Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологические факторы и здоровье населения.




Тема 1.1.

Изучение предмета, содержание гигиены и экологии человека. Организация работы санитарно-гигиенической лаборатории.

План:

1. Изучение предмета и содержания гигиены.

2. Изучение истории возникновения и развития гигиены и экологии.

3. Изучение основных задач гигиены, объекта изучения гигиены, понятий окружающей среды и ее факторов.

4. Изучение понятия «санитария».

5. Изучение трех уровней профилактики.

6. Изучение предмета и содержания экологии человека.

7. Изучение взаимосвязи гигиены и экологии человека.

8. Изучение факторов, влияющих на состояние здоровья человека.

9. Изучение экосистемы как главного предмета экологии.

10. Изучение биосферы и ее эволюции.

11. Изучение понятий: среда обитания, экологические факторы среды, адаптация к факторам среды.

12. Изучение глобальных экологических проблем.

 

В современном обществе забота о человеке, о сохранении его здоровья и трудоспособности является важнейшей задачей. Еще в прошлом прогрессивные деятели медицины указывали, что наиболее эффективным способом охраны здоровья народа являются мероприятия, помогающие предупредить заболевания. Так, еще отец медицины Гиппократ писал: «Первая обязанность врача –заботиться о здоровье здоровых ради того, чтобы они не болели». Основоположник отечественной терапии М.Я. Мудров учил, что значительно легче беречь здоровье, чем вернуть утерянное, лечить болезнь. Гигиена – это наука о профилактики заболеваний. Основа, база, фундамент всей медицины.

Гигиена – область медицины, изучающая влияние факторов внешней среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека.

Гигиена тесно связана с экологией.

 

Экология – комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ. Экология человека изучает среду обитания человека.

ЗАДАЧИ гигиены и экологии человека:

1. Изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения;

2. Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья, физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после тех или иных нагрузок.

Внешняя среда представлена тремя блоками факторов:

1.Природные (воздух, вода, почва, продукты питания растительного и животного происхождения, солнечная радиация, зелёные насаждения, микробы, вирусы и т.д.)

2.Социальные (труд, быт, информация, образ жизни)

3.Антропогенные (в результате деятельности человека).

Исторические этапы

Термин «гигиена» происходит от древнегреческого слова «hygienos», что означает «целебный, приносящий здоровье». Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.

Истоки гигиены – в глубокой древности. Элементы гигиены имелись уже при первобытно – общинном строе, так оказывалась помощь при несчастных случаях, женщины поддерживали чистоту в жилищах, собирали лекарственные растения. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»

На территории России элементы гигиены существовали ещё у древних славян,так для предупреждения инфекционных заболеваний использовали окуривание помещений полынью и другими травами, сжигали одежду после смерти больного и т.д.

В 11 –12 веках на Руси были достигнуты несомненные успехи в вопросах санитарного благоустройства. В это время в Новгороде были сооружены первый водопровод и система канализации.

Неоценима роль Петра 1 в развитии санитарной культуры в России. Он создал медицинскую канцелярию, учредил запись родившихся и умерших, создал систему медико-санитарного обеспечения армии. При Петре 1 было открыто много военных госпиталей и гражданских больниц.

В развитии гигиены большую роль сыграли основоположники русского здравоохранения – терапевт М.Я. Мудров и акушер С.Г. Зыбелин.

Необходимо знать о деятельности трех отечественных ученых, сыгравших основополагающую роль в развитии отечественной гигиены.

А.П. Доброславин (1842-1889 гг) – создал первую кафедру гигиены (1871) при Петербургской ВМА; издал первый русский учебник по гигиене, стал издавать журнал «Здоровье», открыл первую экспериментальную гигиеническую лабораторию, организовал Русское общество по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России; разрабатывал основы коммунальной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг) – основал кафедру гигиены при Московском университете (1882 г), Гигиенический институт с городской санитарной станцией для исследования пищевых продуктов, воды и почвы; разрабатывал проблемы школьную гигиену и гигиены питания; издал трехтомное руководство по гигиене.

Г.В. Хлопин (1863-1929 гг) – ученик Эрисмана, поставил гигиену на обязательные лабораторные исследования и эксперимент, издал руководства по основам гигиены и общей гигиене.

Экология в переводе с греческого «наука о доме». В особую дисциплину экологию выделил в 1866 году Эрнест Геккель.

 

Экологические факторы и здоровье населения.

Смог, фотооксиданты – завеса из дыма и газа над земной поверхностью, в основном, в городской местности. Вещества, активизируются под действием УФЛ. В больших количествах содержатся в выхлопных газах. Смог бывает в период безветрия.Клиника отравления фотооксидантами потеря сознания, паралич дыхательной мускулатуры, что приводит к гибели. При безветрии, туманах, когда затрудняется рассеивание выбросов, концентрация примесей, особенно сернистого газа и фотооксидантов сильно возрастает, вызывая слезотечение, кашель, обострение бронхиальной астмы и сердечно-сосудистых заболеваний. В 1962 г в Лондоне за 4 дня от смога погибло более 4 тысяч человек. В Токио около 6 тысяч пострадавших. Смог – это слово стало символом загрязнения крупных промышленных городов с обилием автотранспорта. Критерием смога является наличие фотооксидантов более 0,21 мг/м в воздухе.

