Мониторинг итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В разработанной московскими учеными-психологами, педагогами, физиологами, гигиенистами карте индивидуального развития дошкольника выделены основные параметры нормы физического и психического развития, что является главным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Карта предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые заполняют ее в конце учебного года, используя для этого организованное наблюдение и специальные несложные задания, выявляющие степень освоения ребенком основных способов умственных действий, развития разных видов деятельности, наличие определенных знаний и умений. Такая карта служит общим ориентиром в достижении основных результатов в развитии детей вне зависимости от вида учреждения и используемых
программ. В настоящее время это особенно важно. Учитель, в свою очередь, получив карту, имеет возможность составить представление об уровне развития детей и их индивидуальности. На основе этой карты ребенок может быть принят в школу без дополнительного тестирования. Разработанная карта прошла экспертизу в ряде научных учреждений РАО. МГУ, а также в широких практических кругах и получила всеобщее одобрение. Карта индивидуального развития дошкольника должна стать обязательным документом при приеме в первый класс школы. Готовность к школе охватывает различные стороны психического развития ребенка и полностью может быть определена только специалистом-психологом. Однако педагог, работающий с детьми дошкольного возраста и анализирующий поведение ребенка, может судить о соответствии или несоответствии его развития возрасту, что также важно при решении вопроса о готовности ребенка к школе.
Подобный анализ может осуществляться путем наблюдения за детьми, изучения продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), с помощью несложных экспериментов (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр), бесед, ознакомления с условиями его жизни и воспитания в семье. При этом принципиально важно собирать данные о ребенке, раскрывающие наиболее существенные стороны его развития. Кроме показателей, систематизированных по линиям развития, представлена достаточно простая и подробная методика отслеживания развития ребенка по заданным параметрам и способы их фиксации. В качестве метода фиксации предлагается использовать трехуровневую шкалу оценки. Если воспитатель считает, что тот или иной способ или умение сформированы у ребенка, он ставит «достаточный» уровень, если данные неопределенные — «близкий к достаточному». Когда, несмотря на специально предпринятые меры (индивидуальная работа, иной способ предъявления материала и т.д.), результат оказывается ниже возрастных возможностей — ставится оценка «недостаточный» уровень развития как сигнал неблагополучия в одной или нескольких областях развития ребенка. Результаты проведенной работы лучше представлять в табличной форме, составленной на каждого ребенка (в виде Карты индивидуального развития). В случаях явного несоответствия развития ребенка возрасту следует рекомендовать родителям обратиться к специалистам: психологу, логопеду, дефек-тологу. В компетенцию воспитателя не входит ставить «диагноз» ребенку ил направлять его к психоневрологу, психиатру. Карта развития ребенка 6—7 лет Фамилия, имя, дата рождения________________________________________ Дошкольное учреждение, дата заполнения_____________________________
Продолжение табл.
Окончание табл.
ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА Физическое развитие
Одна из основных характеристик физического развития — развитее двигательной сферы ребенка. В ней выделяют две стороны. Первая — владение двигательными навыками. Двигательная неловкость, недостаточная координация движений могут служить показателями серьезнъп нарушений. Владение определенными действиями, разнообразными движениями (мелкими и крупными), соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам — важная характеристика развития ребенка. Другую сторону развития двигательной сферы можно назвать экспрессивной, выразительной. Она проявляется в том, что движения ребенка выражазог-его эмоциональные состояния, переживания по поводу различных собьта В мимике, позе, отдельных жестах находят свое отражение внутренние состс-р-ния (спокойствие, печаль, подавленность, радость), способность адекватно или неадекватно реагировать на окружающее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|