Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная область «Музыка»




Образовательные задачи

Второй год жизни:

— увлекать, удивлять и радовать детей музыкой;

— приучать внимательно ее слушать;

— развивать умение прислушиваться к словам песен, воспроизводить зву­коподражания и простейшие интонации;

— учить выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответству­ющие словам песни и характеру музыки.

Третий год жизни:

— развивать умение вслушиваться в музыку, понимать ее образное содер­жание;

 

— учить различать контрастные особенности ее звучания (громко — тихо, быстро — медленно, высокий — низкий регистр);

— побуждать к подпеванию и пению;

— развивать умение связывать движения с музыкой в сюжетных играх, уп­ражнениях, плясках.

 

Содержание психолого-педагогической работы

 

Слушание музыки. На музыкальных занятиях дети должны слушать инстру­ментальные пьесы и песни, которые исполняют для них взрослые. Без этого в дальнейшем невозможно развитие музыкальных способностей.

Важно, чтобы дети слушали знакомые мелодии, даучащие на разных музы­кальных инструментах, в ансамблях, а на третьем году жизни — рассказы, иллю­стрируемые музыкой.

Пение. Только на основе положительных эмоций у детей возникает жела­ние приобщиться к этому замечательному виду музыкальной деятельности.

Очень важен выбор песни. Музыкальный руководитель должен иметь в виду, что словарный запас ребенка еще очень мал. Иногда трудности в пении связа­ны с тем, что ребенок еще не научился говорить те или иные слова. Важно учитывать также физические данные, здоровье детей и степень организованно­сти группы.

В песне должны быть: понятное и интересное содержание, слова^ не только понятные, но и легкие для произношения, текст — короткий; мелодия — состо­ящая из повторяющихся легких и коротких фраз, диапазон — соответствую­щий возрастным и индивидуальным природным особенностям голосов детей, тесситура — удобная для детей, не вызывающая напряжения.

В процессе работы с детьми третьего года жизни музыкальный руководи­тель учит:

— петь без напряжения, естественным голосом, не форсировать звук и не выкрикивать отдельные слова;

— вместе начинать и заканчивать пение, петь, не опережая и не вторя, вы­держивать паузы, слушать вступление и заключение;

— верно передавать общее направление движения мелодии и ритмический рисунок песни.

Музыкальное движение. Если дети второго года жизни чаще всего вос­производят движения по показу воспитателя и с некоторым опозданием, на третьем году они более самостоятельны и точны. В этом возрасте им доступ­ны разнообразные и сложные музыкальные движения в упражнениях и пляс­ках.

Виды основных движений, выполняемых под музыку: ходьба, бег, прыжки.

Движения под веселую, живую музыку радуют детей. Пляска помогает им различать двух- и трехчастную формы музыки.

В плясках дети могут: хлопать в ладоши и по коленям, хлопать в ладоши и одновременно притоптывать одной ногой, пружинисто качаться на двух ногах, притоптывать двумя ногами, бегать на месте на носочках, стучать каблучком, поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу, делать шаг вперед — шаг назад на носочках, кружиться на носочках, выполнять маленькую пружин­ку с небольшим поворотом корпуса вправо-влево, бег и шаг по кругу стайкой в одном направлении. Положение рук варьируется: руки на поясе, одна рука на

 

 

поясе, другая поднята, руки разведены в стороны, ладонями вверх, «ручки пля­шут» — поворот кистей (руки слегка подняты).

Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональ­ной кульминации. Именно в игре ребенок наиболее активен, радостен, пол­ностью поглощен происходящим. Она положительно влияет на физическое развитие детей, является важным средством становления движений у детей раннего возраста, развивает умение слушать музыку, действовать согласно с ней.

В занятиях с детьми третьего года жизни начинают использоваться сю-жетно-ролевые игры, где они изображают кого-либо (зайчиков, птичек и т.д.). В игре солистом может быть не только воспитатель («мама-зайка» или «миш­ка»), но и ребенок, если он охотно, радостно и без напряжения «играет роль».

Детские праздничные утренники. Основа детского утренника — игра. Она дол­жна быть подобрана, организована и проведена взрослыми так, чтобы дети по­няли игровую ситуацию. Только тогда они начинают играть, «жить» в игре, а не выполнять дисциплинированно то, что предлагают взрослые.

Не стоит перегружать праздничную программу стихами, которые читают дети (2—3 достаточно), и плясками (не более 3). Одна из них может быть включена в игру. Хорошо, если пляски разные: парная и в свободном построении у детей второго года жизни или парная и в кружке у детей третьего года жизни. Всегда желательна свободная птяска. где бы дети самостоятельно, произвольно меня­ли движения.

Для детей второго года жизни в течение года проводят один праздничный детский утренник «Елка» и два занятия-развлечения в месяц. Одно из лучших развлечений — кукольный спектакль.

Для детей третьего года жизни праздничные утренники проводятся осенью (октябрь, начало ноября), зимой («Елка») и весной (май); а занятие-развлече­ние — одно в месяц, при условии, что третье музыкальное занятие в неделю — слушание классической музыки.

Музыкальный руководитель подбирает репертуар с учетом особенностей каждой конкретной группы.

Для детей второго года жизни рекомендуются в среднем 6—7 песен в тече­ние года (с разными задачами для слушания, музыкально-двигательного пока­за, звукоподражания, слогового пения), 3—4 музыкальных упражнения, пляски, музыкальных игры.

Для детей третьего года жизни рекомендуются в среднем 10—12 песен (подпевание, пение), 9—11 инструментальных пьес и 4—6 песен для слуша­ния, 5—7 музыкально-двигательных упражнений, 10 плясок и 8—9 музыкаль­ных игр.

