Группа здоровья и соответствие антропометрических
Показателей возрастной норме Основными показателями физического развития, использующимися в прак-яке массовых обследований, являются группа здоровья и антропометрические.ынные — длина и масса тела, окружность грудной клетки. Эти показатели определяются медицинскими работниками в начале и конце учебного года. Оценка осуществляется всегда в первую половину дня. В соответствии с предложенными критериями (НИИ гигиены и охраны коровья детей и подростков РАМН) дети условно подразделяются на пять фупп здоровья. I группа — здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. II группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, дети со сниженной резистентностью (сопротивляемостью) организма к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие дети). Функциональные возможности детей второй группы снижены. К этой группе относят детей, имеющих нарушения сердечного ритма, функциональный шум в сердце, гипертрофию миндалин I степени, избыточную массу тела, астенические проявления, речевые нарушения, незначительное снижение зрения, незначительные нарушения осанки и т.д. III группа — имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма (вегетососуди-стая дистония, кариес зубов, хронический холецистит, ожирение, нейродермит, неврозы, гипертрофия нёбных миндалин, хронический тонзиллит, сколиоз I и II степени, плоскостопие и др.). IV группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями. V группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженным функционированием систем организма.
Как правило, дети IV и V групп не посещают дошкольных учреждений общего профиля и массовым медицинским осмотром не охвачены. Уровень физического развития ребенка оценивается на основе сопоставления его антропометрических показателей с нормативными возрастными стандартами, разработанными для соответствующего региона (табл. 7). Таблица 7 Средние показатели длины, массы тела, Окружности грудной клетки детей 6—7 лет
В таблицу заносится группа здоровья и соответствие или несоответствие возрастным нормативам антропометрических показателей с краткой расшифровкой, которая в случае необходимости может быть вынесена в примечание к разделу «Физическое развитие». Данный раздел заполняет медицинский работник образовательного учреждения.
Проявление эмоциональных состояний в движении Проявление эмоциональных состояний в движении — одно из важнейших показателей психофизического здоровья, особенно у детей дошкольного возраста. Следует оценивать позу и характерные движения ребенка в периоды различных видов двигательной активности (самостоятельной и организованной), при выполнении привычных для него действий (во время игры, конструирования, общения со знакомыми взрослыми и сверстниками и т.д.). Признаки эмоционального благополучия: свобода, непринужденность движений, плечи расправлены, корпус прямой, походка естественная, упругая, естественность и разнообразие в позах, их смене, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, мимика живая, выразительная, спокойная. Признаки эмоционального неблагополучия: сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность, походка на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся, позы застывшие, скованные, однообразные, бесцельность, непродуктивность движений при их обилии или медлительность в выполнении движений и действий, жестикуляция и мимика вялая, бедная, маловыразительная, гримасничание или неподвижное лицо.
Преобладание признаков эмоционального благополучия оценивается как «достаточный» уровень, признаков неблагополучия — как «недостаточный». Если состояния ребенка неустойчивы, признаки неблагополучия встречаются непостоянно или же проявляются ситуативно в ответ на изменившиеся окружающие условия, ставится уровень, «близкий к достаточному».
Развитие движений ♦ Перекладывание по одному двумя пальцами группы мелких предметов (бусинок, спичек) в коробку Задание дается для оценки их психомоторного развития детей. Оно характеризует функциональную зрелость нервной системы, позволяет оценить тонку» моторику руки, выявляет умение управлять движениями. С помощью этого задания можно также выявить ведущую руку ребенка. Содержание задания: на стол ставится неглубокая коробка размером 10х 10 на расстоянии 5—10 см от нее в беспорядке раскладываются мелкие предмет (спички). По сигналу воспитателя ребенок должен уложить 20 спичек в корсс-ку по одной двумя пальцами, как можно быстрее. Ребенок перекладывает сш?~ ки удобной для него рукой. Воспитатель оценивает время выполнения задана по секундомеру. Для ведущей руки оно должно быть не более 15 с. Воспитаташ отмечает, какой рукой ребенок успешнее выполнил задание. Для оценки моторики правой и левой руки задание выполняется поочередно разными руками. Время выполнения для ведущей руки — не более 15 с, для другой — 20 с.
