Дидактическая программа для детей
ОТ 2-х ЛЕТ (развивающее обучение, профилактика школьной дезадаптации) ВВЕДЕНИЕ Мне приходится работать с острой проблемой, именуемой «профилактика школьной дезадаптации». За годы работы я пришла к выводу, что профилактикой школьной дезадаптации может стать раннее интеллектуальное развитие детей посредством систематических занятий, организованных в игровой форме. Эти занятия позволяют развивать у детей внимание, мышление, память, восприятие, речь, воображение. О раннем интеллектуальном развитии детей идут споры уже не первое десятилетие. Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, он открывает новые перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы обучения. Естественно, необходимо учитывать психофизиологические особенности детей, такие как: Введение • Неспособность к точности движений, которая обусловлена недоразвитием корковых структур (это трудности при письме). • Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов психических функций происходит постепенно и сопровождается поочередным функциональным вступлением в строй мозговых структур. Другим аспектом данной проблемы является вопрос о формах обучения, оказывающих влияние на психическое развитие. В. В. Давыдов отмечает, что сама форма обучения и воспитания расширяет свои возможности при переходе от одного возраста к другому (Давыдов В. В., 1972 г.). Максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка-дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.
Д. Б. Эльконин в статье «Развитие речи в раннем детстве» отмечает, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя невозможны вне овладения звуковой системой родного языка. Освоение звуковой стороны языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка (фонематического слуха) и формирование произнесения звуков речи. На эту теорию я опираюсь, организуя игры по развитию фонематического слуха и обучая детей чтению. Чтение рассматривается как процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели. Поэтому с 3-х лет дается понятие «слово», «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук». Каждый звук обозначается буквой. Тренинг по сказкотерапии Дети учатся определять первый и последний звук, порядок звуков в слове, давать каждому звуку характеристику. К 5 годам (если обучались с 3-х лет) дети свободно делают звуковой (фонемный) анализ любого слова, записывают слова с гласными, не делая ошибок типа: мал (вместо мял), йама (вместо яма). Учатся также определять место звука в слове, придумывать слова с заданным звуком. Фонемный анализ дает ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать. Л. Е. Журова (1974 г.) разработала методику формирования данного действия и показала, что его можно развивать уже с младшего дошкольного возраста при условии, что оно введено в контекст игры. Но при фонемном анализе, производимом без материализации, дети забывают, какое слово они анализируют или какую фонему они уже выделили, или не знают, какую очередную фонему им надо выделить, или не видят, когда же заканчивается анализ, и не могут установить допускаемых ошибок. Следовательно необходима такая форма материализации, при которой моделировалась бы именно данная сторона фонемной структуры слова. На первом этапе моделью звука в конце слова является фонема, которая закладывается в графическое изображение слова. Все фишки одного цвета (нейтрального).
На следующем этапе фишки приобретают цвет (по признаку гласный—согласный). Классифицируются согласные (по признаку твердости—мягкости), фишки.приобретают определенный цвет (мягкие — зеленые, твердые — синие). Особую остроту этой проблемы подчеркивал и Л. С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственным ребенку раннего возраста, реактивным, присущим школьному возрасту. Ребенок в дошколь- «Чудеса на песке» ном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым (учителем), однако лишь в силу того, как программа взрослого становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребенка. Этот тип обучения Л. С. Выготский называл спонтанно-реактивным. Таким образом, мы вплотную подошли к вопросу о том, что такое развивающее обучение. Чаще всего развивающее обучение рассматривается как средство повышения или ускорения умственного развития детей разных возрастов. Другая позиция, активно отстаиваемая в отечественной психологии В. В. Давыдовым, состоит в том, что обучение только тогда может считаться развивающим, когда оно способно изменить тип мышления человека, превратив его из рассудочного, «классифицирующего», продуцируемого всей сложившейся системой обучения и воспитания в разумное, «теоретическое». Практическое, рассудочное мышление, с токи зрения В. В. Давыдова, позволяет человеку в результате многократного повторяющегося опыта выделить нечто общее, сходное у ряда предметов или ситуаций, абстрагировав его от частных случаев, и обобщить, разорвав тем самым генетическую связь внешне не сходных объектов. Реальная возможность изменить тип мышления появляется, по мнению В. В. Давыдова, в младшем школьном возрасте. Различие в подходах к проблеме развивающего обучения обусловлены не только пониманием его цели, но и разными средствами его реализации. Так, одни психологи решающее значение придают изменению содержания и формы образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), другие достигали развивающего эффекта обучения главным образом посредством усовершенствования методов обучения (Л. В. Занков), третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности
