Глава 6. Конкурентоспособность и
МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ
Понятие «конкурентоспособность» и основные Направления ее повышения
Проблема конкурентоспособности занимает одно из центральных мест и в экономической науке, и в практике работы предприятия. Особенную остроту она приобрела в условиях рыночных отношений, так как конкурентная продукция повышает способность предприятий расширять рынки сбыта и обеспечивать повышение эффективности деятельности. Понятие «конкурентоспособность» не устоялось и в отличие от понятия «качество» его нет в словарях. Также не существует в настоящее время и единых общегосударственных методик определения конкурентоспособности продукции и предприятия, а имеют место лишь авторские методики. В экономической науке и на практике имеется ряд точек зрения на понятие «конкурентоспособность»: 1. Под конкурентоспособностью понимают комплекс потребительских свойств продукции или его качество, отделяя качество от стоимости. Существует утверждение, что низкая конкурентоспособность ведет к снижению цены на товары и наоборот. Таким образом, термин «конкурентоспособность» в данном случае отождествляется с понятием качества товара. 2. Принадлежит сторонникам квалиметрической методологии ценообразования, которая исходит из предположения о цене товара, как об универсальной его характеристике, в которой отражаются все его потребительские и меновые свойства. Причем, различия таких свойств у конкурирующих товаров должно проявляться в различии цен, которые и есть конкурентоспособность. 3. Исходит из определения конкурентоспособности, как характеристики товара, в которой отражается его различие от товара конкурентов как по степени соответствия конкретной общественной потребности через набор свойств продукции, так и по затратам на ее удовлетворение.
Однако в товаре потребительские свойства не отделимы от его стоимостных характеристик и, следовательно, величина конкурентоспособности товара зависит как от размера потребительских свойств, т.е. качества так и от его стоимости. Классическим подходом к конкурентоспособности товара является следующее: чем выше потребительские свойства, т. е. качество товара и чем ниже стоимость или цена товара, тем выше способность товара быть реализованным, т. е. более конкурентоспособным по отношению к товару-конкуренту на данном рынке. Это можно представить в виде формулы 5:
(5)
Но в настоящее время у целого ряда товаров-конкурентов сложилась примерно равная цена при примерно равном качестве. И тогда появляются дополнительные факторы конкурентоспособности продукции, которыми являются: — сервисный пакет услуг (бесплатная доставка, установка; увеличение срока гарантии на продукцию; расширение сети сервисных пунктов, где ремонт или обслуживание продукции обходится дешевле и качественнее в силу специализации на продукции конкретного производителя.); — затраты на эксплуатацию продукции в постпродажный период (иене энерго-, топливоемкие); — новизна продукции. Понятие «конкурентоспособность» присуще разным объектам — продукции, предприятию, стране. Их соотношение можно проследить на примере, проведенном в монографии Яшина Н. С. [32, с. 43]. Если конкурентоспособность страны — это способность государства создать условия для эффективного функционирования субъекта хозяйствования на рынке через экономические и административные рычаги, то конкурентоспособность предприятия (фирмы) — это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции. А так как конкуренция предприятий на мировом рынке принимает характер конкуренции самой продукции, то конкурентоспособность товара — это относительная характеристика конкретного проявления степени реализации потенциала самого предприятия и условий его функционирования.
Соотношение этих понятий сродни айсбергу в океане. Верхушка его (внешнее проявление) — конкурентоспособность товара, внутренняя суть — конкурентоспособность предприятия, а океан — конкурентоспособность страны (рис. 14).
Рис 14. Соотношение понятий конкурентоспособность
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|