Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательно-речевое развитие




Характеристика возрастных возможностей

 

В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продол­жается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изме­няются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые сред­ства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ре­бенка о мире.

 

В возрасте от 3 до 5 лет формируются качественно новые свойства сенсор­ных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуют­ся фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движения руки по предмету определяют движения глаз). Зрительное восприятие становится одним из основных процессов непосред­ственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.

 

Образовательная область «Познание»

Сенсорное развитие

Образовательные задачи

 

Четвертый год жизни:

учить различать и выделять в предметах и объектах семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и их оттенки (розовый, светло-зеленый);

— пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоуголь­ник) и четыре фигуры (куб, кирпичик, пластина, призма);

— параметры величины (длина, ширина, высота) и их сравнение (длинный — короче — короткий, широкий — уже — узкий, высокий — ниже — низкий);

— развивать действия по использованию эталонов: устанавливать тожде­ство какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону;

— соотносить с эталоном предмет, свойство которого не точно такое же, как эталон, но может быть отнесено к нему;

— вести целостно-расчлененный анализ объектов с учетом эталонных ха­рактеристик обследования (выделение целого, затем его частей, деталей, их пространственного расположения по отношению друг к другу и опять объекта в целом), формировать обобщенный способ обследования объекта;

— выделять в объектах цвет, форму, величину и группировать их по одному признаку;

— пользоваться приемами наложения и приложения одного предмета к дру­гому для определения их равенства или неравенства по величине и тож­дественности по форме;

— выстраивать или раскладывать в ряды (в возрастающем или убывающем порядке) предметы (3—7) со значительной разницей (2—3 см) в пара­метрах величины (длина, ширина, высота) по одному признаку;

— экспериментировать с цветом, формой, величиной;

— способствовать сенсорному развитию детей в процессе исследования раз­личного природного материала (потрогать камешки, раковины, листья, на­звать знакомый цвет лепестков и т.д.).

 

Пятый год жизни:

— учить различать девять цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, си­ний, фиолетовый, коричневый, черный, белый) и их светлые и темные оттенки (Циемно-красный, светло-желтый, серый и т.д.);

— шесть геометрических форм (круг, полукруг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и десять фигур (куб, шар, полушар, кирпичик, брусок, пластина, призма, конус, цилиндр, полуцилиндр);

— параметры величины (длина, ширина, высота) и использовать их для срав­нения объектов (длинный — короче — еще короче — самый короткий);

— продолжать развивать действия по использованию сеясорных эталонов: выделять в объектах и называть цвет, форму и параметры величины (вы­соту, длину, ширину);

— сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизи­ровать и группировать объекты по разным основаниям (цвету, форме, величине);

— сравнивать предметы по параметрам величины (длине, ширине, высоте); выстраивать их в ряды, раскладывать предметы (5—7), со значительной и небольшой разницей в размере, в возрастающем или убывающем порядке;

— вести целостно-расчлененный анализ объектов: выдедЩгие целого, затем его частей, затем деталей, соответствующих усвоенным эталонным пред­ставлениям, и их пространственному расположению и опять объекта в целом, формировать обобщенный способ обследования;

— пользоваться приемами наложения и приложения одного предмета (или группы предметов) к другому (другой группе предметов) для определе­ния их равенства или неравенства по величине и тождественности по форме;

— экспериментировать с цветом, формой, величиной, получать новые цвета путем смешивания краски» преобразовывать лист бумаги квадратной фор­мы в треугольник, изменять конструкцию в высоту, длину, ширину на основе сформированных представлений о величине объекта;

— способствовать сенсорному развитию детей в процессе изучения приро­ды (предоставлять возможность играть с шишками, палочками, обращать внимание на характер поверхности разных природных объектов — глад­кие, шершавые, на клумбе растут цветы разного цвета и т.д.).

Содержание психолого-педагогической работы

Ребенок с ранних лет сталкивается с огромным разнообразием форм, кра­сок и других свойств предметов. Самостоятельно ему трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи воспитателя, который орга­низует чувственный опыт ребенка для полноценного восприятия окружающе­го мира. Воспитатель в процессе обучения и взаимодействия с ребенком обога­щает его представления о внешних свойствах предметов.

Организация образовательного процесса сенсорного развития детей млад­шего дошкольного возраста проходит в два этапа. Содержание каждого этапа реализуется в процессе игр и занятий по всем направлениям воспитательно-образовательного процесса.

Для ознакомления детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов (сенсорными эталонами цвета, формы, величины) широко исполь­зуются дидактические игры и материалы. Каждый вид дидактических игр и

 

 

материалов располагает разными образовательными возможностями. Их цен­ность в том, что дети познают свойства предметов (цвет, форму, величину) и совершенствуют свой сенсорный опыт: сначала выделяют, затем называют. По­степенно дети 3—4 лет могут играть с материалом, где необходимо ориентиро­ваться сразу на 2—3 признака.