«Достаточный» уровень — задание выполняет быстро, двумя пальцами определенной руки за установленное время. Уровень, «близкий к достаточному», — при выполнении задания пытается менять руку, берет спички не двумя пальцами, но укладывается в определенное время. «Недостаточный» уровень — не выполнил задания, т.е. не уложился в отведенное время при любых условиях. ♦ Сохранение статического равновесия, стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой)
Проба позволяет получить объективную информацию о состоянии функции равновесия. Она проста и доступна для использования воспитателем. Содержание задания: ребенок становится на линию, обозначенную на полу так, чтобы носок сзади стоящей ноги примыкал к пятке впереди стоящей ноги,. топы располагаются по прямой линии, руки опущены вниз, ребенок стоит прямо, смотрит вперед. В таком положении надо сохранить равновесие от 15 до 20 с. Ребенку предлагаются 2 попытки. Задание выполняется в спокойной обстановке. Взрослый фиксирует время стояния с помощью секундомера. Учитывается лучший результат. «Достаточный» уровень — ребенок стоит спокойно от 15 до 20 с, не сдвигает стоп с линии, руки опущены. Уровень, «близкий к достаточному», — слегка балансирует, покачивается, но стопы с линии не сдвигает. «Недостаточный» уровень — не может устоять на линии. ♦ Бег с преодолением препятствий (обегание предметов «змейкой») Задание предлагается для выявления ловкости и координационных способностей, позволяющих изменять действия в зависимости от конкретных условий деятельности. Ребенок должен обегать поставленные в ряд препятствия (8 кубиков или набивных мячей). Расстояние между ними 1 м, от линии старта до первого предмета и от последнего до финиша — по 1,5 м. Общая дистанция бега —10 м. Задание выполняется 2 раза, учитывается лучший результат. Ребенок встает у контрольной линии старта и по команде «Внимание! Марш!» бежит вперед как можно быстрее, обегая предметы до пересечения линии финиша. Оценивается время выполнения задания (с помощью секундомера) и учитываются некоторые качественные показатели его выполнения. «Достаточный» уровень — ребенок выполняет задание в среднем за 5—5,5 с или менее. Во время бега он ловко обегает поставленные предметы, не задевая ни одного из них. Уровень, «близкий к достаточному», — при выполнении задания бежит несколько медленнее, может слегка задеть или пропустить поставленный предмет.
«Недостаточный» уровень дает более низкие результаты, связанные с замедленной реакцией ребенка на сигнал: во время бега он слишком далеко обегает предметы, в нерешительности останавливается перед ними, справляется с заданием только при условии дополнительного напоминания. В связи с этим время выполнения задания превышает 6—7 с. Если некоторые дети с первого раза не могут выполнить это задание, целесообразно предложить им его повторно. ♦ Подбрасывание и ловля мяча Задание характеризует ловкость, умение выполнять сложные по координации и сочетанию движения.
Для выполнения ребенку предлагается встать в удобное положение, затем подбрасывать и ловить мяч (диаметром 12—15 см) двумя руками как можно большее количество раз без перерывов. Задание выполняется 2 раза, учитывается лучший результат. «Достаточный» уровень — ребенок четко, ритмично подбрасывает и ловит мяч, не прижимая его к груди, не менее 10—20 раз. Уровень, «близкий к достаточному», — подбрасывает и ловит мяч неритмично, на небольшую высоту, делает некоторый перерыв после ловли мяча перед следующим броском. «Недостаточный» уровень — количество бросков меньше 10 раз. Наблюдается заметное снижение качественных и количественных характеристик выполнения задания. Желательно предложить ребенку повторно выполнить задание и в случае успеха поставить соответствующие знаки. ♦ Прыжок в длину с места Задание позволяет оценить скоростно-силовые качества. Прыжок в длину с места выполняется в условиях помещения по полужесткой опоре (ковре, гимнастическом мате). Ребенку предлагается встать у линии старта, принять исходное положение и прыгнуть вперед как можно дальше. Длина прыжка измеряется сантиметровой лентой от линии отталкивания до места приземления пятки (с точностью до 1 см). Помимо количественных результатов учитываются качественные показатели прыжка в длину с места (наличие правильного отталкивания, полета, приземления). Обследование проводят 2 человека. Один взрослый объясняет задание и следит за тем, как ребенок принял исходное положение для прыжка, затем дает команду «Прыжок!». Второй замеряет длину прыжка от линии старта до пятки «ближней ноги» в момент приземления с помощью сантиметровой ленты. «Достаточный» уровень — ребенок занимает правильное исходное положение, делает энергичный взмах руками вперед-вверх и толчок одновременк: двумя ногами, приземляется на обе ноги, не теряя равновесия. Длина прыжка не менее 100—120 см. Уровень, «близкий к достаточному», — отмечаются отдельные недостатки 5 технике выполнения прыжка: ребенок сильно наклоняется вперед перед прыжком, вялый взмах руками, жестко приземляется или приземляется с неодновременной постановкой стоп. Длина прыжка в пределах 90—100 см.
«Недостаточный» уровень — неуверенно выполняет задание: отталкивание слабое, отсутствует координация движений рук и ног, теряет равновесие при приземлении и др. Длина прыжка значительно меньше указанных величин. Если ребенку трудно выполнить задание, следует предложить ему дополнительную попытку. Для активизации нерешительных детей целесообразно использовать предмет-ориентир, до которого они должны допрыгнуть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|