Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная область «Коммуникация»




 

Образовательные задачи

Второй год жизни

Понимание речи:

— учить пониманию функций предметов и действий с ними (это носочки, это туфельки, наденем туфельки на ножки);

— побуждать отыскивать предметы, игрушки, задавая вопросы («Где Ляля?», «Где собачка?», *Где у собачки носик?»);

— учить наблюдать за разыгрыванием небольших сценок с игрушками, сопро­вождаемых словом («Ляля гуляет», «Покормим Лялю», «Уложим ее спать»);

— узнавать предметы на картинке (петушок, часы, собачка);

— понимать, что одно и то же действие можно совершать с разными игруш­ками (покормим Лялю, покормим собачку, покормим киску), с одной и той же игрушкой — разные действия (покатаем собачку, погладим ее, покормим, уложим спать);

— соотносить действия со словом, выполнять несложные просьбы («При­неси кубик», «Уложи мишку спать»).

Активная речь:

— побуждать включаться в диалог с помощью доступных средств (вокали­заций, движений, мимики, жестов, слов);

— учить отвечать на вопросы («Кто?» «Что?», «Что делает?»);

— побуждать выполнять несложные поручения (дай, принеси, покажи, возьми);

— стимулировать подражание речи («Скажи: "ав-ав" — собачка лает»), ис­пользованию речи при выражении желаний, чувств («Что тебе дать? Лялю? Скажи сам»);

— побуждать детей (во вторые 6 месяцев) заменять звукоподражательные слова общеупотребительными («тик-так» — часы, «ав-ав» — собачка), стро­ить фразы, состоящие из 2—3 слов («Маша моет руки». «Мишка спит»);

— активизировать речевые реакции путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации;

— побуждать использовать в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные (большой, красный), наречия (высоко), предлоги (в, на).

Третий год жизни

Речевое общение:

побуждать к общению на близкие ребенку темы из личного опыта, жизни близких людей, животных;

— подводить к внеситуативному диалогу со взрослым (о том, что сейчас не находится в поле зрения);

— побуждать активно включаться в общение всеми доступными (нерече­выми и речевыми) средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться;

— поощрять интерес ребенка к делам сверстников, желание сопровождать речью свои действия;

— вовлекать в инсценирование, подговаривание слов в сказке.

 

Словарь:

знакомить со свойствами и функциями предметов и игрушек в процессе действий с ними, наблюдений за происходящим в окружающем, рассмат­ривания картинок;

— создавать условия для понимания того, что с одним и тем же предметом можно выполнять различные действия, а одно и то же действие можно совершать с разными предметами;

— обогащать словарь названиями профессий людей (врач, шофер, воспита­тель), растений, предметов и их частей (рукава и воротник у рубашки, колеса и кузов у машины), предметов питания, одежды, мебели, а также названиями игрушек, домашних животных и их детенышей;

— обогащать словарь глаголами, побуждая детей соотносить словесное обо­значение действий с собственными движениями и действиями игрушек;

— инициировать непроизвольную речь, побуждать активно использовать на­звания предметов и игрушек, стремясь к их получению.

Грамматический строй речи:

знакомить с пространственными и временными отношениями в окружа­ющем и побуждать выражать их в речи («Я высоко», «Я буду спать», «Миша упал» и пр.);

— в звукоподражательных играх учить ориентироваться на звуковую сторо­ну слова (петушок: «ку-ка-ре-ку» — кукарекает, уточка: «кря-кря-кря» — крякает, мышка: «пи-пи-пи» — пищит);

— помогать изменению слов (по числам, падежам, временам), согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкатель­ных наименований, глаголов совершенного и несовершенного вида и др.

Звуковая культура речи:

учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух;

— упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме шипящих и сонорных);

— поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при раз­нообразном звуковом сопровождении игровых действий;

— учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко-ко», «му-му», «ку-ка-ре-ку»);

— учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением при­водить в движение султанчики, лодочки на воде, шарики из ваты).

Содержание психолого-педагогической работы

Второй год жизни

Необходимо использовать все режимные моменты и бытовые ситуации для налаживания речевого общения с ребенком и обогащения его словаря, сопро­вождать свои действия словами, побуждать его выполнять несложные поруче­ния по слову воспитателя (принести ботиночки, шапку, шарф, показать крас­ную чашечку и красный грибок, красную варежку), отвечать на вопросы о на­звании предметов одежды, посуды, овощей и фруктов и действиях с ними.

Самостоятельные предметные и игровые действия ребенка важно также ис­пользовать для развития речи, подсказывая, как можно обозначить их словом, как развить несложный сюжет («Ляля катается с горки: уу-ух. Покатаем Лялю на лошадке: но-но. Устала Ляля. Спит: а-а-а, а-а-а»).

 

 

Важны наблюдения детей за живыми объектами и движущимся транспортом, привлекающие их внимание и вызывающие яркие эмоциональные и речевые реак­ции, непроизвольную ситуативную речь. Взрослый поддерживает диалог с ребенком, давая развернутое речевое описание происходящего, того, что малыш пока может выразить лишь в однословном высказывании («Би-бип. Машина едет, гудит. Уйди с дуги. Огоньки мигают. Мотор ревет: р-р-р. Как гудит машина? Би-бип. Би-бип»).

С детьми необходимо организовывать игры-занятия по рассматриванию предметов, игрушек, картинок («Чудесный мешочек», «Кто в домике живет?», «Катание с горки», «Кто приехал на машине?»). В них объекты и действия обо­значаются словом, одноименные действия выполняются разными игрушками, одна и та же игрушка действует многообразными способами. Ребенок включа­ется в различные ситуации и небольшие сюжетные сценки («Покатаем зверей. Мишка едет с горки: у-у-ух! Зайка едет с горки: у-у-ух! Ляля едет с горки: у-у-ух! Покатали Лялю. Ляля устала. Уложим Лялю спать: а-а-а, а-а-а. Поспала. Бу­лем пить чай. И пирожком угостим. Ешь пирожок. Как Ляля ест пирожок? Ам- ам?»). Звукоподражания персонажей дети повторяют. Взрослый использует ес­тественное желание ребенка обладать предметом или картинкой и побуждает его выражать свои желания в словесной форме (задает вопросы, ждет, пока ребенок попросит игрушку, позовет ее).

Третий год жизни

Речь взрослого должна быть грамотной, содержательной. Нужно говорить в умеренном темпе, четко артикулируя звуки, используя точные слова.

Для организации игр и занятий используются игрушки, реальные предметы, муляжи, куклы и фигуры настольного театра, игрушки-самоделки, картинки, кос­тюмы сказочных персонажей, элементы декораций и др. Воспитатель с загадоч-ным видом вносит в группу запланированный по конкретной теме реквизит, при­влекая непроизвольное внимание детей. («Буратино, что у тебя в мешке? Что это такое? Тут есть кузов, колеса, кабина. Догадались? Кто будет кататься на машине? Кто это в мешке? Уши длинные, хвост короткий. Любит морковку. А это кто? Мишка? Какие у мишки ушки? А хвост есть у мишки? Как он подает голос?»).

Нужно давать детям возможность самостоятельно обследовать принесен­ные предметы, пробовать с ними играть. В процессе разыгрывания небольших сценок с игрушками воспитатель привлекает детей к инсценированию, подго-зариванию слов, звукоподражанию, изображению движений персонажей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...