Дидактическая игра включает развернутое игровое и практическое действие каждого ребенка с дидактическим материалом. Игровое действие может совпа­дать с практическим действием с предметами («Подбери, сложи, разложи, вставь» и т.д.) или не совпадать, например, в играх с прятаньем и поиском предметов, загадыванием и отгадыванием («Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что измени­лось?»). Знание детьми эталонов цвета, формы, величины — необходимое усло­вие выполнения игровых и практических заданий.

В дидактических играх дети четвертого года жизни под руководством вос­питателя подбирают одинаковые эталоны и запоминают их названия, сопо­ставляют разные геометрические фигуры между собой, группируют предметы по одному основанию (цвету, величине, форме), определяют величину пред­мета по отношению к другим предметам; собирают пирамидки, башенки, рас­полагают предметы на плоскости или вертикально, знакомятся с тремя и бо­лее градациями величины (до 7—9), составляя «сериационные» ряды как по предложению взрослого, так и самостоятельно. Дети строят лесенки с чередо­ванием деталей по цвету и убывающей высоте, конструируя веер (самая вы­сокая деталь в середине, а от нее по убывающей в обе стороны выстраивают­ся другие детали). Детям этого возраста интересны игры с разрезными кар­тинками, наборами геометрических фигур, основанные на подборе парных картинок к аналогичным изображениям этих предметов на больших картах или карточках домино.

Представления о цвете у детей пятого года жизни могут закрепляться в процессе игры с новым для них дидактическим материалом, например, в игре «Подбери предмет нужного цвета». Чтобы их представления о форме приобре­ли обобщенный характер, воспитателю целесообразно предлагать им игры на сопоставление формы предметов с геометрическими образцами в играх «Ма­газин», «Поручения», «Путешествие по групповой комнате» и др. Дети средней возрастной группы действуют самостоятельно с хорошо знакомым им матери­алом («Собери башенку», «Собери колечки по цвету», «Цветная посуда», «Доми­но», «Предмет и форма»). Они способны действовать по словесному заданию воспитателя, например, в играх «Подбери семь предметов», «Семь в ряд», в кото­рых дети различают предметы по форме и величине.

Для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста важную роль играет дидактический материал. Упражнения с вкладышами, сборно-раз­борными народными игрушками (матрешка, грибочек, башенка из 5—8 дета­лей), основанные на многократных практических действиях каждого ребенка с материалом (собрать, разобрать, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.).

Игровое и обучающее начало этих народных игрушек заложено в их особой конструкции, обеспечивающей ребенку возможность действовать самостоятельно со знакомым материалом. В тех случаях, когда организуются упражнения с но­вым для детей материалом, воспитатель объясняет и показывает способ дей­ствия и правила пользования им.

 

Собирая игрушку путем разнообразных действий, дети видят их правиль­ность и неправильность (ошибка наглядна). Стремление получить желаемый?езультат заставляет действовать снова и снова, искать необходимые детали, лучше их рассматривать, различать по цвету, форме, величине. Решение задачи 1ля ребенка облегчается тем, что в таких игрушках выделены лишь 1—2 свой­ства (например, в матрешке — величина и узор, в башенке — величина).

С целью освоения и различения величины используются наборы палочек юрусков, кубов разной величины), формы (наборы кругов, квадратов, треуголь­ников, шаров, кубов, конусов), цвета (наборы разных по цвету и величине плос-:<их и объемных геометрических фигур).

В зависимости от возраста детей, их опыта и содержания игр и упражнений с дидактическим материалом меняется роль воспитателя. Он может быть орга­низатором игры, непосредственным ее участником, наблюдателем за игровой деятельностью или активным помощником, например, помогает играющему ре­бенку подобрать предметы или сравнивать их по определенному признаку. Вза­имоотношения между взрослым и детьми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит, дети учатся), а правилом игры, которое направляет игру, со­единяет дидактические и игровые задачи, организует поведение и взаимоотно­шения детей и воспитателя как партнеров.

Для развития у ребенка более тонкой дифференциации сенсорных этало­нов, представлений о разновидностях каждого свойства, например цвета, вос­питатель знакомит детей с оттенками цветовых тонов, формы (вариантами гео­метрических форм), величины (отдельными ее параметрами).

Эта задача может решаться в процессе экспериментирования детей с крас­ками и в самостоятельной практической деятельности или на занятиях, напри­мер по изобразительной и конструктивной деятельности.

Экспериментируя с красками двух цветов (например, красной и синей или желтой и синей), в процессе рисования ребенок самостоятельно получает но­вый цвет (фиолетовый, зеленый), а испольярш белила или воду, осваивает при­емы осветления цвета краски.

Воспитатель поощряет самостоятельную деятельность детей, но в то же вре­мя руководит ею. Он привлекает внимание детей к полученным результатам, просит сравнить их, назвать цвет или оттенок, выделить, какой из оттенков светлее, а какой темнее.

Подобные практические действия позволяют сформировать у детей пони­мание связи и зависимости между разновидностями свойств (результаты сме­шения цветов, нарастания или убывания величины, группировку геометричес­ких форм).

На занятиях и в процессе игр воспитатель помогает детям освоить приемы обследования предмета (обведение пальцем его контура), способы по освое­нию сенсорных эталонов. Например, практические действия наложения и при­ложения одного предмета (или группы предметов) к другому для определения равенства или разности их свойств.

