Новые инструменты сотрудничества ЕС и ЦА на 2007-2013 гг.
При пересмотре инструментов сотрудничества ЕС на 2007-2013 гг., страны Центральной Азии будут получать поддержку через Инструмент Развития Сотрудничества (DCI). Для обеспечения преемственности программы регионального сотрудничества на 2000-2006 и объединенной поддержки при содействии Региональной Программы TACIS, Центральная Азия также может извлечь выгоду из финансирования через Инструмент по политике добрососедства и партнерства (ENPI) Восточных Региональных Программ на основе Статьи 27 Постановления ENPI. В данном подпункте нашей работы мы остановимся на новых проектах, разработанных ЕС для стран ЦА. Инструмент Развития Сотрудничества (DCI). С 1 января 200г года вступил в действие новый инструмент сотрудничества Европейского союза в Центрально-Азиатском регионе - Инструмент Развития Сотрудничества (DCI). Это означает, что программа ТАСИС завершена. Тем не менее, подготовка и реализация всех существующих проектов по программе ТАСИС будет продолжаться как было запланировано и согласовано с соответствующими Правительствами, Государственными органами, НПО и другими партнерами. Новый инструмент сотрудничества предполагает более широкий спектр поддержки, тогда как предыдущая программа предоставляла только техническое содействие. При содействии DCI финансовые мероприятия Европейских Комитетов нацелены на поддержание географического сотрудничества с развивающимися странами, которые включены в перечень стран, нуждающихся в поддержке Комитета Развития Помощи в Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD/DAC). Основная цель сотрудничества при содействии инструмента DCI - это искоренение бедности в партнерских странах и регионах в контексте устойчивого развития, включая достижение Целей Развития Нового Тысячелетия, продвижение демократии, достойной системы управления, защиты прав человека и норм закона. Данный инструмент является более гибким инструментом содействия ЕС в целях достижения более эффективных программ сотрудничества, совместимых с Европейским Консенсусом по Развитию.
Основная философия, которую ЕС вкладывает во все инструменты, это: •местное выделение средств; •софинансирование. Помощь Центральной Азии при содействии DCI оказывается в рамках географических и тематических программ (табл.2). Финансовые рамки для выполнения DCI на период 2007-2013 составляют 16.897 миллиардов Евро, из которых 10.057 миллиардов евро - для географических и 5.596 миллиардов евро - для тематических программ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б). 1. Географические программы. Географические программы поддерживают развитие и укрепляют сотрудничество со странами и регионами на географической основе. Они охватывают пять регионов: Латинскую Америку, Азию, Центральную Азию, Ближний Восток и Южную Африку. Европейская Комиссия подготавливает ежегодные программы действий, которые устанавливают цели, сферы действия, ожидаемые результаты, методики управления и общую сумму запланированного финансирования. Они содержат описание финансируемой деятельности, указание сумм, выделенных для каждой операции, и индикативный график реализации. Положение, устанавливающее данный инструмент, обеспечивает полный перечень 26 различных видов действий, которые могут быть профинансированы DCI, включая десять областей сотрудничества: •снижение уровня бедности; •социальное развитие; •социальное равенство и трудоустройство; •демократия, права человека и поддержка институциональных реформ; •торговля и региональная интеграция; •вода и энергетика; •инфраструктура, коммуникация и транспорт;
•сельскохозяйственное развитие, территориальное планирование, земледелие и продовольственная безопасность; •после-кризисные ситуации и уязвимые государства; •защита окружающей среды и природные ресурсы. 2. Тематические программы. Тематические программы будут существенно дополнять географические программы в ответ на специфические потребности (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В). 2.1 Продовольственная безопасность. Цель тематической программы по продовольственной безопасности - усовершенствовать продовольственную безопасность в пользу бедных и социально уязвимого населения, и внести вклад в достижение Целей Развития Нового Тысячелетия по борьбе с бедностью и голодом, посредством комплекса действий, гарантирующего всеобщую согласованность, взаимодополняемость и преемственность внешних инициатив ЕС, включая период перехода от облегчения ситуации к развитию. 2.2 Неправительственные субъекты и местные органы управления в развитии. Цель тематической программы по развивающимся неправительственным субъектам и местным уполномоченным органам - софинансировать действия, предложенные и/или проведенные гражданскими общественными организациями и местными органами управления, исходящие от ЕС и партнерских стран в сфере развития. По меньшей мере, 85% финансирования, прогнозируемого для данной тематической программы, должно быть выделено Неправительственным субъектам. Программа реализуется в соответствии с целями Постановления 1905/2006. Она должна укреплять дееспособность неправительственных субъектов и местных органов управления в процессе выработки тактики. 2.3 Инвестирование в человеческий капитал. Цель содействия ЕС при тематической программе "Инвестирование в человеческий капитал" - поддержать действия в сферах, которые напрямую затрагивают уровни жизни населения, определенные ниже, и сосредоточить внимание на бедных и наименее развитых странах, включая самые малообеспеченные группы населения. Программа включает следующие сферы деятельности: Здоровье для всех. Образование, знания и навыки. Равенство полов. Другие аспекты человеческого и социального развития: Культура. Молодежь и дети.
