Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы




 

Выбор темы контрольной работы осуществляется следующим образом: номер темы контрольной работы для студентов очной или очно-заочной формы обучения соответствует номеру, под которым студент значится в учебном журнале или экзаменационной ведомости. Для студентов заочной формы обучения номер темы контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Например: если последняя цифра номера зачетной книжки – единица, то можно выбрать одну из следующих понравившихся тем, стоящих под номерами 1, 11, 21 и т. д.

В контрольной работе необходимо соблюдать следующие размеры полей: левое поле – 30 мм, верхнее – 15 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм. Объем контрольной работы может быть от 10 до 13 страниц, включая титульный лист, оглавление и библиографический список. В зависимости от объема работы можно использовать междустрочный интервал 1 или 1,5 Шрифт – 14. Нумерация страниц – снизу в центре. Примеры оформления титульного листа и оглавления представлены в приложениях 1, 2. Титульный лист не нумеруется.

При оформлении библиографического списка используют заголовки «библиографический список» или «список литературы».

Библиографический список должен быть оформлен в соответствии с ГОСТом 7.1–2003, который введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г. Библиографический список должен содержать не менее 4–5 источников, и расположен в алфавитном порядке по фамилии автора или, если их несколько по фамилии первого автора или названия произведения. Образец правильного оформления списка литературы приведен в приложении 3.

3.2. Темы контрольных работ и их примерное содержание

 

 

Тема 1. Становление социологии и ее методология

Рекомендации

Дайте определение понятия «социология». Опишите социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Укажите предмет социологии, ее структуру и функции, ее методологию, методы, применяемые в социологии. Опишите понятие закона в социологии и уровня социологического знания.

 

Литература: [3, 6, 7, 10, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 2. История социально-политических учений до XX века

Рекомендации

Опишите социально-политические учения Конфуция, Платона, Августина Блаженного, Н. Макиавелли, Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А. Токвиля, О. Конта, К. Маркса и т. д.

Литература: [3, 4, 6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 3. Классические социологические теории

Рекомендации

Покажите, что непосредственными источниками возникновения научной социологии были три выдающихся течения в европейской социальной мысли: шотландская политическая экономия (А. Смит, Р. Фергюссон и др.); французский утопический социализм (К. Сен-Симон и др.); немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Опишите социологический проект О. Конта, идеи Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето и др.

Литература: [6, 7, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

Тема 4. Социологические школы

Рекомендации

Опишите идеи географической школы в социологии (Л. И. Мечников); биологической школы (Т. Мальтус, К. Лоренц); демографической школы (Т. Мальтус); психологической школы (Г. Спенсер, Ф. Ницше, З. Фрейд, М. Лазарус, Х. Штейнталь, Г. Лебон, Б. Скиннер, Д. С. Милль); экономической школы (К. Маркс); политической школы (Т. Гоббс, И. Кант, Г. Гегель, Н. Макиавелли, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, Ш. Монтескье, А. Токвиль); социокультурной школы (Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм, М. Вебер, О. Шпенглер, П. А. Сорокин)

Литература: [ 6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

Тема 5. Современные социологические теории

Рекомендации

Опишите теорию индустриального и постиндустриального общества, а также теорию социального действия Т. Парсонса, теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса, идеи структурного марксизма Л. Альтюссера, концепции государства всеобщего благосостояния Дж. Кейнса, теории «открытого общества» К. Поппера, теории «здорового общества» Э. Фромма, теории справледливости Дж. Ролза, теории среднего уровня Р. Мертона, теории конфликта Л. Козера, теории социального обмена Дж. Хоманса, теории «зеркального Я» Ч. Кули, идеи символического интеракционизма Дж. Мида.

 

Литература: [6, 7, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

Тема 6. Русская социологическая мысль

Рекомендации

Опишите три этапа становления социологии в России. Отразите основные идеи П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. И. Кареева, Л. И. Петражицкого. Покажите основные идеи Л. И. Мечникова, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева о значении географических факторов для развития Русского государства; идеи А. П. Паршева; А. К. Гастева, И. Загорского, А. Л. Чижевского, Л. Н. Гумилева, М. М. Ковалевского, В. И. Ленина, Л. Н. Толстого, П. А. Сорокина.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 25].

