Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика возрастных возможностей




 

Продолжается рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции, улучшаются обменные и терморегуляционные про­цессы, более экономичной становится деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем — снижается частота сердечных сокращений и число ды­ханий в минуту. Изменяется форма грудной клетки, начинает складываться груд­ной тип дыхания. Активно формируются кости черепа, запястья, кистей рук, таза, изгибы позвоночника, своды стопы. Структурно изменяются мышечная ткань, суставно-связочный аппарат. В связи с незавершенностью формирова­ния костно-мышечной системы при неблагоприятных условиях (длительное пребывание в неудобных позах, сильные мышечные напряжения) создаются предпосылки для возникновения нарушений естественного хода развития — дефекты осанки, плоскостопие, деформация суставов.

В младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются моторные функ­ции. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уров­нем самостоятельности действий. В среднем за время пребывания в дошколь­ном учреждении объем двигательной активности составляет в этот возрастной период 10—14 тыс. условных шагов, продолжительность — 240—250 мин (более 4 ч), интенсивность — до 40—55 движений в мин. Показатели суточной двига­тельной активности подвержены сезонным колебаниям и зависят от содержа­ния и характера деятельности.

Движения имеют вполне преднамеренный и целеустремленный характер: дети хорошо различают виды движений, представляют себе их смысл, назначе­ние, частично овладевают умением выделять наиболее существенные их эле­менты, могут обсуждать результаты своих действий. Возникает интерес к опре­делению соответствия движения образцу. Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в более сложных ви­дах упражнений. Вместе с тем им свойственно неумение соразмерять свои силы со своими возможностями. Для них характерно недостаточно четкое и пра­вильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.

К этому возрастному периоду дети достаточно хорошо овладевают навыка­ми ходьбы. Однако у многих из них еще отсутствуют непринужденное положе­ние корпуса и головы, согласованные движения ног и рук.

Структура бега оформляется к четырем годам. Устойчивая фаза полета наблю­дается у всех детей, но беговой шаг остается недостаточно равномерным, скорость невысока, отталкивание несильное, полет короткий, движения рук малоактивны.

Дети уже владеют прыжками разных видов, умеют отталкиваться от опоры, помогая себе взмахами рук. а также мягко приземляться, сохраняя равновесие. Дальность прыжка ограничена слабостью мышц, связок, суставов ног, тазового пояса, недостаточным умением концентрировать усилия в нужный момент.

При метании предметов еше недостаточно проявляется слитность замаха и броска. В результате укрепления кисти и пальцев рук, развития координации движений, глазомера и под влиянием многократных упражнений дети приоб­ретают способность регулировать направление полета и силу броска. Однако для многих из них ловля предмета еще затруднительна.

Дети постепенно осваивают езду на трех- и двухколесных велосипедах, под­готовительные к плаванию движения в водной среде и само плавание, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьбу и спуск с небольших го­рок на лыжах, качание на качелях, катание на коньках, роликах.

Возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в общем для всех детей темпе, соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим.

Образовательная область «Физическая культура»

Образовательные задачи

Четвертый год жизни:

формировать правильную осанку, гармоничное телосложение;

— развивать мелкую моторику;

— совершенствовать функциональные возможности детского организма;

— обогащать двигательный опыт разнообразными видами физических уп­ражнений и подвижных игр;

— содействовать правильному выполнению движений по образцу взросло­го (правильное положение тела, заданное направление);

— способствовать развитию произвольности выполнения двигательных дей­ствий;

— развивать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, рит­мично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие.

Пятый год жизни:

формировать умение правильно выполнять основные движения;

— развивать элементы произвольности во время выполнения двигательных заданий;

— способствовать развитию координации, ориентировки в пространстве, чув­ства равновесия, ритмичности, глазомера;

-— воспитывать личностные качества (активность, самостоятельность, ини­циативу, творчество);

— стимулировать естественный процесс развития физических качеств — ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости.

Содержание психолого-педагогической работы

Содержание педагогического процесса развития моторики детей — много­образные физические упражнения и игры.

