Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что является объектом социологии?




  Социальная система, социальные группы, общности, институты, социальный прогресс
  Человек
  Общество
  Взаимодействие общества и природы

 

VI. Примерные вопросы к зачету

 

1. Предмет и объект познания социологии. Понятие социального.

2. Социология и другие науки об обществе.

3. Структура социологии.

4. Функции социологии.

5. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.

6. Элементы социологического знания в античной социальной философии.

7. Социальные воззрения Платона.

8. Вопросы власти в концепции государства Цицерона.

9. Государство в религиозной концепции А. Блаженного и Ф. Аквинского.

10. Социологические взгляды Н. Макиавелли.

11. Социологические воззрения И. Канта.

12. Государство и общество у Г. Ф. Гегеля.

13. Социологические воззрения Г. Спенсера.

14. Основатель социологии О. Конт.

15. Классический тип научной социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма.

16. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.

17. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.

18. Психологическое направление в психологии.

19. Основные этапы и направления развития социологии в США.

20. Развитие социологической мысли в России.

21. Общество как целостная система. Системный подход к общественной жизни.

22. Концепция общества в функционализме и индивидуализме.

23. Культура как объект социального познания.

24. Типы и взаимодействие культур.

25. Субкультура, этноцентризм и культурный релятивизм.

26. Взаимодействие культуры и экономики.

27. Социальные функции культуры.

28. Типология обществ.

29. Понятия «социального изменения», «социального развития», «социального прогресса», «модернизации».

30. Концепция эволюционного и революционного развития общества.

31. Теория культурно-исторических типов.

32. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.

33. Понятие социальной общности и ее разновидности. Характерные черты массовых общностей.

34. Социальные группы – основная форма социальных общностей. Виды социальных групп.

35. Этнические общности. Основные черты и этапы формирования русской нации.

36. Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений.

37. Взаимоотношение личности и общества.

38. Ролевые теории личности. Социальный статус и социальная роль.

39. Формирование личности в процессе социализации.

40. Отклоняющееся поведение личности.

41. Понятие социальной структуры и социальная стратификация общества. Причины социальной стратификации.

42. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества.

43. Западные социологические теории социальной стратификации: основания школа и профиль социальной стратификации.

44. Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп.

45. Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и современном российском обществе.

46. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.

47. Динамики социальных конфликтов.

48. Массовые действия. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

49. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни.

50. Виды и функции социальных институтов.

51. Семья как важнейший социальный институт.

52. Закономерности формирования религии как социального института.

53. Основные этапы становления христианской церкви как социальной организации.

54. Основные черты социальной организации.

55. Формальные и неформальные организации.

56. Бюрократия как социальное явление.

57. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.

58. Государство и гражданское общество.

59. Структура производственных организаций.

60. Ценности производственных организаций.

61. Роль неформальных групп в деятельности организаций.

62. Понятие управления, формы управленческой деятельности.

63. Стиль руководства производственной организацией.

64. Методы оценки деятельности руководителей.

65. Молодежь, как социально-демографическая группа.

66. Инновационный процесс: этапы, стратегии и проблемы.

67. Виды социологических исследований.

68. Теоретическая подготовка исследовательской программы.

69. Методы сбора социальной информации. Выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование.

70. Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

 

VII. Персоналии

1. Августин Блаженный, (354430)

Христианский теолог и церковный деятель. Родоначальник христианской философии истории. «Земному граду» – государству противопоставлял мистически понимаемый «Божий град» – церковь. Развил учение о благодати и предопределении. Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая «Исповедь», изображающая становление личности.

 

Альтюссер, Луи, (р. 1918)

Французский философ-марксист. Основные труды по истории философии, теории познания, диалектике и историческому материализму. Взгляды Альтюссера близки к идеям структурализма.

 

3. Аристотель, (384322 до н. э.)

Древнегреческий философ и ученый. Считал, что человек – существо общественное. Наилучшие формы государства – монархия, аристократия, «полития» (умеренная демократия), наихудшие – тирания, олигархия, охлократия.

 

4. Арон, Раймон, (19051983)

Французский социолог, философ и публицист, профессор Сорбонны. Один из создателей теории единого индустриального общества.

 

5. Бакунин Михаил Александрович, (18141876)

Русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма. Начало цивилизации связывает с познанием естественных законов природы, в соответствии с которыми человек осуществляет трудовую деятельность. Цель и критерий прогресса рассматривал как постоянное возрастание свободы личности, поэтому прогрессивны любые действия, расчищающие путь этой свободе.

 

Белл, Даниел, (р. 1919)

Американский социолог, специалист в области истории общественной мысли, политических течений и социального прогнозирования. Разработанная им концепция постиндустриального общества выдвинула его вряд ведущих представителей социального прогнозирования на Западе. Согласно этой концепции, научно-техническая революция делает излишней революцию социальную. Д. Белл – один из наиболее видных представителей американского неоконсерватизма.

 

7. Берджесс, Эрнест, (18861966)

Ближайший научный соратник Парка, развивавший вместе с ним экологическую концепцию социального развития. Главными областями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализация личности, семьи и общины. Широко известна его методика «концентрических зон», с помощью которой он выявил социальную неоднородность пространства большого города.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...