Трудоустройство и социальное равенство. 2.4 Окружающая среда и сбалансированное управление природными ресурсами, включая энергетику. Целью тематической программы по окружающей среде и сбалансированному использованию природных ресурсов, включая воду и энергетику, является включение требований по охране окружающей среды в политику развития и другие внешние политики ЕС, а также помощь в продвижении политики ЕС по окружающей среде и энергетике за границей, ради общих интересов ЕС, стран-партнеров и регионов. 2.5 Миграция и размещение беженцев. Цель тематической программы по сотрудничеству с третьими странами в сферах миграции и размещения беженцев заключается в поддержке действий по управлению миграционными потоками в любых размерах. Так как предметом тематической программы является миграция в ЕС, принимаются во внимание южные миграционные потоки. Индикативная Программа по Центральной Азии (ИП ЦА) на 2007-2010 гг. Более детальное описание оказания помощи странам региона в рамках финансовых ресурсов нового Инструмента Развития Сотрудничества (DCI) дает Индикативная Программа по Центральной Азии на 2007-2010 гг. Она предназначена для ведения планирования и идентификации проектов путем определения ограниченного количества приоритетных областей, а также целей и конечных результатов. Предполагается, что Индикативная Программа 2007-2010 внесет свой вклад в исполнение Политической Стратегии ЕС в Центральной Азии, принятой Советом Европы в июне 2007 года. 1) Основные приоритеты для сотрудничества на региональном и двустороннем уровне. Индикативной Программой для Центральной Азии 2007-2010 будут охвачены следующие приоритетные области: Приоритетная область 1: Развитие регионального сотрудничества и добрососедских отношений в Центральной Азии. Основные приоритеты: 1. Сети: региональное сотрудничество в области транспорта, энергетики и малого и среднего бизнеса, особое внимание уделяется энергетике. 2. Экология, особое внимание уделяется водным проблемам. 3. Пограничный и миграционный контроль, борьба с международной преступностью и таможня.
4. Развитие взаимообмена в области образования и науки, особое внимание уделяется прямым контактам между людьми. Приоритетная область 2: Снижение бедности и повышение уровня жизни. Основные приоритеты: 1. Развитие региональных и местных сообществ. 2. Поддержка секторных реформ в области развития сельских территорий и социальной сфере. Приоритетная область 3: Поддержка эффективного государственного управления и экономических реформ. Основные приоритеты: 1. Демократическое развитие и эффективное государственное управление: развитие гражданского общества, социального диалога и демократических процессов; реформа судебной системы и правосудие; улучшение государственного управления и управления государственными финансами. 2. Реформы в области регулирования торговли и рынков, а также повышение квалификаций в области управления. Во всех этих областях сотрудничества большое внимание будет уделяться координации стратегий ЕС и взаимодополняемости между программами и инструментами ЕС и других доноров. Этот вопрос имеет особо важное значение для взаимосвязи Индикативных программ по Центральной Азии и Европейского инструмента по политике добрососедства и партнерства (ENPI), в частности, с региональными ENPI - Восточными индикативными программами. 2) Индикативный бюджет. На период 2007-2010 гг., охватываемый данной Индикативной Программой, для Центральной Азии планируется выделить грант ЕК в размере 314 миллионов Евро по региональной программе DCI по Центральной Азии, со среднегодовым бюджетом в 78.5 миллиона Евро. Индикативное распределение ресурсов на данный период представлено следующим образом: •Развитие регионального сотрудничества и добрососедских отношений в Центральной Азии - 94,2 миллиона евро, т.е.30% ресурсов. •Программы помощи по каждой из стран - 219,8 миллиона евро, т.е.70% ресурсов. Индикативные ресурсы были распределены по странам следующим образом: Казахстан 44 миллиона евро; Кыргызстан 55 миллионов евро; Таджикистан 66 миллионов евро; Туркменистан 22; Узбекистан 32,8 миллиона евро. Необходимо отметить, что данные индикативные распределения полностью охватывают четырехлетний период действия индикативной программы, а в индивидуальных Ежегодных Программах Действий будут содержаться различные распределения на каждый год в отдельности. Перераспределения между приоритетными областями будут возможны в пределах ограничений, установленных на соответствующем правовом основании. Инструмент по политике добрососедства и партнерства (ENPI). Республика Казахстан и страны ЦАР также могут получать поддержку при финансировании через ENPI, Восточные Региональные Программы на основе Статьи 27 Постановления ENPI. ENPI - это Финансовый Инструмент, с помощью которого с 1 января 2007 года оказывается помощь странам Восточной Европы, Южного Кавказа и Южного Средиземноморья. ENPI заменяет инструменты MEDA и TACIS.