Общеразвивающие упражнения

Движения головы: поднимание и опускание, повороты вправо-влево.

Положения и движения рук: вниз, на пояс, вперед, вверх, в стороны, перед грудью, за спину, за голову; поднимание, опускание, вращение кистей; сжима­ние, разжимание пальцев; попеременное и одновременное поднимание рук вперед, вверх, в стороны; размахивание вперед, назад; сведение рук за спиной; сгибание и разгибание; круговые движения прямыми и согнутыми в локтях руками; хлопки перед собой; над головой, за спиной.

Положения и движения ног: вместе, врозь, на носках; выставление прямой ноги вперед, отведение в сторону, назад на носок; поочередное поднимание прямой, согнутой ноги вперед, в сторону, назад; приседание, полуприседание, с опорой и без, с разным положением рук; удерживание под углом одновремен­но и поочередно в положениях сидя, лежа; сгибание, разгибание, разведение, сведение пальцев; оттягивание носков, сгибание, вращение стоп.

Положения и движения туловища: стоя, сидя, лежа, в упоре, стоя на коленях; сохраняя равновесие на повышенной, ограниченной опоре, повороты вправо-влево; наклоны вперед, в стороны; прогибание, выгибание спины в упоре, стоя на коленях, в сочетании с различными движениями рук, ног; перевороты со спины на живот и обратно (в положении лежа); выполнение разнообразных движений руками, ногами, туловищем в положении сидя и лежа.

Эффективность общеразвивающих упражнений повышается, если они вы­полняются с применением различных предметов (колечки, ленты, кубики, ко­сички, платочки, мячи и т.д.), а также с использованием пособий (на скамейке, у гимнастической стенки и др.).

Упражнения в основных движениях

Ходьба: в колонне, по кругу, парами друг за другом, в разных направлениях; на носках, на пятках; с высоким подниманием коленей; мелкими и широки­ми шагами, «змейкой»; приставными шагами в стороны, вперед, назад; чере­дованием ходьбы с бегом и другими движениями; с остановкой на сигнал, поворотами; со сменой ведущего; сменой темпа и направления, положения рук; сохранением равновесия на ограниченной, повышенной наклонной по­верхности.

 

Бег: в колонне, по кругу по одному и парами (держась и не держась за руки); на носках; широким шагом; с забрасыванием голени назад; с обеганием предметов; со сменой направления и темпа; с ускорением и замедлением; с ловлей и увертыванием; с преодолением препятствий; сохранением равнове­сия после внезапной остановки; челночный (2—3x5 м); непрерывный (1— 1,5 мин); быстрый (на 10—30 м); со средней скоростью (50—60% от макси­мальной, 40—60 м); медленный по пересеченной местности (160—240 м).

Ползание, лазанье: проползание на четвереньках по прямой (6—10 м); под предметами и вокруг них, между ними; по наклонной поверхности; на животе по гимнастической скамейке (подтягиваясь руками); ходьба на четвереньках с опорой на стопы и ладони; подлезание под предметы, перелезание через них; пролезание в обруч; лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх, вниз приставным и чередующимся шагами; передвижение по рейкам гимнас­тической стенки приставным шагом вправо-влево.

Прыжки: на месте, с продвижением вперед (2—3 м), через линии, невысокие предметы; с поворотом вправо-влево; на одной (правой, левой ноге); в длину с места; с короткой скакалкой (попытки); спрыгивание с высоты (15—30 см) на мат или в яму с песком.

Катание, бросание и ловля, метание: катание мячей, шаров в определенном направлении; между предметами и с попаданием в них; подбрасывание и ловля мяча двумя руками; ловля мяча после удара об пол и отскока; о стену; отбива­ние мяча правой и левой рукой; перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его; через препятствия; метание предметов в горизонтальную цель двумя, правой и левой рукой; в вертикальную цель и на дальность правой и левой рукой. Прокатывание и перебрасывание набивных мячей (весом 0,5 кг).