Тема 7. Основные этапы и направления развития социологии в США

Рекомендации

Покажите, что в США социология с самого начала складывалась как университетская наука. Опишите значение исследований Ф. Знанецкого и У. Томаса на разработку социологии в США. Отразите особенности исследований по социологии труда и управления (Ф. Тейлор, Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Херцберг и др.). Объясните, какую роль в становлении социологии в США сыграл бихевиоризм. Опишите особенности общей теории социального действия и структурно-функционального анализа (Т. Парсонс). Отразите основные идеи следующих теорий, сформулированных в американской социологии: «зеркального Я», «социального обмена», «символического интеракционизма» и др.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 8. Культура как фактор социологических изменений. Типы взаимодействия культур

Рекомендации

Дайте определение понятия «культура» в социологии. Покажите, что базисными элементами культуры являются: смысловой знаково-символический элемент, а также убеждения, верования, знания, ценности, социальные нормы, обычаи, традиции. Опишите особенности культуры с точки зрения горизонтальной (цивилизационные, региональные, этнические, национальные, локальные) и вертикальной (доминирующая культура, субкультура, контркультура) типологии. Дайте определение понятий «субкультура», «контркультура», «этноцентризм», «культурный релятивизм». Покажите разновидности субкультур (национальная, конфессиональная, профессиональная, молодежная, субкультура правящей элиты, социальных низов).

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 9. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры

Рекомендации

Покажите взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры с точки зрения К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Отразите функции культуры.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 10. Социальные группы и общности. Виды общностей

Рекомендации

Дайте определение понятий «социальная общность» и «социальная группа». Рассмотрите критерии выделения общностей (по сходству, близости условий жизнедеятельности людей; по потребностям; по совместной деятельности и т. д.). Опишите характерные черты массовых общностей. Укажите виды социальных групп.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 11. Общность и личность

Рекомендации

Дайте определение понятий «общность» и «личность» в социологии. Объясните структуру личности. Опишите разновидности общностей и характерные черты массовых общностей. Покажите взаимоотношение личности и общества.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 12. Этнические общности. Основные черты и этапы формирования русской нации

Рекомендации

Дайте определение понятий «общность», «этнос» и «этническая общность». Укажите условия формирования любого этноса. Объясните посылки и условия формирования русского этноса. Опишите концепцию основных черт и условий формирования русской нации П. А. Сорокина.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 13. Личность как социальный тип

Рекомендации

Дайте определение понятия «личность» в социологии. Объясните структуру личности. Опишите личность как субъект общественных отношений, взаимодействие личности и общества.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

Тема 14. Ролевые теории личности. Понятие социального статуса

Рекомендации

Дайте определение понятия «личность» в социологии. Укажите основные положения ролевой теории личности (Г. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон, Т. Парсонс, Р. Мертон). Дайте определение понятий «социальный статус» «социальная роль». Покажите, что ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Опишите уровни статусной позиции человека. Укажите пять основных характеристик, с помощью которых описывается любая роль (по Т. Парсонсу). Дайте определение понятия «ролевой набор».

Литература: [ 6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

Тема 15. Социальный контроль и девиация

Рекомендации

Дайте определение понятия «девиация». Опишите формирование личности в процессе социализации. Объясните порядок как социальное явление. Укажите особенности отклоняющегося поведения. Опишите основные формы отклоняющегося поведения. Покажите проблему аномии по Э. Дюркгейму и Р. Мертону. Опишите типологию девиации по Р. Мертону.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

Тема 16. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

Рекомендации

Дайте определение понятий «социальное неравенство», «стратификация», «социальная мобильность». Опишите особенности социального пространства, основания социальной стратификации, а также профиль стратификации. Опишите социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества. Покажите типологию социальной мобильности. Дайте объяснение понятий «объем мобильности» и «дистанция мобильности».

Литература: [2, 6, 7, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 25].

Тема 17. Западные социологические теории социальной стратификации

Рекомендации

Дайте определение понятия «стратификация». Опишите теории социальной стратификации американских социологов К. Дэвиса, Т. Парсонса, У. Л. Уорнера, П. А. Сорокина, западногерманского социолога Р. Дарендорфа и др.

 

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 18. Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и современном российском обществе

Рекомендации

Дайте определение понятий «стратификация» и «социальная мобильность». Покажите особенности социальной стратификации и социальной мобильности в СССР и современном российском обществе. Опишите подходы к социальной стратификации Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной.