Ключевые сферы ENPI: •Содействие развитию политического диалога и реформы; •Укрепление национальных учреждений и органов, ответственных за разработку и эффективную реализацию политик; •Стимулирование охраны окружающей среды и рационального управления природными ресурсами; •Поддержка политики, нацеленной на сокращение бедности; •Поддержка политики содействия социальному развитию и равенству полов, трудоустройству и социальной защите; •Поддержка сотрудничества между соседними странами для обеспечения устойчивого экономического и социального развития, а также улучшения окружающей среды в пограничных регионах; •Поддержка политики содействия развития здравоохранения, образования и профессионального обучения. Постановление, учреждающее ENPI, позволяет широкому кругу субъектов получить доступ к фондам ENPI, так же, как при финансировании DCI. Партнеры выбирают определенных бенефициаров по каждой программе в рамках определения соответствующих местных и региональных ведущих субъектов. Преимущество должны иметь местные и региональные органы управления, гражданское общества. Процедура Реализации Инструмента. Все инструменты, доступные для стран Центральной Азии, реализуются тремя способами: централизованным, децентрализованным или совместным управлением. 1) Централизованная процедура: Гранты/тендеры присуждаются Европейской Комиссией, действующей для и от имени страны бенефициара. Комиссия несет ответственность за публикацию рабочих программ, публикацию Запросов на предложения, получение предложений, проведение оценочных заседаний, определение результатов по Запросам на Предложения и подписание договоров. 2) Децентрализованная процедура: Предполагаемые Гранты/тендеры присуждаются Подрядным Органом, обозначенным в соглашении о финансировании, т.е. правительством или организацией страны бенефициара с правовым статусом, с которым Европейская Комиссия заключает соглашение о финансировании. Подрядный Орган несет ответственность за публикацию ежегодных рабочих программ, выпуск запросов на предложения, получение предложений, проведение оценочных заседаний, определение результатов по запросам на предложения. Подрядный Орган предоставляет оценочный отчет, подробности о предложенных грантах и, где необходимо, проект договоров Европейской Комиссии на утверждение. Как только грант утверждается, Подрядный Орган подписывает договор и соответственно уведомляет Европейскую Комиссию. Подрядный Орган предоставляет ежегодные рабочие программы, рекомендации для кандидатов и уведомления о присуждении гранта Европейской Комиссии для публикации. 3) Процедура совместного управления: Фактические Гранты/тендеры присуждаются Подрядным Органом, обозначенным в финансовом соглашении, т.е. правительством или организацией страны бенефициара с правовым статусом, с которым Европейская Комиссия заключает финансовое соглашение. Подрядный Орган несет ответственность за публикацию ежегодных рабочих программ, выпуск запросов на предложения, получение предложений, проведение оценочных заседаний, определение результатов по запросам на предложения и подписание договоров. Предварительного утверждения от Европейской Комиссии не требуется. Подрядный Орган должен предоставлять ежегодные рабочие программы, рекомендации для кандидатов и уведомления о присуждении гранта Европейской Комиссии для публикации. Типы финансирования. Формы финансирования ЕС: проекты и программы; поддержка бюджета, если расходы страны партнера достаточно прозрачны, надежны и эффективны, с поставленной секторной или макроэкономической политикой, положительно оцененной основными донорами; включая международные финансовые учреждения. ЕС последовательно использует подход, основанный на результатах и основных показателях, определяет