Подвижные игры и игровые упражнения

С ходьбой и бегом: «Пройди — не задень», «Пройди — не упади», «Бегите к флажку», «Мыши и кот», «Птички в гнездышках», «Трамвай», «Найди свой цвет», «Лохматый пес», «Пилоты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Ло­шадки», «Найди себе пару», «Ловишки», «Бездомный заяц», «Кто быстрее до флажка», «Погремушки», «Не опоздай».

С прыжками: «По ровненькой дорожке», «Через ручеек», «С кочки на кочку», «Поймай комара», «Воробушки и кот», «Подпрыгни повыше», «Лягушки», «Зай­цы и волк», «Лиса в курятнике», «По дорожке на одной ножке».

С ползанием, лазаньем: «Проползи — не задень», «Пробеги как мышка, пройди как мишка», «Наседка и цыплята», «Котята и ребята», «Мыши в кладовой», «Ко­тята и щенята», «Мышки в норках», «Обезьянки», «Перелет птиц».

С бросанием и ловлей: «Подбрось — поймай», «Мяч через сетку», «Сбей булаву», «Целься верней», «Попади в цель», «Кто дальше бросит (мяч, мешочек)», «Попади в круг», «Подбрось повыше», «Поймай мяч», «Прокати в ворота», «Кег­ли», «Кольцеброс», «Школа мяча».

На ориентировку в пространстве: «Найди свое место», «Найди, где спрята­но», «Угадай, кто и где кричит», «Найди и промолчи», «Кто ушел», «Прятки».

Народные подвижные игры и забавы.

Ритмические (танцевальные) движения: воспитатель использует материал из раздела «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка», см. с. 142).

Упражнения в организованных действиях: построения и перестроения в ко­лонну, круг, шеренгу (с помощью воспитателя, по ориентирам, самостоятельно);

 

 

нахождение своего места в строю; повороты направо-налево, кругом, пересту-панием на месте.

Упражнения в перемещениях со скольжением: скольжение по короткой, слегка наклонной ледяной дорожке с помощью взрослого; скольжение по ровной до­рожке (горизонтальной и наклонной) с отталкиванием с места самостоятельно;:кольжение по ледяной дорожке после короткого (3—5 шагов) разбега.

Упражнения в передвижениях с техническими средствами

Катание на санках: катание друг друга, вдвоем, одного; залезание на горку, везти за собой санки; скатывание с горки, сидеть на санках, ноги на полозьях; торможение, ставить на снег ноги, прижимать пятки к снегу, руками натягивать шнур, слегка отклоняясь назад.

Игры и забавы: «Санный круг», «Парное катание», «Гонки санок тройками», «Санный поезд», «Оленьи упряжки», «Веселые тройки», «На санки», «Попры­гунчики вокруг санок», «Кто быстрее» и др.

Ходьба на лыжах: скрепление и разъединение лыж; перенос к месту заня­тий под рукой с выставленными вперед и опущенными вниз носками; постро­ение с лыжами в руках в шеренгу; стоять на лыжах, сохраняя равновесие, под­нимая поочередно правую, левую ноги, приседая («пружинки»), перенося тя­жесть тела с одной ноги на другую; передвижение ступающим шагом; ходьба скользящим шагом (без палок) со свободным размахиванием руками; сколь­жение на двух лыжах после разбега; выполнение приставных шагов вправо-влево с подниманием лыж; переступание мелкими шагами в сторону поворота без отрыва пяток лыж от снега с приподниманием носка («звездочка»); пово­роты вправо и влево в движении; переступание боком через палки, положен­ные на снег; подъем на пологий склон ступающим шагом, «лесенкой», «полу-глочкой»; спуск со склона в основной и низкой стойках, через «воротца».

Игры, забавы: «Чем дальше, тем лучше», «Воротца», «Догоните меня», «Кару­сель в лесу», «Кто первый повернется?», «С горки вприсядку».

Езда на велосипеде: ведение велосипеда по прямой и с поворотом (держась за руль); посадка на велосипед и схождение с него с поддержкой и без; враще­ние педалей равномерно с нажатием передней частью стопы без отрыва ног (сидеть прямо, смотреть вперед, руль держать свободно); повороты налево-на­право; езда по кругу, объезд предметов; торможение и остановка.