Парниковый (тепличный) эффект - потепление климата в целом на Земле в результате повышенного содержания в воздухе, в основном, углекислого газа (СО2).Уменьшается количество кислорода в воздухе, нарушается теплорегуляция, что приводит к резкому увеличению больных сердечными и легочными заболеваниями.

Кислотные дожди образуются над городской местностью в результате реакции воздушных паров с соединениями серы и азота, поступающих из автомобильных и промышленных выбросов. Отрицательно влияют на фотосинтез растений, состав почв и качество грунтовых вод. Выпадают вокруг городов в радиусе до 100 км. Окисляя воду и почву, кислотные дожди делают воду непригодной для питья и хозяйственных целей, снижается плодородие почвы, ухудшается пищевое качество растений, что отражается на животных. На здоровье людей действие кислотных дождей проявляется не так выражено, так как они питаются, в основном, привозной пищей.

Озоновые дыры - утоньшение или исчезновение озонового слоя в ионосфере в результате появления там уничтожающих озон веществ (формальдегид) и проникновение на землю губительных солнечных УФЛучей. Поэтому пребывать на открытом солнце (на пляже) в полдень в течение длительного времени опасно: учащается возникновение не только рака кожи, но и других мест.

Экопатология – заболевания растений, животных и человека, обусловленные особенностями данной местности. Различают два направления экопатологии. Одни заболевания вызываются природными факторами, например: отсутствие фтора в воде, вызывает раннее разрушение зубов; наличие клещей в лесу – клещевой энцефалит; наличие лисиц и волков – бешенство и т.д. Другие заболевания, обусловловленные человеческими загрязнениями воздуха, воды или почвы, вызывают антропогенную экопатологию: загрязнения воздуха – частые воспаления легких; загрязнения воды – водные инфекционные и неинфекционные заболевания; загрязнения почвы – отравления по ходу пищевой цепи (с овощами, мясом) и др. Заболевания, присущие данной местности, называются эндемическими, т.е. местными (не путать с эпидемическими болезнями – заразными, которые могут быть как эндемическими, так и нет).

Какие же патологические сдвиги происходят в организме под влиянием загрязнений?

1. Предболезнь – когда под влиянием длительных патогенных воздействий снижаются приспособительные возможности организма. Болезни еще нет, организм сопротивляется, адаптируется - привыкает или перенапрягается и заболевает. К этому состоянию можно отнести синдром хронической усталости, возникающий под влиянием социальных преобразований, длительных стрессовых состояний, неполноценного питания и т.д. Предболезнь в РФ встречается у 50-80% населения (у 2 из 3) – у людей напряжен механизм адаптации (у вас – к учебе, новому режиму дня). Наивысший показатель распространения предболезни в возрасте 20-40 лет. Дальше предболезнь под влиянием продолжающегося патогенного воздействия вредного фактора переходит в одно из болезненных состояний.

2. Канцерогенное – вызывает рак.

3. Мутагенное – вызывает изменения у живых организмов (микробы, неопасные для человека, становятся болезнетворными (гриппоподобная пневмония, СПИД) или привыкают к антибиотикам и не поддаются лечению ими (гонорея).

4. Иммунотоксическое – снижение иммунитета происходит во всех случаях воздействия загрязнений в состоянии предболезни.

5. Аллергизирующее – вызывает аллергию (пенициллин – сыпь).

6. Гонадотропное – действует на яйцеклетку или сперматозоид (курение снижает процессы зачатия яйцеклетки, алкоголь при хроническом пьянстве - вызывает дефекты сперматозоидов).

7. Терратогенное – воздействует на плод, вызывая уродства (непроверенные лекарства, принятые беременными).

8. Болезнь – когда наступают изменения в организме, с помощью которых организм защищается, перестраивается, адаптируется и/или восстанавливает гомеостаз (обычный уровень жизнедеятельности), или наступает ограничение здоровья - переход в инвалидность, или погибает.

 

Санитария – это практическое претворение в жизнь гигиенических и экологических норм и правил. Если гигиена – наука с рекомендациями по сохранению и улучшению здоровья, то санитария – это практическая деятельность человека, с помощью которой достигается выполнение гигиенических правил. Но в жизни «знаю и выполняю/но не выполняю» или «не знаю и не выполняю» – это и есть уровень санитарной культуры человека.

Используя гигиенические знания, санитария помогает человеку выжить, продлить жизнь и размножиться.

Во взаимоотношении этих дисциплин можно ориентироваться с помощью следующих девизов: «ЭКОЛОГИЯ – ЖИВУ!», «ГИГИЕНА – ЗНАЮ КАК ДЕЛАТЬ!» и «САНИТАРИЯ – А ДЕЛАЮ ВОТ ТАК!».

Еще один пример на взаимоотношение этих дисциплин: укус комара – это экология; знаю, что он может вызвать малярию, надо сделать прививку – это гигиена; прихлопываю/не прихлопываю его, делаю/не делаю прививку от малярии – это санитария.

Поэтому все последующие наши лекции будут строиться из трех направлений или разделов: экологический раздел – изучение факторов окружающей среды и их свойств; в разделе гигиены – изучение воздействия этих факторов на здоровье человека и раздел санитарии – ознакомление с рекомендациями по способам и методам ограничения этих вредных воздействия и развития полезных навыков.

Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Виды профилактики

1. Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

2. Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

3. Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.[1]

Тема 1.2.

Изучение предмета, содержание гигиены и экологии человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...