Уровень
(«достаточный»,
«близкий к достаточному»,
«недостаточный»)
Физическое развит ие
Образовательная область «Физическая культура»
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации)
—
Прыгает на месте и с продвижением вперед
Может бежать непрерывно в течение 30—40 с
Влезает на 2—3 перекладины гимнастической стенки (любым способом)
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями)
—
Легко ходит в разных направлениях и в различном темпе, ходит с перешагиванием через предметы (высота 10 см)
Бросает предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой
Может пробежать к указанной цели
Воспроизводит простые движения по показу взрослого
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым
Получает удовольствие от участия в двигательной деятельности
Образовательная область «Здоровье»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
—
Хорошо спит и активен во время бодрствования
Имеет хороший аппетит, регулярный стул
Воспитание культурно-гигиенических навыков
—
Умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать
Умеет самостоятельно есть и пользоваться салфеткой
Употребляет слова «спасибо», «пожалуйста»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
—
Имеет простейшие понятия о важности для здоровья соблюдений правил личной гигиены, занятий физическими упражнениями, прогулки (знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и т.д.)
Продолжение табл.
Образовательная область «Безопасность»
Усвоение правил безопасного для человека и окружающего мира поведения
—
Появляется представление об опасности (не подходит близко к глубокой яме, осторожно приближается к собаке, держится за перила или стенку, спускаясь с лестницы и т.д.)
Формирование знаний о правилах безопасности дорожного дви-
~~
Держит взрослого за руку при переходе проезжей части улицы и при движении по тротуару, а также находясь в местах большого скопления людей
Социально-личностное развитие
Образовательная область «Социализация»
Развитие игровой деятельности
—
Эмоционально, активно откликается на предложение игры
Принимает условную игровую ситуацию, адекватно действует в ней (кормит куклу, лечит больного и т.д.)
Объединяет в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т.д.)
Может выполнять условные действия с образными игрушками, предметами-заместителями, изображениями (нарисованными объектами)
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам
—
Знает элементарные нормы и правила поведения (можно поменяться, поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить, нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова)
Может адекватно реагировать на запрет, выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении желаний (подождать, потерпеть)
Нуждается в доброжелательном внимании, заботе, положительной оценке взрослых (подходит к воспитателю, помощнику воспитателя, заглядывает в глаза, дотрагивается до руки, обнимает, обращается с просьбой помочь застегнуть пуговицу, завязать шарф) и т.д.
Радуется, когда взрослый хвалит его, болезненно переживает неодобрение (плачет, замыкается в себе)
Замечает и адекватно реагирует на эмоциональные состояния взрослых и детей (радость, печаль, гнев)
Проявляет интерес, доверие, симпатию к окружающим взрослым и сверстникам (показывает любимую игрушку, угощает) с удовольствием играет, рассматривает книги, рисует вместе с воспитателем в окружении других детей
Доброжелательно относится к деятельности сверстника (с интересом наблюдает, дает игрушку)
Продолжение табл.
Гзособен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обтирается с просьбой, задает вопросы: «Кто?», «Что?» и ждет на 1 як ответа), здоровается, отвечает на приветствие другого чело-*аа. благодарит
>5означает себя личным местоимением «я» («Я рисую», «Я иду ~ лять»)
»рко проявляет потребность в самостоятельности («Я сам!»). Г гремится обходиться без помощи взрослого при одевании, раз-зевании, во время еды
Лзет себе общую положительную оценку («Я хороший», •Я большой», «Я могу!»)
Нормирование гендерной, семейной, гражданской принадлеж--ости, патриотических чувств
—
Осознает свою тендерную принадлежность («Я мальчик», Я девочка»)
Проявляет сочувствие, стремление пожалеть другого человека, если он огорчен, расстроен
Образовательная область «Труд»
Развитие трудовой деятельности
—
Способен к элементарному самообслуживанию (одевается самостоятельно, с помощью взрослого только застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
Стремится соответствовать требованиям близких взрослых (помочь в ответ на просьбу)
Познавательно-речевое развитие
Образовательная область «Познание»
Сенсорное развитие
—
В быту свободно ориентируется в величине, форме, цвете предметов. Собирает дидактические двух-трехпредметные игрушки, не прибегая к практическому сопоставлению их элементов (разбирает и собирает трехпредметную матрешку, совмещает рисунок на ее частях)
Собирает (с помощью взрослого) одно-, а затем и разноцветные пирамидки из А —5 деталей, располагая их по убывающей величине
Ориентируется в цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), находит по образцу («Дай такой же»). Указывает на предметы красного, синего, зеленого, желтого, черного, белого цвета. Называет некоторые цвета (может ошибаться в названии)
Ориентируется в плоскостных фигурах, подбирая формы по образцу
Продолжение табл.
Развитие предметных и орудийных действий
—
В повседневной жизни значительно расширяет использование предметов домашнего обихода по их функциональному назначению (расческой причесывается, носовым платком вытирает нос и т.д.)
