Несколько слов из опыта работы по программе
Данная программа апробирована на индивидуальных занятиях с детьми 3-4 лет. Дети Тренинг по сказкотерапии занимаются в парах Продолжительность занятий 35-40 минут. Количество обучающихся — 10 пар (20 человек). Дети пришли на курсы с разным «багажом» знаний. Например, Аня и Вла-дик занимаются уже 2 года. Первый год познавательные занятия проводились не на песке, но принцип построения и организация обучения тот же. На данном этапе малыши прекрасно делают звуковой анализ слов из 3-5 звуков (гласные-согласные, твердые-мягкие), умеют определять количество слогов в слове, определять заданный взрослым звук в слове (его наличие или отсутствие), определять позицию звука в слове (в начале или в конце). Конечно, дети читают. Что касается познавательных процессов, то можно отметить прекрасно развитую зрительную память, хорошо развитые пространственные отношения, безошибочное выполнение заданий в «логических дорожках», нахождении четвертого лишнего. Дети знают все геометрические формы и цвета (включая оттенки). Прекрасно строят по схемам из различных видов конструктора (схемы прорисованы). Анечка усидчива, с 2 лет любит занятия на развитие мелкой моторики, конструированию. Очень рано начала разукрашивать, не выходя за контур. Материал схватывает быстро и без особых усилий. Дома практически не закрепляют прошедшее. Речь развита хорошо. Все звуки выговаривает четко. Владик пришел «молчуном». Все задания выполнял охотно, но разговаривать отказывался. Усидчивостью не отличался. Работаем в тесном контакте с родителями. Результаты оправдывают усилия. Сейчас разговаривает, но нуждается в логопедической помощи. Программу усваивает хорошо.
Опишу еще одну пару. Арман и Саша. Занимаются первый год. Пришли в возрасте 4-х лет. Знали буквы. Несмотря на разницу в возрасте работали по той же программе, что и «Чудеса на песке» предыдущая пара. Саша хорошо овладела звуковым анализом, а Арману приходится постоянно напоминать о различии звуков. Возможно, влияет двуязычие. Зачитали дети быстро. Упражнения на развитие логического мышления требуют больших повторений, чем в предыдущей паре. На пространстве песочного и обычного листа ориентируются хорошо. Зрительная память развита лучше, чем остальные виды памяти. СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИИ Все занятия проходят в песочнице. ЗАНЯТИЕ № 1 Знакомство с понятием «звук». Ориентировка в пространстве. Величина (широкий, узкий). Оборудование: машины, изображающие различные виды транспорта; кожаные или картонные ленты разной ширины и разного цвета; игрушечный гном; кирпичики для строительства; схемы строительства гаражей; картинки с изображением дома, шляпы, шара, моста, лодки, дерева. Схематическое изображение звуковичков. Педагог. Здравствуйте, дорогие ребята. Не хотите ли попутешествовать вместе со мной? Где? В одной загадочной стране, которая находится совсем рядом, в нашей песочнице. На чём мы отправимся в путь? {На транспорте.) А какой вид Тренинг по сказкотерапии транспорта выберем: наземный, водный, воздушный? (Наземный, потому что путешествовать будем по песку.) А какой транспорт мы называем наземным? (Автобус, машина, трамвай, троллейбус.) Отлично. Вот машины, выбирайте любой автомобиль, но не забудьте назвать, какого он цвета. Только того будет слушаться машина, кто правильно назовет ее цвет. (Вносим машинки в песочницу, где проложены дороги разной ширины. Их можно нарисовать и уплотнить, полив водой, а можно выложить кожаными лентами.) — Итак, кто выбирает красную дорогу? Чем она отличается от синей? А от желтой? (Красная широкая, синяя поуже, желтая самая узкая.)
Молодцы. Покажите, какие вы мастера вождения. (Проехав по дорогам, дети оказываются у одного и того же места. В песочнице построены ворота. У ворот сидит Гном. Гном приветствует детей (педагог от имени гнома ведет беседу с детьми). Гном. Ребята, эти ворота ведут в необычный город. Называется он Город Звуков. В нашем городе много разноцветных домов. В каждом доме жильцы селятся по определенным правилам. Хотите познакомиться с моими друзьями, посмотреть как у нас красиво? Чтобы открыть ворота, вам надо просто произнести любой звук. (Дети произносят именно звуки, а не их сочетания. Гном строго следит за этим правилом. Если дети затрудняются, то Гном просит вспомнить звук, который издают жуки или ветер...) Отлично, путь открыт. Заезжайте, дорогие гости. Вы можете прогуляться по городу, познакомиться с жителями разных домов. Посмотрите, нам навстречу бегут малыши (появляются схематические изображения зву- «Чудеса на песке» ковичков, отличающихся тем, что у одних ротики широко открыты, а у других закрыты). Как они похожи! Но есть небольшое отличие в их внешности! Назовите, какое {открытые и закрытые ротики). Звуковички (голосом педагога). Дорогие гости, помогите нам, мы потерялись и не можем вернуться домой! Гном. Конечно мы вам поможем! Расскажите, как выглядит место около ваших домиков? Звуковичок 1. Мой дом находится справа от елки и слева от реки. (Дети в песочнице отыскивают домик и селят в него звуковичка.) Звуковичок 2. А мой дом на правом берегу реки, между красным и зеленым домом. (Вновь дети отыскивают домик и селят звуковичка.) Педагог. Слышу, что вдалеке гремит гром. Значит, скоро дождь, а машины поставить некуда. Предлагаю построить гаражи. Гном приготовил нам схемы и необходимый строительный материал. Подберите удобное место в песочнице для своего гаража и за дело. (Дети по готовым схемам из строительного материала возводят постройки.) Гном. Какие красивые гаражи у вас получились! Прочные, крепкие и надежные! Но пора вам возвращаться домой, потому что скоро ночь. Хочу вам помочь найти короткую тропинку. Для этого вам надо запомнить приметы и строго идти только по ним.
(Гном перечисляет предметы, которые встретят дети в песочнице: дом, шляпа, шар, мост, лодка, дерево. Предметов или картинок с изображением этих предметов больше. Задача детей — запомнить то, что произнес Гном, и найти верную дорогу.) Педагог. Вот мы и вернулись домой! Что вам запомнилось? С кем мы познакомились?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|