Как рассказать ребенку о временах года
Задание № 1 Цель — развитие творческого воображения, фантазии. Взрослый обращается к детям со словами: — Прикоснитесь к волшебному камню. Какого он цвета? (Синего.). Почувствуйте, какой он холодный. Вам становится очень холодно. Прислушайтесь... Слышите, как трещит мороз? Как хрустит снег под ногами? Как воет вьюга? Закройте глаза — перед вами зима. Расскажите, что вы видите. Какая она — зима? Или: — Прикоснитесь к волшебному камню. Какого он цвета? (Зеленого.) Почувствуйте его прохладу, прикосновение теплого ветерка. Слышите, как журчит ручеек? Как звонко поют птицы? Как плачет сосулька? Закройте глаза — перед вами весна. Расскажите, что вы видите. Какая она — весна? Или: — Прикоснитесь к волшебному камню. Какого он цвета? (Красного.) Почувствуйте, какой он горячий. Ощутите прикосновение легкого ветерка. Слышите, как трещит кузнечик? Как жужжит шмель? Полюбуйтесь полевыми цветами: колокольчиками, маками, ромашками, васильками. Закройте глаза — перед вами лето. Расскажите, что вы видите. Какое оно — лето? Или: — Прикоснитесь к волшебному камню. Какого он цвета? (Желтого.) Почувствуйте его прохладу. Слышите, как идет дождь, как опадают листья с деревьев и шелестят под ногами? Прислушайтесь... Это прощаются с нами перелетные птицы, они улетают в теплые края. Закройте глаза — перед вами осень. Расскажите, что вы видите. Какая она — осень? Взрослый еще раз перечисляет времена года, дает им краткую характеристику, напо- Тренинг по сказкотерапии минает цвет каждого времени года. А ребенок как губка впитывает эту информацию и рассказывает о воображаемых картинах: «Картина осени», «Картина зимы», «Картина весны», «Картина лета». Заметили, каким фантазером стал ваш ребенок?
Задание № 2 Цель — коррекция мыслительной деятельности. Взрослый обращается к ребенку с просьбой: — Выбери для каждого времени года камень по цвету или, наоборот, по цвету камня назови время года. И далее: Расставь камни так, как идут друг за другом времена года. Еще раз назови очередность времен года. Задание № 3 Цель — коррекция мыслительной деятельности, мелкой моторики, координированных движений рук. Взрослый обращается к ребенку с вопросом: — Как ты думаешь, почему желтый цвет — это цвет осени, синий цвет — это цвет зимы, зеленый цвет — это цвет весны, красный цвет — это цвет лета? После того как ребенок выскажет свое мнение, опираясь на признаки времен года, взрослый предлагает . ему взять краски и нарисовать картину зимы ft £ 0 ft la/ с — синим цветом, картину весны — зеленым, картину лета — красным, картину осени —.ft желтым. Эти задания помогут ребенку в увлекательной форме запомнить последовательность времен года, их признаки, цветовые особенности. Как рассказать ребенку о временах года Дидактическая игра № 2 Материалы: 4 сюжетных картины с изображением всех времен года: зимы, весны, лета, осени. Обстановка: тихая, спокойная. Возможно использование музыкального фона. Взрослый читает детям следующее стихотворение: Времена года Целый год, Круглый год Время все идет-идет: То тихонечко плывет, То бежит, То летит И не убавляет ход. Целый год, Круглый год Дарит год Нам времен хоровод И идет. В сентябре, октябре, ноябре В гости Осень к нам придет. В лес она нас позовет, Где грибы растут — покажет, Песню дождика споет: Кап-кап-кап. Ветерком на нас подует: У-У-У. Листиками пошуршит: Ш-ш-ш. Перелетных птиц на юг Отправит И жучков всех усыпит. В декабре, январе, феврале В гости к нам
Тренинг по сказкотерапии Зима придет.