Литература: [2, 6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 19. Понятие «социальный институт». Общественное мнение как институт гражданского общества

Рекомендации

Дайте определение понятия «социальный институт». Покажите, что социальные институты являются базисным элементом регулирования общественной жизни. Укажите виды и функции социальных институтов.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21,23, 25].

 

 

Тема 20. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов

Рекомендации

Дайте определение понятий «конфликт», «социальный конфликт». Назовите виды конфликтов и причины конфликтов. Опишите представления о конфликте как проявлении противоречий и источнике развития. Покажите динамику социальных конфликтов. Рассмотрите: межличностные конфликты с позиции К. Левина как удовлетворение потребностей; внутригрупповые конфликты с точки зрения позитивных функций внутригрупповых конфликтов по Л. Козеру. Укажите уровни конфликтов в организации и их источники. Опишите природу инновационных конфликтов. Покажите виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

Литература: [5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 21. Семья как важнейший социальный институт

Рекомендации

Дайте определение понятия «семья». Опишите типологию семей. Каковы функции классической семьи, современной семьи? Расскажите о ее жизненном цикле. Каковы особенности ролевых отношений в современной семье? Опишите «проблемное поле» современной семьи: отношение к понятиям «семья» и «брак»; снижение роли мужчины как стабилизирующего фактора внутри семьи; особенности отношения людей к «гражданскому браку»; высокий уровень разводов. Укажите роль семьи в социализации подрастающего поколения.

 

Литература: [1, 6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25].

 

 

Тема 22. Закономерности формирования религии как социального института

Рекомендации

Опишите специфику мифологического обоснования социального поведения. Покажите особенности и социально-историческую роль религии. Объясните закономерности формирования религии как социального института. Опишите основные этапы становления христианской церкви как социальной организации.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 23. Малые группы и коллективы. Социальная организация

Рекомендации

Дайте определение понятий «группа», «коллектив», «организация». Назовите основные черты социальной организации. Опишите особенности формальных и неформальных организаций. Объясните бюрократию как социальное явление. Опишите марксистское учение о государстве как социальной организации.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

Тема 24. Понятие управления, формы управленческой деятельности

Рекомендации

Дайте определение понятия «управление». Опишите формы управленческой деятельности. Назовите стили руководства производственной организацией.

Литература: [ 6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

Тема 25. Структура производственных организаций

Рекомендации

Дайте определение понятий «структура», «производственные организации». Покажите условия и предпосылки возникновения организации. Опишите особенности внутренней и внешней среды организации, ее модели.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

Тема 26. Государство и гражданское общество

Рекомендации

Дайте определение понятий «государство» и «гражданское общество». Опишите общество как систему. Отразите взгляд К. Маркса о государстве как социальной организации классово-антогонистического общества. Опишите социологические теории общества (взгляды функционалистов – О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона; взгляды интеракционистов (концепция действия) – Дж. Хоманса, П. Блау, Дж. Мида, Г. Блумера). Рассмотрите типологию обществ (традиционное, индустриальное и т. д.). Опишите формы развития общества.

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

Тема 27. Социальные движения. Социальные революции и реформы

Рекомендации

Дайте определение понятий «социальные движения», «социальные революции» и «реформы». Покажите природу социальных явлений. Опишите социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений. Объясните личностную восприимчивость к социальным движениям. Рассмотрите классификацию социальных движений. Опишите толпу как простейшую форму социального движения.

 

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 28. Мировая система и процессы глобализации

Рекомендации

Дайте определение понятий «глобализация», «глобализм». Опишите особенности глобализации социальных и культурных процессов в современном мире. Покажите политические, экономические и социальные последствия глобализации. Каковы особенности достижения равноправия в глобальной социальной политике?

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 29. Место России в мировом сообществе

Рекомендации

Для определения места России в мировом сообществе опишите общемировые тенденции (информатизация, глобализация, разрушение природной среды и т. д.). Каково будущее России?

Литература: [6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 25].

 

 

Тема 30. Современная молодая семья: проблемы и перспективы

Рекомендации

Дайте определение понятия «молодая семья». Опишите психологические особенности добрачных отношений. При раскрытии темы обратите внимание на следующие аспекты: адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни; организация семейного быта, семейная экономика; семейные роли и их распределение; взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями; ребенок в молодой семье.

 

Литература: [1, 6, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...