Стресс, стадии стресса. Возраст и адаптация. Диагностика уровня здоровья. Двигательная активность, психоэмоциональное состояние. Основные способы профилактики и сохранения здоровья. Физиология старения.
№ и названия разделов и тем
| Цель и содержание лабораторной работы
| Результаты
лабораторной работы
|
Лабораторная работа № 1.Сравнение возбудимости нервной и мышечной тканей по порогу раздражения
|
Закономерности действия раздражителей на возбудимые образования.
| Сравнить возбудимость нервной и мышечной тканей, определив их пороги раздражения.
| Результаты зарегистрировать в протоколе в виде таблицы. Сделать вывод об уровне возбудимости нервной и мышечной тканей.
|
Лабораторная работа № 2. Законы раздражения
|
Закономерности действия раздражителей на возбудимые образования.
| Пронаблюдать с помощью хронаксиметра закон силы раздражения и закон гиперболы на мышце-сгибателе пальца кисти испытуемого.
| Построить график «сила-время». Вывести закон силы раздражения и зависимость между силой и длительностью раздражения.
|
Лабораторная работа № 3. Регистрация биотоков сердца и скелетных мышц
|
Биоэлектрические процессы в организме
| Записать и проанализировать биопотенциалы кардиомиоцитов и миоцитов скелетных мышц с помощью. элктрокардиографа
| Запись электрокардиограммы м электромиограммы вклеить в протокол. Сделать вывод о происхождении осцилляции ЭМГ-ммы.
|
Лабораторная работа № 4. Динамометрия
|
Физиология скелетных мышц
| Определить силу мышц кисти, спины и их уровень работоспособности
| Записать в протокол силу мышц, вычислить уровень работоспособности и показать снижение работоспособности по результатам 10-кратных усилий. Начертить график. Сравнить результаты у всех испытуемых.
|
Лабораторная работа № 5. Зависимость работы мышц человека от нагрузки и ритма сокращений.
|
Физиология скелетных мышц
| Установить зависимость работы мышц от величины нагрузки и ритма ее выполнения.
| Рассчитывается работа, выполняемая при поднятии каждого груза. Выводится оптимальная нагрузка и оптимальный ритм работы.Формулируются условия выполнения максимальной работы.
|
Лабораторная работа № 6. Утомление при статической и динамической
работе
|
Физиология скелетных мышц
| Установить при выполнении какой работы утомление наступает быстрее
| Фиксируется время выполнения динамической и статической работы испытуемым. Делают вывод сравнивая время в первом и втором опыте.
|
Лабораторная работа № 7. Проприоцептивные спинальные рефлексы
человека
|
Общая физиология нервной системы
| Ознакомиться с методикой определения некоторые сухожильные рефлексы человека
| Зарисовать схемы рефлекторных дуг, указать локализацию их нервных центров.
|
Лабораторная работа № 8. Определение остроты зрения
|
Физиология сенсорных систем
| Ознакомиться с методикой и определить остроту зрения.
| Записать результаты исследования. Дать индивидуальную характеристику остроты зрения испытуемого.
|
Лабораторная работа № 9. Определение поля зрения
|
Физиология сенсорных систем
| Ознакомиться с методикой и определить поле зрения.
| Определенные точки для различных по цвету объектов нанести на стандартные бланки, соединив их линиями соответствующего цвета. Определить для какого цвета поле зрения наибольшее, объяснить почему.
|
Лабораторная работа № 10. Демонстрация слепого пятна на сетчатке глаза
|
Физиология сенсорных систем
| Ознакомиться с методикой и определить слепое пятно у испытуемого.
| Записать опыт в протокол и указать расстояние от глаза до теста в момент, когда второе изображение исчезает.
|
Лабораторная работа № 11. Определение ведущего глаза
|
Физиология сенсорных систем
| Ознакомиться с методикой и определить наличие или отсутствие ведущего глаза у испытуемого.
| Записать опыт в протокол и сравнить с нормой.
|
Лабораторная работа № 12. Исследование тактильной чувствительности
|
Физиология сенсорных систем
| Определить пространственный порог тактильной чувствительности в различных участках кожи.
| Занести полученные результаты в таблицу. Определить участок с наибольшим и наименьшим порогами чувствительности.
|
Лабораторная работа № 13. Адаптация рецепторов к действию высокой и низкой температур. Явление контраста.
|
Физиология сенсорных систем
| Пронаблюдать адаптацию терморецепторов кожи.
| Указать время адаптации терморецепторов к холоду и теплу у испытуемых. Отметить явление контраста.
|
Лабораторная работа № 14. Исследование кинестезии
|
Физиология сенсорных систем
| Ознакомиться с методикой и определить мышечное чувство у испытуемого.
| Занести полученные результаты в протокол. Оценить ошибку.
|
Лабораторная работа № 15. Определение остроты слуха речью
|
Физиология сенсорных систем
| Ознакомиться с методикой и определить остроту слуха у испытуемого.
| Записать опыт и занести полученные результаты в протокол.
|
Лабораторная работа № 16. Доказательство существования костной
проводимости звука
|
Физиология сенсорных систем
| Ознакомиться с методикой и определить костную проводимость звука у испытуемого.
| Записать опыт и занести полученные результаты в протокол.
