участие в конкурсе? 9. Назовите известные Вам предприятия-лауреаты Премии Правительства РФ в области качества. 10. Когда и с какой целью в России был учрежден конкурс «100 лучших товаров России»? 11. Какова история создания программы-конкурса «100 лучших товаров России»? 12. Охарактеризуйте порядок участия в конкурсе «100 лучших товаров России». 13. Назовите основные отличия Премии Правительства в области качества и конкурса «100 лучших товаров России». 14. Перечислите основные условия участия предприятий (организаций) в конкурсе «100 лучших товаров России». 15. Назовите товары-лауреаты конкурса «100 лучших товаров России». 16. Каков итог программы-конкурса «100 лучших товаров России»?
ПРАКТИКУМ
ТЕСТЫ 1. Назовите год учреждения в России Премии Правительства в области качества. а) 1996 год; б) 1997 год; в) 1998 год. 2. Участие в конкурсе на получение Премии Правительства РФ в области качества для предприятий является… а) обязательным; б) добровольным. 3. Каковы основные задачи конкурса на получение Премии Правительства РФ в области качества? а) Оценить уровень работы предприятия в области управления качеством, выявив свои сильные и слабые стороны; б) Сравнить себя с лауреатами конкурса — лидерами в работе по управлению качеством; в) Сформулировать направления по улучшению работы предприятия в области качества; г) Все перечисленные задачи вместе взятые. 4. Каковы основные задачи конкурса «100 лучших товаров России»? а) Выявить лучшие товары-победители отечественных производителей; б) Познакомить общественность через средства массовой информации, Интернет с лучшими товарами — победителями конкурса; в) Способствовать рекламе лучших отечественных товаров путям издания ежегодного Каталога товаров — лауреатов и конкурсантов; г) все перечисленные задачи вместе взятые.
ЗАДАНИЕ 1 Познакомьтесь подробно с критериями Премии Правительства РФ в области качества (Приложение 11). Попытайтесь провести самооценку известного Вам предприятия по отдельным критериям и по всем критериям с целью выявления направлений совершенствования.
ЗАДАНИЕ 2 Познакомьтесь с анкетами, разработанными в Мордовском госуниверситете по оценке качества деятельности факультета (Приложение 13) и оценке качества подготовки студентов (Приложение 14). Попробуйте ответить на анкеты и сформулировать общую оценку деятельности Вашего факультета по подготовке студентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|