Движущие силы сказочных игр
Стр 1 из 16Следующая ⇒ ТРЕНИНГ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой РЕЧЬ Санкт-Петербург 2006 ББК 88.4 363 363 Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинке-вич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с. ISBN 5-9268-0406-Х В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтичес-кие программы. Используя эти программы, можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей. В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению. Книга будет полезна и специалистам — детским психологам, педагогам, воспитателям и заботливым родителям. Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Тренинг по сказкотерапии». ISBN 5-9268-0406-Х © Т. Зинкевич-Евстигнеева и др. © Издательство «Речь», 2006 © И. Могутова, рисунки, 2006 © П. Борозенец, обложка, 2006 Содержание Предисловие.................................................................... 5 Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС........................................................11 Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков......................................................................................11 Введение........................................................................11 Занятие первое и занятие самое последнее: диагностика результативности.................................................................12 Занятие второе: знакомство со сказочной страной и ее королем 17 Занятие с третьего по девятое: знакомство со слугами-чувствами 20 Третье занятие: знакомство со слугой по имени радость...........22 Занятие четвертое: знакомство со слугой по имени грусть........26
Занятие пятое: знакомство со слугой по имени интерес............31 Занятие шестое: знакомство со слугой по имени злость............36 Занятие седьмое: знакомство со слугой по имени страх............38 Занятие восьмое и девятое: знакомство со слугами по имени обида, вина и удовольствие.............................................................44 Занятие десятое: заговор обиды..............................................44 Занятие одиннадцатое: в поисках любви..................................47 Занятие двенадцатое: возвращение короля...............................47 Т. Зинкевич-Евстигнеева. СКАЗКИ ЗВЕЗДНОЙ СТРАНЫ ЗОДИАКАЛИИ...........................................................50 Введение........................................................................50 СКАЗКА О СОЗВЕЗДИЯХ..........................................................58 Сказка о том, как в стране зодиакалии появился ее первый житель — ОВЕН........................................................................61 Сказка о том, как в зодиакалии появился второй житель — ТЕЛЕЦ..................................................................................64 Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие БЛИЗНЕЦОВ......................................................................................67 Сказка о том, как возникло созвездие РАКА.............................70 Сказка о том, как на небе появилось созвездие ЛЬВА................74 Сказка о шестом жителе зодиакалии — созвездие ДЕВЫ.........76 Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие ВЕСОВ......79 Сказка о восьмом жителе зодиакалии — созвездии СКОРПИОНА.......................................................................82 Сказка о созвездии СТРЕЛЬЦА...............................................86 Сказка о том, как появилось в зодиакалии созвездие КОЗЕРОГА 89 Сказка о созвездии ВОДОЛЕЯ.................................................93 Сказка о том, как в зодиакалии появился последний житель — созвездие РЫБ.....................................................................96 Н. Соловьева. ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»......................................... 100 Введение................................................................................ 100 Оборудование и материалы...................................................... 106 Несколько слов из опыта работы по программе.......................... 107
СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ........................................................... 109 Занятие Ml.................................................................... 109 Занятие № 2........................................................................................................112 Занятие № 3........................................................................................................114 Занятие № 4.......................................................................................................116 Занятие № 5........................................................................................................118 Занятие № 6........................................................................................................120 Занятие № 7........................................................................................................123 Занятие № 8........................................................................................................125 Занятие № 9........................................................................................................127 Занятие № 10.....................................................................................................129 О. Смирнова. КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ВРЕМЕНАХ ГОДА132 Введение......................................................................132 Ознакомительный модуль....................................................... 134 Коррекционно-развивающий модуль........................................ 146 Интеграционный модуль......................................................... 154 Логопедические задания.......................................................... 158 Открытое логопедическое занятие «Волшебная избушка»........... 164 Литература............................................................................. 170 ПРЕДИСЛОВИЕ Дорогие друзья! Если вы выбрали нашу книгу — наверное, вашей душе свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то новенького, «остренького», неожиданного... А ведь чудо — совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, основанных на методе сказкотерапии. Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоречить мировоззрению психоаналитика, или «гештальтиста», или «энэлписта», или поклонника аддерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело брать их за основу психопрофилактических, коррекци-онно-развивающих и психотерапевтических курсов.
Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Материал, основанный на метафорах, должен «уложиться» в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект «незавершенного действия». Подобный прием позволяет оставить восприятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их способность к размышлению. Тренинг по сказкотерапии Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психологическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном уровне. Это — отличительная особенность сказкотерапевтической методологии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и душами воспитанников. Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам: дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И конечно, большим подарком для нас будет, если вы расскажете нам об этом. Чтобы вам было удобнее творить в рамках наших программ, мы приводим три таблицы и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и сказок (см. стр. 7-10). Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии». Предисловие Таблица 1 Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
Тренинг по сказкотерапии
Таблица 2 Движущие силы сказочных игр
Предисловие
Таблица 3 Игровая матрица
Условные обозначения и комментарий: СМР — сенсомоторное развитие. Подразумевается сенсорно-перцептивное и психомоторное развитие. Развитие способности отслеживать свои ощущения (5 модальностей) и развитие представлений о многообразии движений. ЭВР — эмоционально-волевое развитие. Подразумевается знакомство с чувствами, осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности. ПР — познавательное развитие. Подразумевается развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно-следственных связей, способности к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, а также — исследование объектов окружающего мира, обучение. КР — коммуникативное развитие. Подразумевается формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества. ТР — творческое развитие. Подразумевается развитие творческих, созидающих возможностей личности с использованием творческих видов деятельности. КСМ — конструктивное социальное моделирование. Подразумевается формирование творческого конструктивного подхода к действительности и ее изменению, формирование образа будущего, его разыгрывание. Разыгрывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип психодрамы). СК — ситуативная коррекция. Подразумевается отыгрывание проблемного поведения ребенка в актуальной ситуации, гибкое «игровое» реагирование на «незапланированные» реакцию и поведение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|