|
Лабораторная работа № 17. Выработка зрачкового рефлекса у человека
|
Высшая нервная деятельность
| Определить основные условия для выработки условного рефлекса. Отметить особенности выработки условного рефлекса у человека.
| Записать опыт в протокол. Отметить особенности выработки условного рефлекса у человека.
|
Лабораторная работа № 18. Рассматривание под микроскопом мазков крови лягушки и человека
|
Физиология крови
| Рассмотреть под микроскопом и сравнить мазки крови лягушки и человека. Найти отличительные особенности
| Зарисовать в протоколе эритроциты крови лягушки и человека. Отметить причины изменения эритроцитов крови человека.
|
Лабораторная работа № 19. Изучение различных видов гемолиза
|
Физиология крови
| Пронаблюдать различные виды гемолиза. Выяснить причину гемолиза.
| Записать результаты в протокол. Описать механизм гемолиза в каждой пробирке.
|
Лабораторная работа № 20. Определение содержания гемоглобина в крови по методу Сали
|
Физиология крови
| Ознакомиться с методикой и определить количество гемоглобина в исследуемой крови
| Записать содержание гемоглобина в исследуемой крови. Вычислить относительное процентное содержание гемоглобина.
|
Лабораторная работа № 21. Определение группы крови
|
Физиология крови
| Ознакомиться с методикой определения групп крови.
| Записать опыт в протокол. Сделать вывод.
|
Лабораторная работа № 22. Определение резус-фактора
|
Физиология крови
| Ознакомиться с методикой определения групп крови.
| Записать опыт в протокол. Сделать вывод.
|
Лабораторная работа № 23. Электрокардиография
|
Физиология системы кровообращения
| Познакомиться с широко используемым в практике методом оценки функционального состояния сердца, научиться проводить анализ ЭКГ
| Запись электрокардиограммы вклеить в протокол. Измерить интервалы PQ, QT, QRS. Определить по ЭКГ положение электрической оси сердца, продолжительность сердечного цикла, частоту сердечных сокращений.
|
Лабораторная работа № 24. Измерение ЧСС и артериального давления у
человека в покое и после дозированной физической нагрузки
|
Физиология системы кровообращения
| Ознакомиться с методикой определения ЧСС и АД. Определить влияние физической нагрузки на данные показатели.
| Записать результаты в протокол в виде таблицы. Сделать выводы, дав оценку полученным данным.
|
Лабораторная работа № 25. Оценка состояния ВНС по орто- и
клиностатической пробам
|
Физиология системы кровообращения
| Ознакомиться с методикой, определить преобладание тонуса ВНС.
| Результаты занести в протокол. Сделать вывод о преобладании симпатической или парасимпатической нервной системы.
|
Лабораторная работа № 26. Исследование вегетативной регуляции сердца методом математического анализа сердечного ритма
|
Физиология системы кровообращения
| Ознакомиться с методикой вариационной пульсометрии.
| Записать 101 цикл ЭКГ. Рассчитать длительность каждого из 100 кардиоинтервалов. Построить график вариационной кривой. Сделать вывод о преобладании симпатической или парасимпатической нервной системы.
|
Лабораторная работа № 27. Знакомство с методикой изготовления модели механизма экскурсии легких при дыхании
|
Физиология системы дыхания .
| Ознакомиться с методикой изготовления модели Ф. Дондерса.
| Зарисовать в тетради модель Ф.Дондерса.
|
Лабораторная работа № 28.Измерение ЖЕЛ с помощью спирометра
|
Физиология системы дыхания .
| Ознакомиться с методикой спирометрии. Определить легочные объемы.
| Результаты занести в протокол. Сделать вывод о состоянии дыхательных объемов у испытуемого.
|
Лабораторная работа № 29. Спирография
|
Физиология системы дыхания .
| Ознакомиться с методикой спирографии
| Результаты занести в протокол. Определить ЖЕЛ, легочные объемы и МОД.
|
Лабораторная работа № 30.Расщепление крахмала ферментами слюны
|
Физиология пищеварения
| Пронаблюдать влияние ферментов слюны на крахмал.
| Записать опыт в протокол. Отметить изменение цвета накрахмаленной салфетки в растворе йода. Сделать вывод.
|
Лабораторная работа № 31. Расщепление белка ферментами желудочного
сока
|
Физиология пищеварения
| Пронаблюдать влияние ферментов желудочного сока на белок куриного яйца.
| Записать опыт в протокол. Отметить изменение состояния белка в разных пробирках. Сделать вывод.
|
Лабораторная работа № 32.Расчет основного обмена по таблицам
|
Энергетический обмен
| Ознакомиться с методикой расчета основного обмена исходя из показателей роста, веса и возраста испытуемого
| Результаты занести в протокол
|
Лабораторная работа № 33. Расчет суточных энергозатрат человека
в зависимости от видов деятельности
|
Энергетический обмен
| Рассчитать энергозатраты студента исходя из его среднего распорядка дня.
| Результаты занести в протокол. Сделать вывод.
|
При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии:
· лабораторные занятия.
· выступление с сообщением по реферату.
· лабораторные работы.
· подготовка реферата.
Основные формы самостоятельной работы студентов,необходимые для успешного освоения программы формирования компетенций в рамках дисциплины:
- составление таблицы по изучаемым темам.