Анализ макроэкономических результатов денежно-кредитной политики на основе кейнсианской модели общего макроэкономического равновесия.
ДКП – представляет собой совокупность государственных мероприятий в области денежно-кредитной системы. В основе кейнсианской интерпретации роли ДКП лежит тот факт, что деньги рассматриваются не только как ср-во обращения, но и как вид имущ-ва: в кейнсианской модели деньги наряду с облигациями представляют собой финансовые активы. Существование спроса на деньги как на имущ-во обусловливает влияние изм-ия кол-ва денег на реальный сектор эк-ки, и осуществляется это влияние не непосредственно, а именно через сектор имущ-ва. В самом общем виде действие ДКП в кейнсианской модели м/о описать путем последовательности событий, известной как «эф-т Кейнса»: 1) изм-е предл-ия денег при задуманных параметрах эк.конъюнктуры нарушае оптимальную структуру портфеля финансовых активов (сост.из денег и облигаций), увеличивая или уменьшя в нем долю денежных остатков; 2)эк.субъекты в ответ на такое нарушение начнут предпринимать действия по с\восстановлению оптимальной структуры: в случае роста кол-ва денег будут стараться обменять их избыток на облигации, в слуае уменьшения кол-ва денег – восполнить их нехватку путем продажи олигаций; 3)в рез-те изм-ия сроса и предложения на облигации процентная ставка начнет меняться (в первом случае – падать под влиянием роста спроса на облигации и роста их текущего курса, во втором – расти под влиянием роста предложения облигаций и снижения их текущего курса); 4)изменение ставки процента приведет к пересмотру инвестиционных планов предпринимателей и, соответственно, к изменению инвестиционного спроса и, как следствие, - совокупного спроса в целом.Т.о., в кейнсианской модели деньги не являются нейтральными, ДКП оказывает влияние на реальный сектор эк-ки, причем это влияние осуществляется не непосредственно, а через мех-м изм-ия процентной ставки. При этом важно отметить, что в соотв-вии с кейнс.концепцией ДКП оказывает действенное влияние на реальный сектор при использовании в целях сдерживания эк.конъюнктуры.
С учетом того, что изм-е кол-ва денег, как пр-ло, вызывает и рост цен, влияние ДКП можно проиллюстрировать: Пусть у(0), i(0), P(0), W(0), N(0) – исходные равновесные значения экономических параметров. При этом эк-ка нах-ся в сост-ии «перегрева» эк.конъюнктуры. В этой ситуации ЦБ предпринимает действия по сжатию ден.массы. Ответную реакцию эк-ки м/о представить след.образом: 1)кривая LM(0) сдвинется влево до пол-ия LM(2), при этом вследствие эф-та Кейнса ставка процента возрастет до i(2), инвестиционный спрос упадет др у(2). 2)кривая совокупного спроса переместится влево из положения AD(0) в положение AD(1), но станет несколько круче вследствие снижения Эл-ти инвестиционного спроса по ставке процента. 3)т.к. при ур-не цен Р(0) на рынке благ будет избыток в размере (у0-у2), то ур-нь цен начнет понижаться до Р1, оказывая влияние на совокупный спрос и совокупное предложение. 4)снижение ур-ня цен будет понижать реальный спрос на деньги, что вызовет смещение кривой LM из положения LM(2) в положение LM(1). При этом объем совокупного спроса примет значение у(1), а ставка процента – i(1). 5)снижение ур-ня цен приведет к сниж-ю ценности предельного прод-та труда, вследствие чего кривая спроса на труд переместится из положения ND(0) в пол-ие ND(1). Кривая предложения труда остается на месте, т.к. Кейнс считал, что номинальная з/пл изменяется только в дну сторону – в сторону повышения, поэтому ден.ставка оплаты труда не снизится из-за снижения цен. 6)вследствие сниж-ия спроса на труд занятость сократится с N(0) до N(1), а объем совокупного предложения – до значение у(1).
В резте новое равновесие установится при след.значениях эндогенных пар-ров: у(1), i(1), P(1), W(1), N(1), т.е. при более низком ур-не НД, цен занятости и номинальной з/пл и при более высокой ставке процента. Т.о., сжатие ден.массы выполнило свою задачу по сдерживанию экономической конъюнктуры.
32. Сравнительный анализ результативности воздействия фискальной и денежно-кредитной политики на изменение реального объема производства и уровень занятости в экономики. На практике правит-ва зачастую не отдают предпочтение мероприятиям фиск. или ден.-кредит. политики, а исп-т их в тесной взаимосвязи. След-т отметить, что в больш-ве случаев «первичными» явл-ся меропр-ия фиск. политики, т.к. 1:фиск. инструм-ты нах-ся в непосред-ом ведении правит-ва; 2: ден.-кред. политика форм-ся ЦБ, кот-ые достат-но независимы от правит-ва, а тактич. цели политики ЦБ направ-ны не на реальный сектор экон-ки,а на регул-ие показат-ей фин. рынка.
