Тема 8. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе (2 часа)
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Название тем лекционных занятий
Тема 1. Социология как наука об обществе. Предмет социологии и ее структура. Методы социологического исследования (2 часа) · Покажите связь социологии с другими науками об обществе. · Укажите функции социологии. · Что такое методология социологического исследования. · Что такое количественный подход в социологическом исследовании? · Что такое качественный подход в социологическом исследовании? Тема 2. Предыстория и социально-философские предпосылки Социологии как науки. Социологический проект О. Конта (3 часа) · Чем социально-философские воззрения Платона отличаются от социально-философского учения об обществе Аристотеля? · Каковы особенности воззрений о власти и государстве у Цицерона? · Обратите внимание на теософию Августина Блаженного и схоластику Фомы Аквинского. Каковы основные положения их учений? Тема 3. Классические и современные социологические теории. Русская социологическая мысль (3 часа) · Каковы основные взгляды об обществе и государстве И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, К. Маркса · Каковы основные идеи Г. Спенсера? · Каковы основные идеи П. А. Сорокина? · Опишите основные социологические идеи концепции Л. И. Мечникова, идеи В. О. Ключевского, А. Л. Чижевского, М. М. Ковалевского, В. И. Ленина, Л. Н. Толстого и др. Тема 4. Общество и социальные институты (1 час)
· Опишите структуру общества и ведущие социальные институты. · Каковы функции социальных институтов? · Укажите источники и факторы изменения общества. Тема 5. Социальные группы и общности. Виды общностей (1 час) · Покажите отличия группы от общности. · Укажите характерные черты массовых общностей.
· Дайте классификацию групп. · Объясните причины возрастания значимости в социальной жизни вторичных групп. · Опишите свойства группы. Тема 6. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения (2 часа) · Объясните взаимоотношение личности и общества. · Какова структура личности? · Покажите формирование личности в процессе социализации. · Опишите виды отклоняющегося поведения личности. · Покажите повышение роли организации в современном обществе с позиции Р. Михельса и М. Вебера. · Какова структура производственных организаций? · Укажите роли неформальных групп в деятельности организаций. · Опишите взгляды Л. Гумпловича и концепцию «заинтересованных групп» А. Бентли по социальным движениям.
Тема 7. Социальные взаимодействия и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества (2 часа) · Что такое социальное действие и взаимодействие? · Дайте классификацию социального взаимодействия. · Опишите ценности и нормы как компонент взаимодействия. · Опишите материальные носители как компонент взаимодействия. Тема 8. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Формирование мировой системы (2 часа) · Покажите типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный. · Назовите основные положения концепции социальной эволюции Г. Спенсера относительно трансформации форм жизни человека и человечества как предпосылки развития теорий социальных изменений. Тема 9. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе. Концепция социального прогресса (2 час) · В чем суть теории мировой системы? · Покажите особенности глобализации социальных и культурных процессов в современном мире и глобальных проблем современности: экономических, демографических, политических и др.
· Каковы перспективы создания глобальной социальной системы? · Почему западный тип общества имеет преимущества в развитии тенденции глобализации? Название тем практических занятий
Тема 1. Методы социологического исследования (2 часа) · Когда утвердился термин «социологическое исследование»? · Покажите, что такое фундаментальное исследование, его особенности, а также, что такое прикладное социологическое исследование. · Покажите основные черты прикладного социологического исследования. · Назовите науки, методы которых используются в социологии. · Укажите типы социологических исследований. · Опишите отличия социологического исследования от других типов исследования. · Укажите сущность программы социологического исследования. · Опишите методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование). · Опишите виды интервью (по способу организации интервью, по характеру общения, по специфике источника информации, по особенности процедуры интервью, по степени формализации). · Укажите способы анализа и интерпретации данных.
Тема 2. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса (2 часа) · Дайте определение понятия социальной структуры общества. В чем специфика экономической, политической, социальной структуры общества? · Опишите горизонтальную и вертикальную мобильность в современном обществе. Тема 3. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры (2 часа) · Рассмотрите культуру как объект социального познания. Опишите многообразие подходов к определению культуры, их особенности. · Укажите основные компоненты культуры. · Каковы функции культуры? · Взаимодействие культуры и экономики: влияние культуры на социальные и экономические отношения. · Дайте определение субкультуры, покажите ее виды. Тема 4. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиации. Личность как деятельный субъект (2 часа)
· Укажите соотношение природного и социального в становлении и развитии личности. · Каковы взаимоотношения личности и общества? · В чем заключается процесс социализации? Тема 5. Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения (2 часа) · Каковы причины социальных конфликтов? · Назовите деструктивные и позитивные функции социальных конфликтов (Л. Козер). · Опишите процессуальные и структурные модели конфликта. · Укажите формы протекания социальных конфликтов (дискуссия, принятие законов и т. д.). Тема 6. Семья как важнейший социальный институт (2 часа) · Покажите эволюцию семьи. · Опишите развитие семейно-брачных отношений в советский период и постсоветском пространстве. · Укажите характерные особенности развития семейно-брачных отношений в современном обществе. Тема 7. Производственные организации: функционирование, управление и нововведения (2 часа) · Покажите особенности структуры и функционирования производственных организаций. · Какова роль неформальных групп в деятельности организаций? · Что представляет собой инновационный процесс? Каковы его этапы, стратегии?
Тема 8. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе (2 часа) · Каковы основные последствия распада СССР? · Каково сейчас социальное положение населения в Российской Федерации?
III. Контрольная работа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|