и контролирует поддержку стран-партнеров в развитии парламентского контроля и аудиторской потенциала, а также предоставляет доступ к информации. секторная поддержка; в исключительных случаях, секторные и общие программы импорта, которые включают: различные секторные программы импорта; секторные программы импорта, для импорта в рассматриваемом секторе; или основные программы импорта, предоставляющие финансирование в иностранной валюте для импорта широкого ассортимента продукции; фонды, доступные Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ) или другим финансовым посредникам на основе программ Комиссии с целью предоставления ссуд, капитала риска или других временных холдингов в бизнес-капитале; субсидии процентной ставки; пересмотр/списание долга, согласно согласованным на международном уровне соответствующим программам помощи; гранты для финансирования проектов; гранты для финансирования эксплуатационных расходов объектов; финансирование программ двустороннего сотрудничества между общественными учреждениями, местными органами власти, государственными правительственными учреждениями или частными организациями, наделенными общественными (государственными) задачами страны-члена Евросоюза и страны-партнера или региона; вклады в международные фонды; вклады в национальные фонды, организованные партнерскими странами и регионами для привлечения финансирования от ряда доноров, или вклады в фонды, организованные одним или более донорами для реализации проектов; инвестиции капитала в международные финансовые учреждения и региональные банки развития; человеческие и материальные ресурсы. Помощь ЕС не должна использоваться для оплаты налогов, пошлин или издержек в странах бенефициара. Таким образом, в данном разделе мы исследовали основные документы и программы регулирующие региональную и двухстороннюю базу взаимоотношений ЕС со странами ЦАР. Сегодня мы можем воочию наблюдать результаты этого сотрудничества. Экономика в странах ЦА стала стабилизироваться, во многих сферах жизнедеятельности для населения открылись огромные перспективы для самореализации. Что ждет нас в будущем покажет только время. Заключение
Завершая наше исследование, мы пришли к выводу, что Центральная Азия в последние годы демонстрирует рост интереса и притягательности к себе со стороны многих субъектов мировой политики, которые отводят ей значительное место в своей политике и совершенствуют по этой причине стратегию проникновения и укрепления своего влияния в странах региона. Сегодня Центральная Азия представляет собой несомненную стратегическую значимость, прежде всего, из-за наличия огромных энергетических и других природных ресурсов. Европейский Союз имеет в Центральной Азии существенные интересы - как геополитические, так и экономические. Сам Европейский Союз выступает в роли потенциального торгового партнера, источника финансирования и донора продовольственной помощи, а также финансового и технического содействия. Поддержка экономических реформ является одним из важных направлений деятельности Представительства КЕС в Центральной Азии. Этим во многом обосновывается принятие Евросоюзом, под эгидой немецкого президентства, первой Стратегии в отношении Центральной Азии. На данный период существует и много противоречивых моментов в сотрудничестве стран Центрально-Азиатского региона с ЕС. Например, та же Стратегия в силу своей односторонней динамики направлена на реализацию задач прежде всего Европейского Союза и имеет для Центральной Азии в некотором роде вторичное действие. Документ по своей сути является лишь декларацией о принципах и намерениях. Некоторую громоздкость Стратегии придает ее очевидная приоритезация сфер сотрудничества, отражающаяся в обеспечении "усиленного подхода" к странам Центральной Азии. Однако страны Центральной Азии ждут от ЕС инвестиций, реальных проектов по диверсификации энергопоставок и поддержки инициатив, направленных на региональную интеграцию. В случае, если ЕС погрязнет в длительных обсуждениях и презентациях стратегий, где не ясны конечные цели, место Европы могут занять Россия и Китай. В условиях экономического и политического транзита в странах одного региона выход из положения может быть найден во взаимной поддержке. Европейский Союз является наглядным примером того, как страны одного региона смогли забыть о разногласиях и амбициях на безусловное лидерство, построив единое пространство во имя будущего своих граждан и будущих поколений. На двустороннем уровне отношения ЕС с государствами Центральной Азии базируются на Соглашениях о Партнерстве и Сотрудничестве (СПС). Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве построены на трех основах: политический диалог, торговые и экономические связи и сотрудничество в различных отраслях. Они основаны на общепринятых ценностях: уважение прав человека, демократии и нормы закона, и включают обязательства, приравнивающие свои соответствующие правовые структуры к ЕС, и гарантирующие регулирующую конвергенцию в экономических отраслях. Принятая в 2007 году Стратегия ЕС по Центральной Азии впервые определяет политические директивы для значительно повышенных обязательств ЕС в Центральной Азии. С помощью этой стратегии ЕС подчеркивает растущее стратегическое значение Центральной Азии, вытекающее из ее географического положения между Европой, Азией, Россией и Южной Азией. В Стратегии обозначены следующие приоритетные направления деятельности ЕС: права человека, верховенство права, ответственное государственное управление и демократизация; инвестиции в будущее: молодежь и образование; содействие экономическому развитию, торговле и инвестициям; укрепление энергетических и транспортных каналов; устойчивость в области окружающей среды и водные ресурсы; борьба с общими угрозами и проблемами; межкультурный диалог. При пересмотре инструментов сотрудничества ЕС на 2007-2013 гг., страны Центральной Азии будут получать поддержку через Инструмент Развития Сотрудничества (DCI). Для обеспечения преемственности программы регионального сотрудничества на 2000-2006 и объединенной поддержки при содействии Региональной Программы TACIS, Центральная Азия также может извлечь выгоду из финансирования через Инструмент по политике добрососедства и партнерства (ENPI) Восточных Региональных Программ на основе Статьи 27 Постановления ENPI. Реализация Стратегий ЕС в отношении ЦАР требует не только создания атмосферы стабильности и сотрудничества, защиты инвестиций и правовой базы, но и глубоких структурных изменений в социальном, политическом и экономическом укладе государств. Главной идеей в документах, заключенных между ЕС и странами ЦАР является мысль, что государства региона не могут самостоятельно стать зоной мира, благосостояния и политической стабильности. ЕС предлагает свою модель преобразования региона, которая состоит из основном из трех компонентов: 1) преобразования для развития демократии и рыночного хозяйства как предпосылка для поддержания мира; 2) региональное сотрудничество против "стратегических альянсов"; 3) вовлечение в европейский процесс через ОБСЕ и Энергетическую хартию. Особое внимание Европейского Союза к Центральной Азии не должно оставаться без должного ответа со стороны стран региона.27 стран-участниц ЕС, для которых подобные стратегии являются руководством к развитию индивидуальных двусторонних связей с третьими странами, могут так же стать более заинтересованными в тесном сотрудничестве. В этом заключается одно из главных преимуществ ЕС в сравнении с такими игроками в Центральной Азии, как Россия, Китай или США. Список использованной литературы
ИСТОЧНИКИ: 1. "Безопасная Европа в улучшенном мире", Европейская стратегия безопасности, Брюссель, 12 декабря 2003 г. / http: // europa. eu. int/comm 2. "Стратегия борьбы с терроризмом Европейского Союза", Совет Европейского Союза, Брюссель, 30 ноября 2005 г. // register. consilium. eu. int/pdf/en/05/ st14/st14469-re04. en05. pdf. 3. ЕС И Центральная Азия: Стратегия Нового Партнерства / http: // europa. eu. int/comm СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Актуальные проблемы мировой политики. Сборник научных трудов /Под ред.М. Ашимбаева. - Алматы, 2005 5. Андерсен В. Модель интеграции Европейского союза: опыт для региона Центральной Азии // Экономические аспекты интеграционных процессов: опыт Европейского союза/Под. ред. М.С. Ашимбаева. Алматы: КИСИ, 2003. 6. Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000. 7. Европейский Союз и Центральная Азия: подходы в борьбе с международным терроризмом /под. ред. Ж.У. Ибрашева. Алматы, 2003. 8. Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Европейский Союз во внешней политике Республики Казахстан, - Алматы, 2001 9. Исингарин Н.10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. - Алматы, 2001 10. Касенов У.