Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе (2 часа)




Название тем лекционных занятий

 

Тема 1. Социология как наука об обществе.

Предмет социологии и ее структура.

Методы социологического исследования (2 часа)

· Покажите связь социологии с другими науками об обществе.

· Укажите функции социологии.

· Что такое методология социологического исследования.

· Что такое количественный подход в социологическом исследовании?

· Что такое качественный подход в социологическом исследовании?

Тема 2. Предыстория и социально-философские предпосылки

Социологии как науки. Социологический проект О. Конта (3 часа)

· Чем социально-философские воззрения Платона отличаются от социально-философского учения об обществе Аристотеля?

· Каковы особенности воззрений о власти и государстве у Цицерона?

· Обратите внимание на теософию Августина Блаженного и схоластику Фомы Аквинского. Каковы основные положения их учений?

Тема 3. Классические и современные социологические теории. Русская социологическая мысль (3 часа)

· Каковы основные взгляды об обществе и государстве И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, К. Маркса

· Каковы основные идеи Г. Спенсера?

· Каковы основные идеи П. А. Сорокина?

· Опишите основные социологические идеи концепции Л. И. Мечникова, идеи В. О. Ключевского, А. Л. Чижевского, М. М. Ковалевского, В. И. Ленина, Л. Н. Толстого и др.

Тема 4. Общество и социальные институты (1 час)

 

· Опишите структуру общества и ведущие социальные институты.

· Каковы функции социальных институтов?

· Укажите источники и факторы изменения общества.

Тема 5. Социальные группы и общности. Виды общностей (1 час)

· Покажите отличия группы от общности.

· Укажите характерные черты массовых общностей.

· Дайте классификацию групп.

· Объясните причины возрастания значимости в социальной жизни вторичных групп.

· Опишите свойства группы.

Тема 6. Общность и личность. Малые группы и коллективы.

Социальная организация. Социальные движения (2 часа)

· Объясните взаимоотношение личности и общества.

· Какова структура личности?

· Покажите формирование личности в процессе социализации.

· Опишите виды отклоняющегося поведения личности.

· Покажите повышение роли организации в современном обществе с позиции Р. Михельса и М. Вебера.

· Какова структура производственных организаций?

· Укажите роли неформальных групп в деятельности организаций.

· Опишите взгляды Л. Гумпловича и концепцию «заинтересованных групп» А. Бентли по социальным движениям.

 

 

Тема 7. Социальные взаимодействия и социальные отношения.

Общественное мнение как институт гражданского общества (2 часа)

· Что такое социальное действие и взаимодействие?

· Дайте классификацию социального взаимодействия.

· Опишите ценности и нормы как компонент взаимодействия.

· Опишите материальные носители как компонент взаимодействия.

Тема 8. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Формирование мировой системы (2 часа)

· Покажите типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный.

· Назовите основные положения концепции социальной эволюции Г. Спенсера относительно трансформации форм жизни человека и человечества как предпосылки развития теорий социальных изменений.

Тема 9. Мировая система и процессы глобализации.

Место России в мировом сообществе.

Концепция социального прогресса (2 час)

· В чем суть теории мировой системы?

· Покажите особенности глобализации социальных и культурных процессов в современном мире и глобальных проблем современности: экономических, демографических, политических и др.

· Каковы перспективы создания глобальной социальной системы?

· Почему западный тип общества имеет преимущества в развитии тенденции глобализации?

Название тем практических занятий

 

Тема 1. Методы социологического исследования (2 часа)

· Когда утвердился термин «социологическое исследование»?

· Покажите, что такое фундаментальное исследование, его особенности, а также, что такое прикладное социологическое исследование.

· Покажите основные черты прикладного социологического исследования.

· Назовите науки, методы которых используются в социологии.

· Укажите типы социологических исследований.

· Опишите отличия социологического исследования от других типов исследования.

· Укажите сущность программы социологического исследования.

· Опишите методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование).

· Опишите виды интервью (по способу организации интервью, по характеру общения, по специфике источника информации, по особенности процедуры интервью, по степени формализации).

· Укажите способы анализа и интерпретации данных.

 

Тема 2. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса (2 часа)

· Дайте определение понятия социальной структуры общества. В чем специфика экономической, политической, социальной структуры общества?

· Опишите горизонтальную и вертикальную мобильность в современном обществе.

Тема 3. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры (2 часа)

· Рассмотрите культуру как объект социального познания. Опишите многообразие подходов к определению культуры, их особенности.

· Укажите основные компоненты культуры.

· Каковы функции культуры?

· Взаимодействие культуры и экономики: влияние культуры на социальные и экономические отношения.

· Дайте определение субкультуры, покажите ее виды.

Тема 4. Личность как социальный тип.

Социальный контроль и девиации.

Личность как деятельный субъект (2 часа)

· Укажите соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.

· Каковы взаимоотношения личности и общества?

· В чем заключается процесс социализации?

Тема 5. Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения

(2 часа)

· Каковы причины социальных конфликтов?

· Назовите деструктивные и позитивные функции социальных конфликтов (Л. Козер).

· Опишите процессуальные и структурные модели конфликта.

· Укажите формы протекания социальных конфликтов (дискуссия, принятие законов и т. д.).

Тема 6. Семья как важнейший социальный институт (2 часа)

· Покажите эволюцию семьи.

· Опишите развитие семейно-брачных отношений в советский период и постсоветском пространстве.

· Укажите характерные особенности развития семейно-брачных отношений в современном обществе.

Тема 7. Производственные организации: функционирование, управление и нововведения (2 часа)

· Покажите особенности структуры и функционирования производственных организаций.

· Какова роль неформальных групп в деятельности организаций?

· Что представляет собой инновационный процесс? Каковы его этапы, стратегии?

 

 

Тема 8. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе (2 часа)

· Каковы основные последствия распада СССР?

· Каково сейчас социальное положение населения в Российской Федерации?

 

III. Контрольная работа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...