Использует предметы — игрушки по функциональному назначению в сюжетно-отобразительной игре (ложечкой «кормит» куколку, «поит» мишку из чашечки, «моет» голыша мочалкой и т.д.)
Применяет предметы — орудия в самостоятельной игровой и бытовой деятельности для достижения практического результата (молоточком забивает втулочки в верстачок, вылавливает сачком рыбок из бассейна и т.д.)
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
—
Выполняет целенаправленное экспериментирование познавательного характера (например, пробует, какая из 2—3 машинок проедет дальше, какой из «голубей» (самолетиков) пролетит выше, какой из мячей прыгнет выше и т.д.)
Конструирует несложные постройки из 2—3 деталей:
— кубиков (дорожка, ворота, скамейка, машина, заборчик, стол, стул, кроватка);
— жатой бумаги (колобок, шарик, одуванчик);
— природного материала (черепашки, ежи, крокодильчики);
— выполняет в сотворчестве со взрослым из шишек, корней, веточек, семян и т.д.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
—
Представления о себе и ближайшем окружении вышли на более высокий уровень обобщения.
—
О человеке — его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, на лице — глаза, нос, рот); его физических и эмоциональных состояниях (проголодался — наелся, устал — отдохнул, опечалился — обрадовался, заплакал — засмеялся); деятельности близких ребенку людей («Мама моет посуду», «Бабушка вяжет носочки», «Брат рисует», «Сестра делает уроки» и т.д.)
О предметах, действиях с ними и их назначении: предметы домашнего обихода (одежда, обувь, мебель), игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка)
О живой природе: растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты), животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок), их детеныши (котенок, щенок, теленок, цыпленок), животные — обитатели леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка), птицы (воробей, ворона, голубь и т.д.)
О неживой природе: воде (льется, теплая — холодная, ею умываются, в ней купаются, стирают), воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки, река, пруд)
Продолжение табл.
0 явлениях природы: временах года (осень, зима, весна, лето), -з. особенностях (зимой — холодно, метель, снег, лед, летом — карко, весной светит солнце, бегут ручьи, весенняя капель, осе--зю — ветер, холодный дождь), сезонных изменениях в природе еденью — листопад, зимой — метель, снег, лед, весной — первые цветы, прилетели первые птицы), погодных явлениях и отношении к ним людей (дождь — мокро, гулять нельзя или нужен зонт; ветер, холодно — необходимо тепло одеваться)
[ О явлениях общественной жизни: знает некоторые профессии (доктор лечит, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, лворник подметает), транспорт на улице (машины, автобус, трамвай, троллейбус), средства передвижения в воздухе (самолет), на воде (теплоход, речной трамвайчик и др.), праздники | украшение улиц огнями, флагами, салют, музыка)
Образовательная область «Коммуникация»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
—
Общается со взрослыми и детьми, используя речь и неречевые средства общения (мимика, жесты, выразительные движения, позы, взгляд).
Обращается к воспитателю взрослому с просьбой о помощи ' (чтобы ему завязали шапку, развязали шарф, дали бумагу для рисования и др.)
Развитие всех компонентов устной речи (лексика, грамматика, монологическая и диалогическая формы) в разных видах деятельности
Имеет достаточно активный словарь (называет предметы и их части, действия и качества предметов (машина — у машины колеса и руль, машина едет, она красная)
Владеет грамматическими категориями разговорного языка, составляя предложения, изменяет слова по родам, числам и падежам
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Развитие литературной речи
—
Способен слушать художественный текст и активно реагировать на его содержание. Стремится и умеет повторять слова и строки знакомых стихов. Отвечает на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
—
Проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей. Узнает героев известных ему литературных произведений и сопереживает им
Появляются любимые сказки, стихи
Окончание табл.
Художественно-эстетическое развитие
Образовательная область «Художественное творчество»
Развитие продуктивной деятельности
—
В рисовании переходит от непроизвольных действий и ассоциаций к произвольным, создает простейшие изображения предметов (домик, машина) из мазков, пятен, штрихов, линий разных цветов и очертаний (овальных, прямоугольных)
Овладевает некоторыми приемами лепки из глины и пластилина (раскатывание, сплющивание, круговые движения), для создания образа в аппликации — навыком наклеивания готовых форм
Развитие детского творчества
—
Самостоятельно выбирает фон листа бумаги, цвет краски, карандаша, фломастера, пластилина. Воспринимает изображение как «живой образ». Начинает называть получившееся изображение
Приобщение к изобразительному искусству
—
Проявляет интерес к народным игрушкам
Образовательная область «Музыка»
Развитие музыкально-художественной деятельности
—
Проявляет высокую эмоциональную отзывчивость на музыку, подпевает взрослому, может воспроизвести элементарные основные (шаг, бег, прыжки) и танцевальные движения (по подражанию и самостоятельно), с удовольствием участвует в музыкальной игре
Приобщение к музыкальному искусству
—
С удовольствием слушает простые, яркие по музыкальным образам программные инструментальные произведения, песни в исполнении взрослого, рассказы, иллюстрируемые музыкой