Игры и забавы: «По узкой дорожке», «Прокатись по кругу», игра в правила дорожного движения.

Упражнения для освоения движений в водной среде, плавание

Ходьба, бег в воде глубиной по колено, по пояс, по грудь (помогая себе гребковыми движениями рук); ходьба и бег по дну водоема друг за другом, парами (держась и не держась за руки); наперегонки; передвижение по дну водоема на руках (ноги выпрямлены) вперед, вправо-влево; выпрыгивание из воды, приседание, падение в воду; погружение в воду с головой: опускание лица, головы; погружение в воду с задержкой дыхания; открывание глаз в воде, поднимание предметов со дна водоема; глубокий вдох и последующий выдох в воду; скольжение на груди и на спине с помощью взрослого и самостоятельно; скольжение на груди с доской в руках; выполнение выдоха в воду в скольже­нии на груди; движение руками и ногами на суше и в воде, как при плавании «кролем»; выполнение движений ногами в сочетании с выдохом в воду; плава­ние удобным для себя способом.

 

Игры и забавы: «Невод», «Лодочка с веслами», «Ледокол», «Задний ход», «Кро­кодил», «Раки», «Крабы», «Бегом в воду», «Дождик», «Веселые брызги», «Нос уто­нул», «Цапли», «Дровосек в воде», «Карусель», «Футбол в воде», «Бегом за мя­чом», «Покажи пятки», «Поплавок», «Катание на кругах».

Для нормального физического развития и здоровья ребенка большое значе­ние имеют его эмоциональное благополучие, целесообразная организация ус­ловий жизни и предметно-игровой среды, наличие у него необходимых куль­турно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и осознание эле­ментарных правил безопасного поведения.

Помещения детского сада (групповые, спортивный и музыкальный залы) должны быть оборудованы и обеспечивать двигательную активность детей, раз­ные виды движений.

Площадка на участке детского сада должна быть оборудована для разных игр (в мяч, кегли, кольцеброс, городки и др.), иметь полосы препятствий, дорож­ки для бега, езды на машинах, велосипедах, ходьбы на лыжах и др.

Педагогическое руководство должно побуждать детей к активной деятель­ности, участию в разнообразных подвижных играх и упражнениях.

Физические нагрузки должны быть разнообразными, недлительными по вре­мени, умеренными по интенсивности и эмоциональной окраске.

Циклические движения (ходьба, бег, ползание, лазанье) благоприятны в этот возрастной период для развития координации. Сохранение устойчивого поло­жения тела достигается за счет сбалансированной деятельности многочислен­ных групп мышц (ходьба по бревну, перешагивания и т.д.), что способствует их разностороннему развитию и укреплению. Это немаловажно для развития уме­ния владеть своим телом, поддерживать нужную позу.

Для формирования двигательных действий целесообразно сочетание опосре­дованного и прямого обучения: целостное воспроизведение действий взрослыми и повторение их детьми, подготовительные и подводящие упражнения, словесные методы (объяснение, подсказка, указание), практическая поддержка и помощь.

Примерный двигательный режим для детей младшего дошкольного возрас­та определяют разные виды занятий физической культурой и особенности их организации (табл. 3).

Помимо этого, двигательный режим предусматривает дополнительные виды занятий:

— группы общей физической подготовки (по желанию родителей);

— кружки по видам физических упражнений, игр, танцев (не более 2 раз в неделю, 30—40 мин, начиная с 4 лет);

— домашние занятия родителей с детьми (по советам воспитателей);

— физкультурные занятия детей совместно с родителями в дошкольном учреждении (по желанию родителей, воспитателей и детей);

— участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых меропри­ятиях детского сада во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, туристских походов и т.д., посещение открытых занятий.

За физическим развитием детей взрослые следят, ориентируясь на средние росто-весовые показатели, сроки появления зубов, некоторые функциональ­ные данные и физическую подготовленность.

 

Таблица 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...