Дед Мороз Подарки детям принесет, Внучку в гости приведет, Елки все в лесу украсит, И наступит Новый год. А зима все окна разукрасит, Снегом все дороги заметет, Льдом покроет реки И устроит Го-ло-лед. Дед Мороз За щеки нас пощиплет, Вьюги и метели позовет, В платья снежные Деревья все оденет И про внучку снежную свою Нам тихонько песенку споет. Март, апрель и май — Ты весну встречай. Что в природе происходит, Ты скорее замечай. Ручеек журчит: Жур-жур. Птицы с юга прилетели. И на радостях они Распевают свои трели. Из-под снега Тянется подснежник, Робко солнышку Подставив лепесток. Он белее снега — Белоснежный — Первый он весны Цветок. Как рассказать ребенку о временах года Реки песни весело запели, Сбросив цепи снежные свои. Им теперь легко, И в самом деле — Сколько хочешь, Столько и теки. Солнышко землю пригрело, Траве открывая путь, И птиц перелетных песни Встречать нас весну зовут. Природа весной оживает, Скинув с себя тяжкий сон, И слышен кругом и всюду Веселой капели звон. Июнь, июль и август — Прекрасная пора. Мы скажем Дружно лету: «Ура-ypa-ypal» Мы будем веселиться, Купаться, загорать, Друг другу улыбаться — Ну, словом, отдыхать. И солнышко зажмурится, В лучах своих искрясь, В улыбке доброй, ласковой От счастья растворясь. Трещит кузнечик в травке, Стрекочет стрекоза, Жужжит пчела, И радостью Наполнились луга. Теплый дождик медленно По земле идет, И дугою радуга Тренинг по сказкотерапии Над землей встает. Ах, лето, лето красное, Цветочная пора! Какая ты прекрасная — И рада детвора. Ромашку, Колокольчик И мак, И василек В большой букет собрали И — Сплели венок. Целый год, Круглый год Время все идет-идет: То тихонечко плывет, То бежит, То летит И не убавляет ход. Целый год, Круглый год Дарит год Нам времен хоровод И идет. В хороводе этом — Осень и зима, * Весна да лето. о л I /,, Ох! Как нам знакомо это! 0 ^v \ / у ° ° Ваш ребенок уже имеет представление о временах года, их основных признаках. Но «сухое» изложение стихотворения будет неинтересным, поэтому совмещайте приятное с полезным — читайте стихотворение и пока- > \' ''оЧ! Как рассказать ребенку о временах года зывайте знакомые детям сюжетные картины с изображением зимы, весны, лета и осени.
Пройдет немного времени, и ребенок захочет еще раз послушать стихотворение о временах года. Используйте этот момент и обратитесь к ребенку с просьбой: «Когда я буду читать об осени, покажи картину "Осень", когда о зиме — картину "Зима" и т. д.». В этот момент ребенок — не пассивный слушатель, а главное действующее лицо, от которого зависит результат игры. Для детей с проблемами в интеллектуальном развитии очень важна подготовительная работа, предшествующая изложению стихотворения «Времена года». Она заключается в рассматривании каждой в отдельности сюжетной картины и разборе ее по вопросам: • Какое время года изображено на картине? • Назови признаки времени года, которые ты видишь на картине. Помните, что изложение стихотворения для таких детей должно быть медленным по темпу, с паузами, с выделением основных понятий. При этом можно приостанавливать чтение и обращаться к детям с просьбой: «Осень. Дети, покажите картину, где изображено время года — осень». Речь детей станет более четкой, образной, выразительной, если вы разучите с ними отрывки из стихотворения о любом времени года. Читая детям сказки, обращайтесь к ним с вопросами о том времени года, в какое происходит действие сказки. Помогайте им объяснять свой выбор. Почаще рассматривайте с детьми иллюстрации и по признакам, изображенным на них, учите их определять время года. Вот дети и познакомились с временами года. Теперь они знают их названия, основные признаки, цветовые особенности. Но знания эти — пока еще не прочные и не пол- Тренинг по сказкотерапии ные. Теперь наша цель — расширить представления детей о временах года и закрепить их.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|