В качестве особого и очень важного раздела работы с детьми третьего года жизни на третьем музыкальном занятии вводится слушание классической му­зыки.

 

 

Примерный репертуар

Второй год жизни

Попевки: «Поет, поет, моя Танечка» (рус. нар. мелодия, ел. Т. Бабаджан), «Прилетайте, птички» (укр. нар. мелодия, ел. И. Плакиды).

 

 

Песни: «Птичка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Шмаковой), «Петушок» (рус. нар. прибаут-ка в обр. М. Красева), «Кошка» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель), «Собачка» (муз. 1С. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой), «Баю-баю» (муз. М. Красева, сл. М. Чарной), «Ма­шенька-Маша» (муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Невельштейн).

Игровые упражнения, игры: «Ладушки» (рус. нар. мелодия, сл. Блуменфельд), «И ку-мушки, и голубушки» (рус. нар. мелодия в обр. М. Раухвергера), «Барабан» (муз. Е. Тиличе­евой, сл. А. Шибицкой, авт. игры Т. Бабаджан), «Погремушки», «Гопачок» (укр. нар. мело-дии в обр. М. Раухвергера), игровое упражнение с погремушками, «Мячик» (муз. М. Раух-эергера, ел. Н. Френкель, авт. игры И. Плакида, вариант игры Н. Фок), «Колечки» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель, авт. игры Т. Бабаджан).

Пляски: «Ай да» (муз. В. Верховинца, сл. и движ. Г. Ильиной), -«Гопачок» (укр. нар. «мелодия в обр. М. Раухвергера), «Микита» (белорус, нар. мелодия в обр. С. Полонского, сл. и движ. М. Александровской), «Юрочка» (белорус, нар. песня в обр. Ан. Александрова).

Третий год жизни

Песни: «Птичка» (муз. Т. Попатенко, ел. Н. Найдёновой), «Петушок» (рус. нар. песня в:<5р. М. Красева), «Собачка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой), «Киска» (муз. Чн. Александрова, сл. Н. Френкель), «Осенью» (укр. нар. мелодия в обр. Н. Метлова, ел. И. Плакиды), «Машенька-Маша» (муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Невельштейн), «Пришла зима» М.Раухвергера, сл. Т. Мираджи), «Песня про елочку» (муз. Е. Тиличеевой, ел. М. Бу­латова), «Дождик» (рус. нар. прибаутка в обр. Г. Лобачёва, ел. А. Барто), «Солнышко» (укр. нар. песня в обр. Н. Метлова, ел. Е. Переплетчиковой).

Слушание: А. Руббах «Воробей», М. Раухвергер «Автомобиль», Г. Фрид «Барабан», «Мячик», В.-А. Моцарт «Анданте до мажор» (Кехель, № 1а), В.-А. Мопарт «Аллегро до мажор» (Кехель, № 16), И.-С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты № 2 си-минор, Л. Бетховен «Багатель ля-минор», опус 119, № 9, П. Чайковский «Песня жаворонка» из никла «Детский альбом», Э. Григ «Танец эльфов» из цикла «Лирические пьесы», «Вот уж зимушка проходит» (рус. нар. мелодия в обр. П. Чайковского, ел. Т. Мираджи), «Бе­лочка» (муз. М. Красева, ел. М. Клоковой), «Ласковая песенка» (муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи).

Слушание в игровой форме: «Кто это?», «На чем приехал гость?» (авт. И. Плакида).

Музыкальное движение: упражнения на различение характера двух контрастных произведений — «Марш» (муз. Э. Парлова), «Бег» (муз. Е. Тиличеевой), «Зайка» (муз. К. Черни), «Мишка» (муз. Г. Фрида); упражнения на различение двухчастной контраст­ной формы — «Игра с бубном» (нар. мелодия «Гопачок» в обр. М. Раухвергера), упраж­нение с султанчиками или платочками (рус. нар. песня «По улице мостовой» в обр. Т. Ломовой), «Погремушки» (муз. М. Раухвергера), упражнения на рахтичение динами­ческих оттенков — «Как мы умеем хлопать», «Упражнение с султанчиками» (муз. Ф. Шу­берта «Экоссез»).

Пляски: «Русская плясовая» (рус. нар. мелодия «Из-под дуба», ел. И. Грантовской), «Калинка» (рус. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой, ел. В. Петровой), «Приглашение» (муз. В. Жубинской, ел. И. Плакиды).

Музыкальные игры: «Прятки» (рус. нар. песня «Лен», игра под ред. Т. Бабаджан), «Погремушки» (муз. М. Раухвергера, авт. игры Т. Бабаджан), «Веселые прятки» (муз. В. Пет­ровой, авт. Н. Кругляк и В. Петрова); «Зайки» («Зайчик» в обр. М. Красева и рус. нар. песня «Заинька» в обр. Н. Римского-Корсакова, игра под ред. Т. Бабаджан), «Веселые гуси» (рус. нар. песня «Веселые гуси», авт. Н. Комиссарова и В. Петрова), «Аленка» (рус. нар. песня «Во саду ли, в огороде», авт. И. Грантовская).

Игры для праздничных утренников: «Листопад» (авт. Т. Мираджи, И. Грантовская), «Зайки-шалунишки и косолапый мишка» (рус. нар. мелодия, авт. И. Грантовская), «Птич­ки и кот» (муз. Н. Римского-Корсакова, авт. И. Плакида, И. Грантовская), «Петрушка» муз. Д. Шостаковича, Ф. Флотова, В. Петровой, авт. В. Петрова).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...