Т. Каспийское море: правовой статус, нефть и международная безопасность. - Алматы, 1998 11. Касенов У.Т. Безопасность Центральной Азии. - Алматы, 1998. 12. Лаумулин М.Т. Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика, политология. - Алматы, 2000. 13. Лаумулин М.Т. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. - Т.1. - Алматы, 2005. 14. Лаумулин М.Т. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. - Т.2. - Алматы, 2006. 15. НАТО и Центральная Азия: региональная и национальная безопасность и стратегическое партнерство/Под. ред. Т.А. Кожамкулова. - Алматы, 2003. 16. Омаров Н.М. Государства Центральной Азии в эпоху глобализации: поиски стратегий развития. - Б.: 2008. - 253 с. 17. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии / Косиченко А.Г., Ашимбаев М.С. и др. - Алматы, 2002. 18. Становление и развитие системы европейской безопасности и обороны / Байзакова К.И., Берсимбаев Е.Р., Губайдуллина М.Ш. и др. - Алматы, 2002. 19. Хан Г.В., Суворов Л. С, Рахманова Г.Б. Внешняя политика Республики Казахстан. Учебное пособие. - Алматы, 2001 20. Центральная Азия во внешней политике Европейского Союза. - Алматы, 2004. 21. Центральная Азия во внешней политике Европейского Союза. - Алматы, 2004. 22. ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии: Материалы международной конференции /Под ред. Б.К. Султанова, Р. Крумма и др. - Алматы, 2004. ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ 23. Анохин А. "Большая Центральная Азия" и Казахстан // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=312 24. Власов А.В. Центральная Азия - туманный путь в будущее // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=394 25. Власов А.В. Центральная Азия: регион, устремленный в будущее // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=484 26. Вовк В., Харитонова Н. Внешнеполитические приоритеты стран Центральной Азии // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=137 27. Губайдуллина М.Ш. Интеграционный процесс в Центральной Азии // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=324 28. Жетписов Д., Хабиев Т. Проблема складывания национальной государственности в Центральной Азии // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=466 29. Зотова Н. Центральная Азия: пути и возможности эволюции существующих политических режимов // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=406 30. Казанцев А.А. Центральная Азия: становящийся международный регион? // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=483 31. Нурсултан Назарбаев: "Якорь стабильности в Центральной Азии" // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=352 32. Ормонбекова Л., Ормонбеков Ж. Стратегия Европейского Союза для Центральной Азии: pro et contra // www. Gazeta. kz. 33. Панфилова В. Центральная Азия как партнер по бизнесу: Посол Швеции в РФ Свен Хирдман о планах Европы в этом регионе // http: // www. cir. ru/docs/db/62/511779? QueryID=716189&HighlightQuery=716189 34. Романов И.А. Стратегические приоритеты азиатско-тихоокеанской политики России: Идеологическая основа азиатско-тихоокеанской политики России // Россия присоединяется к ЦАС // http: // www. regnum. ru/news/269436. html 35. Салимов С. ШОС вытесняет интересы США из Центрально-Азиатского региона // http: // www. cir. ru/docs/db/62/542120? QueryID=716189& HighlightQuery =716189 36. Сидоров О. ЕС и Казахстан - сотрудничество только начинается? // www. Gazeta. kz/ 18.08.05 37. Солозобов Ю. "Ключевая роль Казахстана в реализации новых геоэкономических проектов в Евразии" // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=164 38. Сыздыков М.З. Геополитические коллизии Центральной Азии: эволюция интересов внешних сил и вопросы региональной безопасности региона // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id 39. Уразов А. Политика Евросоюза в отношении Казахстана // www. kazpravda. kz/ 2006-09-26 40. Центральная Азия: какова роль Европейского союза? // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=475 Приложения
Приложение А.
Программы действий для стран ЦАР на 2002 год
Приложение Б.
Инструмент Развития Сотрудничества (DCI)
Приложение В
Тематические Программы при DCI
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|