Организация двигательной деятельности
Образовательная область «Здоровье» Образовательные задачи Четвертый год жизни: — содействовать охране и укреплению здоровья детей; — осуществлять необходимые мероприятия, содействующие укреплению иммунной системы организма ребенка и предупреждению острых рес-пираторно-вирусных инфекций; — создавать условия, способствующие устойчивой работоспособности и сопротивляемости организма утомлению; — формировать предпосылки здорового образа жизни.
Пятый год жизни: — продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки; — содействовать усвоению элементарных гигиенических знаний и основ здорового образа жизни; — обеспечить возможность удовлетворения биологической потребности ребенка в двигательной активности.
Содержание психолого-педагогической работы Режим (табл. 4). В отличие от раннего возраста режим дня детей четвертого и пятого года жизни предусматривает увеличение продолжительности периода бодрствования, а длительность суточного сна уменьшается до 12—12,5 ч, из которых 1,5—2 ч отводится дневному сну. Таблица 4 Примерный режим дня
Примечания. Занятия учебного характера в летний период не проводятся, они заменяются прогулкой. Продолжительность прогулки максимально увеличивается, игры, физические упражнения и отдельные виды занятий проводятся на свежем воздухе.
Дети четвертого и пятого года жизни должны обязательно спать днем. В соответствии с особенностями сна, нервной системы, состояния здоровья осуществляется индивидуальный подход к детям. Можно допустить некоторые изменения в последовательности проведения или длительности отдельных видов деятельности детей в течение дня. При этом обязательно сохраняются основные принципы построения режима: достаточная ежедневная длительность пребывания детей на воздухе (до 3—4 ч), полноценный сон, рациональное чередование умственных и физических нагрузок, регулярное питание (через 4—4,5 ч), активный отдых.
В связи с появлением в жизни детей дошкольного возраста элементов учебной деятельности важно соблюдать следующие требования и ограничения: — не перегружать ненужными знаниями и избыточной информацией, приводящей к переутомлению, перенапряжению нервной системы;
— ограничивать длительность занятий, других форм организованной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей; — не принуждать ребенка к обязательному выполнению задания, если он устал, отказывается работать, его внимание рассеянно; — на занятиях избегать излишних повторений, снижающих интерес и активность ребенка; — не допускать длительного пребывания ребенка в малоподвижной (статичной) позе; — повышать работоспособность детей, применяя активизирующие внимание приемы (дидактические игры, двигательные элементы, технические средства обучения); — с учетом состояния детей (степень заинтересованности, частота отвлечений и др.) изменять содержание и форму учебной работы на протяжении одного занятия; — не проводить занятия на фоне даже незначительного утомления (например, сразу после интенсивной двигательной деятельности, после предыдущих трудных занятий), сразу после сна; — строго соотносить дополнительные нагрузки (кружки, факультативы и др.) с возможностями ребенка, не допуская перегрузок, переутомлений и нарушений режима дня. Гигиенические условия. В помещении группы поддерживаются комфортная температура и влажность воздуха (соответственно 21, 22 °С и 40—60%), обеспечивающиеся регулярным проветриванием, в том часле и в присутствии детей (одностороннее проветривание в течение 5—10 мин каждый час). В гимнастическом зале и спальне температура воздуха поддерживается в лределах 17—19 °С при соответствующей одежде детей. Необходимо создавать все условия для максимального доступа дневного света в групповое помещение.
Питание. Пищевой рацион должен быть разнообразным, соответствующим существующим нормам и требованиям. Детей приучают правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, быть аккуратными, тщательно пережевывать пищу. Недопустимо насильственное кормление. Не следует подгонять медлительных детей, кормить тех, кто может есть самостоятельно. Закаливание. Независимо от форм и методов закаливания необходимо соблюдать его основные принципы: постепенность, непрерывность, индивидуальный подход, положительное эмоциональное отношение ребенка к процедуре, благоприятные гигиенические условия. Для закаливания важное значение имеет рациональная одежда детей в помещении и на прогулке. При нормальной температуре воздуха одежда состоит из двух слоев, включая белье. Для занятий физической культурой — трусы, майка, спортивные тапочки, носки. В холодный период года в зависимости от погодных условий на прогулке одежда детей состоит из 3—5 слоев. В холод дети выходят на прогулку при температуре воздуха в пределах —18——20 °С в безветренную погоду. Закаливание воздухом осуществляется в виде местных и общих воздействий (см. рисунок) (после дневного сна, во время утренней гимнастики, в повседневных играх).
Рис. Схема закаливания воздухом в помещении
В теплое время года воздушные ванны на участке проводятся при температуре воздуха не ниже 18 °С. Для закаливания целесообразно использовать также хождение босиком в помещении при температуре пола не ниже 18 °С, продолжительность увеличивается постепенно с 3—4 до 15—20 мин. Эффективность закаливания достигается использованием комплекса средств — сочетанием различных вариантов водных процедур с воздушными ваннами и воздействием ультрафиолетовой радиации. Перед началом закаливания водой в качестве подготовительной процедуры, а также для физически ослабленных детей используют щадящие водные процедуры — влажные обтирания до пояса (температура воды та же, что и при общих обливаниях); обливание ног водой контрастных температур (35—36 °С и 24—25 °С) с постепенным расширением диапазона разницы температур (соответственно 40—42 °С и 16—18 °С) с учетом самочувствия детей.
Хороший способ закаливания — купание и плавание. Температура воды в бассейне должна быть в пределах 28—30 °С. Культурно-гигиенические навыки. К 5 годам дети сознательно и самостоятельно осуществляют следующие действия: моют руки с мылом, правильно их намыливая, до еды, после прихода с улицы, после загрязнения, туалета; моют лицо; насухо вытираются полотенцем; аккуратно едят, пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, культурно ведут себя за столом; полощут рот питьевой водой после приема пищи; используют носовой платок; аккуратно пользуются туалетом; самостоятельно одеваются и раздеваются, аккуратно складывая одежду; следят за своим внешним видом (одежда, прическа), при необходимости обращаются за помощью к взрослым; помогают другим детям, не умеющим самостоятельно и правильно одеться; могут пользоваться зеркалом и расческой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|