Дети пятого года жизни осваивают прием обследования предмета по описа­нию его признаков. В процессе дидактической игры «Чудесный мешочек» ре­бенок учится узнавать форму предметов, опустив руку в мешочек, ощупывает какой-либо из находящихся в нем предметов и рассказывает о его признаках, а остальные дети по этому описанию отгадывают его название.

 

 

Дети осваивают действия по использованию эталонов в качестве «единиц измерения» на занятиях, например в таких видах деятельности, как изобрази­тельная и конструктивная, особым образом связанных с сенсорными процес­сами. Успешное выполнение практических действий ребенка зависит от пред­варительного обследования образца (предмета, объекта, конструкции, рисунка), которое важно организовать до начала его практических действий.

Воспитатель на таких занятиях не ограничивается простым зрительным оз­накомлением детей с объектом, а организует его обследование, учит выделять его внешние свойства (цвет, форма, величина, пространственные отношения).

Обследование предмета всегда согласуется с последующим процессом про­дуктивной деятельности. Например, перед конструированием или лепкой вни­мание ребенка обращается на всю конструкцию и ее основные части. При этом предмет рассматривается с разных сторон, что необходимо для правильного вос­приятия его объемной формы. При обследовании предмета перед рисованием, аппликацией, художественным конструированием внимание детей обращается в основном на контур, его основные части. При этом предмет может рассматри­ваться лишь с одной стороны, как правило, наиболее информативной.

Несмотря на различия содержания самих объектов существуют общие ос­новные признаки организации обследования. Воспитатель учит детей целост­но-расчлененному анализу объектов (обобщенный способ обследования). Сна­чала выделяется объект в целом (например, дом). Затем выделяются его основ­ные части (стены, окна, крыша) и их свойства: форма, величина (стены и окна — квадратные, стены — большие, окна — маленькие, крыша — треугольная). И да­лее детали этих частей (стены из кубиков и кирпичиков, крыша — из призмы и т.д.). Затем выделяются детали объекта и определяется их пространственное расположение относительно друг друга. И наконец, — объект в целом. Такой способ обследования позволяет формировать у ребенка целостно-обобщенное представление об объекте, становится средством самостоятельного познания новых для него предметов, развивает более точное восприятие объекта по оп­ределенной схеме анализа (обведение контура рукой и со всех сторон, выделе­ние основных частей и их свойств: форма, величина, цвет), выделение деталей этих частей и их месторасположения по отношению друг к другу, восприятие объекта в целом.

Обучение обследованию проводится воспитателем с учетом индивидуальных и возрастных различий детей. Так, детям четвертого года жизни для обследова­ния воспитатель предлагает простые по форме и строению конструкции, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был для них легким. Постепенно дети младшей группы осваивают данную схему анализа объек­та, а к концу пятого года жизни могут самостоятельно ее использовать.

Обследование объекта в процессе продуктивной деятельности помогает ре­бенку освоить цвет как характерный признак предметов и объектов действи­тельности. У отдельных детей наблюдается предпочтение одного цвета другим. Они могут использовать один и тот же цвет для создания разных образов. Вос­питатель в процессе изобразительной деятельности подводит детей к осознан­ному выбору цвета красок, карандашей для создания реалистичного рисунка, а не только для выражения своего эмоционального отношения к образу.

Формообразующие движения ребенок четвертого года жизни осваивает по­степенно. Воспитатель последовательно подводит детей к изображению разных

 

 

по форме предметов, используя в образовательном процессе разные изобрази­тельные средства (гуашь, карандаш, глина) и разные виды изобразительной деятельности. Например, ребенок, овладевая формообразующими движениями, передает округлую форму на плоскости (рисунке, аппликации) и в объеме (лепке). Воспитатель обращает внимание на отличия контурного изображения на листе бумаги от объемной формы.

Для передачи своих впечатлений доступными изобразительными средства­ми в рисунке воспитатель учит детей самостоятельно определять, а затем под­бирать необходимый материал, например лист бумаги определенной величины, цвета и цветовой гаммы карандаши или краски.

В процессе аппликации или художественного конструирования дети создают образ, используя готовые геометрические формы (разные да цвету и величине круги, квадраты, треугольники). Воспитатель на этих занятиях не только упраж­няет детей в различении геометрических форм по цвету и величине, но и состав­лении изображения предметов, персонажей. Дети пятого года жизни совершен­ствуют знания цвета и формы готовых геометрических фигур в процессе само­стоятельной работы с ножницами. Они вырезают простейшие по форме предметы и объекты, состоящие из кругов, овалов и треугольников разной величины.

В повседневной жизни или во время сбора на прогулку воспитатель обра­щает внимание на внешние признаки предметов одежды, обуви, мебели и дру­гие предметы, учит различать и называть, например, цвет шапки, форму стола, величину предметов, и тем самым способствует выделению признаков, которые они не замечают. Обогащение детской речи словами, обозначающими призна­ки предметов, расширяет словарный запас ребенка и его речевые возможности в разных ситуациях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...