Тренинг по сказкотерапии школьников и тем самым повысить эффективность усвоения (Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский). Таким образом, развивающим называют такое обучение, которое так или иначе оказывает влияние на умственное и психическое развитие ребенка. Применительно к дошкольникам правильнее говорить о развивающих занятиях или развивающей работе, поскольку учение не является основным видом деятельности ребенка-дошкольника, несмотря на все попытки раннего обучения. Однако понимая обучение в самом широком смысле, как ознакомление ребенка с окружающим миром во всей его полноте и взаимосвязях, можно использовать и понятие «развивающее обучение», ибо маленького ребенка развивает любое новое знание или новый опыт. Идея написания серии дидактических, познавательных занятий на песке возникла после посещения тренинга по песочной терапии под руководством Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Песочница — идеальное место для организации таких занятий, учитывая возраст детей, посещающих наши курсы (от 2 до б лет). «Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка». Песочница позволяет построить партнерские отношения с детьми, обмениваться мыслями и чувствами, устанавливается особая атмосфера между педагогом и детьми. Цель данных занятий: раннее интеллектуальное развитие и раннее обучение грамоте посредством специально организованных познавательных занятий на песке. В соответствии с «зоной ближайшего развития» ребенка в задачи программы входит развитие и формирование у него следующих навыков: • самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;
• анализа, сравнения, обобщения, классификации, рассуждения по аналогии; «Чудеса на песке». • ориентации в окружающем мире, а также развитие различных видов памяти (механической, тактильной, словесно-логической и т.д.); • развитие конвергентного (логического, последовательного, однонаправленного) мышления; • формирование и развитие всех видов восприятия: восприятие предметов, пространства, времени, цвета; • развитие связной речи, обогащение словаря, развитие фонематического слуха; • развитие коммуникативных навыков; • знакомство с понятиями: звук, гласный звук, согласный звук, твердый (сердитый) звук, мягкий (добрый) звук. Позиция звука в слове. Запись слов моделью-фишкой. Каждое занятие состоит из нескольких частей, связанных единым сказочным и игровым сюжетом. Мониторинг. Для оценки эффективности и результативности программы можно использовать следующие известные методики: • «Включение в ряд» (автор А. Л. Венгер) Цель: выявить умение устанавливать отношения между предметами по величине. • «Рыбка» (автор В. В. Холмовская) Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности. • «Что лишнее» Цель: выявление уровня развития элементов логического мышления, степени развития обобщения. • «Диагностика умения определять качественные и количественные соотношения предметов и явлений» Тренинг по сказкотерапии Цель: выявить степень сформированности умения определять качественные и количественные соотношения между предметами • «Диагностика опосредованного запоминания» (А. Н. Леонтьев) Цель: исследование возможности опосредованного запоминания, развития у ребенка логических связей в процессе запоминания. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ 1. Песочница, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок1. Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50x70 см, глубина 8-10 см. Если предполагается проведение занятий с большими группами, лучше заказать большую песочницу. Ее размеры могут быть: • 140x100 см, глубина 10-12 см или • 80x80 см, глубина 8-10 см. Дно и борта песочницы необходимо выкрасить в голубой цвет. В этом случае борта будут символизировать небо, а дно — воду. Песок нужно просеять, промыть под проточной водой и заполнить одну треть песочницы. В коллекции небольших игрушек должны быть: — деревья, растения, — камешки, ракушки, бусины, — разнообразные домики, — маленькие фигурки, изображающие различных героев, персонажей. 1 Подробнее о методе песочной терапии можно прочитать в книге Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. Грабенко «Чудеса на песке». СПб., «Речь», 2005.
«Чудеса на песке» 2. Фишки-схемы: цветные и нецветные. 3. Фигурки или картинки: гном, машины (разные виды транспорта), дома (разного цвета и величины), насекомые (муха, пчела, стрекоза, бабочка, гусеница, кузнечик, жук), животные (корова, коза, собака, овца, кот, козел) птицы (утка, индюк, ворон, петух, гусь, пеликан, лебедь, цапля), деревья (разной высоты), рыбки (четырех цветов — желтый, синий, зеленый, красный), игрушки (корова, лодочка, цветы, елка, машина), жуки (большой, средний, маленький). 4. Геометрические фигуры (квадраты, круги, овалы, треугольники, прямоугольники). 5. Кожаные или картонные полоски — дорожки разного цвета, разной ширины, разной длины. 6. Пластмассовые или картонные буквы (А, О, У, И, Э, М). 7. Схемы строительства: гаражи, птичник, загон для зверей, схема выкладывания цветов (из косточек). 8. Схематические изображения «звуковичков» (человечки с открытым и закрытым ртом).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|