Фиск. политика воздейст-т на рост совок. спроса с помощью 2-x осн-х инструм-ов: измен-ия налог-х платежей и измен-ия госрасходов. След-ет учит-ть единоврем-ый и краткоср-ый хар-р повышающего воздейст-ия комбинир-го сочетания инструм-ов фиск. и ден-кред. политики. Рост гос. Задолжности и тем более ее монетизация д.б. ограничены, в противном случае частный сектор может направлять любое кол-во доп-ых денег не на инвестиции и на потреб-ие, а на покупку гособлигаций, как это имело место в РФ, где гос. ценные бумаги в 97-98гг стали самыми доходными инструм-ами фин. рынка. В резул-те гос-во может не только не достичь целей стабил-ции, но и столк-ся с угрозой банкротства вследствие возратания гос. задолж-ти до критич-го ур-ня. По мнению представит-ей класс. школы, и фиск. и ден-кред политика неэфф-ны. Рост гос расходов приводит к вытесн-ию фин. ресурсов из частного сектора, проявляющемуся в сокращ-ии инвест-ий. Рост налогов – к сниж-ию деловой актив-ти, измен-ие предлож-ия денег – к росту цен. Лучшее, что может сделать правит-во – проводить политику сбалансир-го бюджета и жестких фин. ограничений. По мнению представит-ей кейнсианства наиб. действенной явл-ся фиск. политика. 1:мероприятия фиск. политики непосред-но влияют на совок. спрос. 2: по мнению кейнсианцев, экон-ка зачастую оказыв-ся в ситуации ликвид. и инвест. ловушек, когда ден-кред политика недейственна. 3: инвестиц. спрос недостат-но эластичен по ставке %-та. Тут можно еще сказать про монетарный и фискальный импульс в кейнсианской концепции(см. предыдущие билеты) С т. зр. монетаристов фиск. политика вредна для экон-ки. Наращивание дефицита госбюджета сопровожд-ся неэффект-ью госрасходов и не реш-т поставл-х задач по стабилизации экон-ки. При этом возник-т эффект вытесн-ия частных инвест-ий→ фиск. политика несет угрозу свобод-му предприн-ву. Ден-кред политика более предпочтительна. Инвест. спрос по мнению монетар-ов достат-но эластичен по ставке %-та. Измен-ия в ден. секторе оказыв-т непоср-ное влияние на экон-ое развитие→ ден-кред политика д.б. предсказуемой и устойчивой. Оптим-ый прирост ден. массы, в соотв-ии с золотым правилом монетаризма, д. соотв-ть среднегод. темпам прироста нац. Дохода.
Механизм воздействия фискальной политики на совокупный спрос Согласно классической концепции инструменты фискального воздействия приводят к перераспределению средств от частного сектора к государственному и не влияют на значение реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике. В силу абсолютной гибкости цен и нейтральности денег действует эффект вытеснения 1. Спрос на деньги не зависит от ставки процента — вертикальный вид кривой LМ.
2. Полная занятость и полная загрузка производственных мощностей объясняет вертикальный вид кривой АS. 3. Рост государственных закупок за счет увеличения дефицита бюджета сдвинет кривые 1S и АD вправо 4. Рост процентных ставок (i0 ==> i1) вызовет снижение запланированных частных инвестиций в размере равном первоначальному DG, т. е. Имеет место простое перераспределение средств от частного сектора к государственному. 5. Предложение благ жестко фиксировано, предприниматели на рост совокупного спроса повысят цены (Р0 => Р1). 6. Величина реального национального дохода не изменится у = у*. В кейнсианской концепции фискальная политика есть основной инструмент макроэкономического регулирования, поскольку в связи с ростом государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает увеличение сбережений, которые являются источником финансирования государственных расходов. Эта политика наиболее эффективна в период спада (рис. 17.26, 17.27). 1. Государство для преодоления экономического спада увеличивает государственные расходы. Кривая IS=> IS1, при этом отмечается нарушение равновесия на рынке денег. 2. Эффективный спрос и процентная ставка растут y 0==> у1, r 0 => r 1, АD=>АD1. 3. На рынке благ отмечается товарный дефицит у2 > у0 4. Под воздействием товарного дефицита растут цены, что вызывает два эффекта: а) со стороны спроса: 1) в ответ на повышение цен сокращается объем покупок; 2) под воздействием уровня цен происходит сдвиг кривой LМ =•> LМ1 при этом растет процентная ставка; б) под воздействием роста цен при фиксированной номинальной заработной плате происходит падение реальной заработной платы, однако, работники в условиях денежных иллюзий не реагируют на изменение заработной платы, и кривая предложения труда остается без изменений. 5. Уменьшение реальной заработной платы изменяет ценность предельного продукта труда, предприниматели повышают спрос на труд. Так как предложение труда не меняется, то занятость возрастает. Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором уровне цен. Однако это равновесие устойчиво только в коротком периоде. В долгосрочном периоде фискальная политика не приводит к расширению активности, и все результаты нейтрализуются ростом цен и ростом процентной ставки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|