Кропоткин, Петр Алексеевич, (1842–1921)
Создатель социальной доктрины анархизма, крупный географ, изучавший Сибирь и Манчжурию, обосновавший теорию оледенения Евразии. П. А. Кропоткин считается основателем концепции анархического коммунизма. Для него анархия является и методологическим, и социально-нравственным ключом к пониманию сути развития естественного и общественного бытия, поскольку в государстве и его институтах он видел главную причину социального угнетения, эксплуатации и несправедливости. В своей концепции Кропоткин не только отрицал государство, но и разрабатывал конструктивные принципы создания безгосударственного общественного устройства. Методологическая основа этих построений – «синтетическая теория», заменяющая гегелевскую диалектику «строго научным индуктивным методом», основанным на эволюционизме и анархизме. Его идеал анархического коммунизма тесно связан с законом взаимной помощи, которая и позволит создать федерацию свободных производственных общин. Его идеи получили значительное распространение и развитие в Западной Европе, особенно в Испании, а также в Латинской Америке, Индии, Китае.
36. Кули, Чарльз Хортон, (1864 – 1929) Американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Исследовал главным образом малые группы и формирование личности; ввел различение первичных групп (семья, соседство и др.), считая их основными ячейками общества, и вторичных общественных институтов (классы, нации, партии). Предметом социологии, по Кули, являются социальные факты, которые он определил как «представления представлений».
37. Лавров, Петр Лаврович, (1823 – 1900) Российский философ, социолог, публицист, один из идеологов революционного народничества. Является одним из крупных социологом первого этапа становления социологии в России. Сторонник субъективного метода в социологии. Развиваемое им направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана с историей. Социолог должен практиковать субъективный метод, то есть уметь стать на место страждущих членов общества. Понимание общества воплощено в теории прогресса. П. Л. Лавров считал, что ведущей силой, «органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм». Побудительными причинами деятельности человека называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. С возникновением критических личностей начинается историческая жизнь человечества.
38. Ленин, Владимир Ильич (1870 – 1924) Политический деятель, основатель Советского государства. В. И. Ленин исследовал развитие капитализма в России, дав обоснование империализма как высшей стадии капитализма. Ленинское учение об империализме свидетельствовало о растущей глобализации общества. Эту глобализацию Ленин предлагал не сдерживать, а взять над ней контроль и заставить ее работать в марксистских целях. Тем самым Ленин предложил свой проект марксистской глобализации. Он сформулировал концепцию государства, имевшую важное значение для развития советского общества XX века. В. И. Ленин доказывает со ссылкой на Маркса и Энгельса, что государство не средство взаимосогласования интересов различных социальных сил, а продукт непримиримости классовых противоречий и орган подавления; сила, стоящая над обществом и все более отчуждающая себя от него. Отсюда вывод: «Пролетариату нужно… государство… устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать».
39. Леонтьев, Константин Николаевич, (1831 – 1891)
Был человеком большой духовной культуры. Он ратовал за духовное возрождение некоторых сторон византийской жизни в русской культуре. Его идеалами были монархия и православие. Государство он представлял мужественным, строгим, но добрым по отношению к своим подданным. В эго трудах расписано, как желательно было бы обустроить жизнь России, каковы наиболее приемлемые формы общественного бытия страны. Леонтьев называл себя принципиальным, идейным консерватором, утверждая следующие главные ценности: реально-мистическое, строго церковное и монашеское христианство византийского и отчасти римского типа; крепкую и сосредоточенную государственность; красоту жизни в самобытных национальных формах. Он считал, что человечество и отдельные его части проходят три состояния: первоначальной простоты (подобно организму в утробе и младенчеству); положительного расчленения (развитый цветущий возраст) и смесительного упрощения и уравнения, или вторичной простоты (дряхлость, смерть и разложение). Для Европы первый этап – это переселение народов, второй – Средние века и начало новых, третий – век Просвещения и Великой французской революции. Свой общий идеал К. Н. Леонтьев формулировал следующим образом: государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно, вообще сурово, иногда до жестокости; церковь должна быть независимее нынешней, иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее; быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от Запада единстве; законы, принципы власти должны быть строже; люди должны стараться быть лично добрее – одно уравновесит другое; наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе.
40. Лазарсфельд, Пол (Пауль) Феликс, (1901 – 1976) Австрийско-американский социолог, разработавший проблематику методологии социальных наук и применения математических методов в социальном познании. Основным критерием истинности научного знания у Лазарсфельда выступает принцип верификации (свидетельство, удостоверение в подлинности). Он впервые ввел в методику социологического исследования ряд новых методов: панельный метод, который он впервые использовал при обработке результатов избирательной кампании 1940 года в США; латентно-структурный анализ. Выдающийся организатор Колумбийской школы, придавшей ей мировое значение.
41. Лебон, Гюстав, (1841 – 1931) Французский социолог, социальный психолог и антрополог, доктор медицины, автор трудов по теоретическому и экспериментальному естествознанию. Отстаивал принцип расового детерминизма, доказывал неравенство различных рас и ведущую роль расовой принадлежности в развитии цивилизации. Обосновывал преимущества социального устройства, основанного на наследственно-аристократической форме правления и соответствующих привилегиях. Резко критиковал идеи социального равенства, демократии, а также социализма. Все достижения цивилизации, по Г. Лебону, являются результатом деятельности аристократической элиты. Упадок цивилизации он связывал с наступление эры масс, когда все будет решать толпа, инициируемая отдельными вожаками. Разделял толпу на разнородную (уличные сборища) и однородную (секты, классы). Оказал влияние на развитие теорий массового общества и массовой культуры, стимулировал интерес к изучению массовых сообществ и механизмов массового поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|