Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мониторинг итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования




В разработанной московскими учеными-психологами, педагогами, фи­зиологами, гигиенистами карте индивидуального развития дошкольника выде­лены основные параметры нормы физического и психического развития, что является главным показателем готовности ребенка к школьному обучению.

Карта предназначена для воспитателей дошкольных образовательных уч­реждений, которые заполняют ее в конце учебного года, используя для этого организованное наблюдение и специальные несложные задания, выявляющие степень освоения ребенком основных способов умственных действий, разви­тия разных видов деятельности, наличие определенных знаний и умений.

Такая карта служит общим ориентиром в достижении основных результа­тов в развитии детей вне зависимости от вида учреждения и используемых

 

 

программ. В настоящее время это особенно важно. Учитель, в свою очередь, получив карту, имеет возможность составить представление об уровне разви­тия детей и их индивидуальности. На основе этой карты ребенок может быть принят в школу без дополнительного тестирования.

Разработанная карта прошла экспертизу в ряде научных учреждений РАО. МГУ, а также в широких практических кругах и получила всеобщее одобрение.

Карта индивидуального развития дошкольника должна стать обязательным документом при приеме в первый класс школы.

Готовность к школе охватывает различные стороны психического развития ребенка и полностью может быть определена только специалистом-психоло­гом. Однако педагог, работающий с детьми дошкольного возраста и анализиру­ющий поведение ребенка, может судить о соответствии или несоответствии его развития возрасту, что также важно при решении вопроса о готовности ребен­ка к школе.

Подобный анализ может осуществляться путем наблюдения за детьми, изу­чения продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), с помощью неслож­ных экспериментов (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидак­тических игр), бесед, ознакомления с условиями его жизни и воспитания в семье. При этом принципиально важно собирать данные о ребенке, раскрыва­ющие наиболее существенные стороны его развития.

Кроме показателей, систематизированных по линиям развития, представ­лена достаточно простая и подробная методика отслеживания развития ре­бенка по заданным параметрам и способы их фиксации. В качестве метода фиксации предлагается использовать трехуровневую шкалу оценки. Если вос­питатель считает, что тот или иной способ или умение сформированы у ре­бенка, он ставит «достаточный» уровень, если данные неопределенные — «близ­кий к достаточному». Когда, несмотря на специально предпринятые меры (ин­дивидуальная работа, иной способ предъявления материала и т.д.), результат оказывается ниже возрастных возможностей — ставится оценка «недостаточ­ный» уровень развития как сигнал неблагополучия в одной или нескольких областях развития ребенка. Результаты проведенной работы лучше представ­лять в табличной форме, составленной на каждого ребенка (в виде Карты индивидуального развития).

В случаях явного несоответствия развития ребенка возрасту следует реко­мендовать родителям обратиться к специалистам: психологу, логопеду, дефек-тологу. В компетенцию воспитателя не входит ставить «диагноз» ребенку ил направлять его к психоневрологу, психиатру.

Карта развития ребенка 6—7 лет

Фамилия, имя, дата рождения________________________________________

Дошкольное учреждение, дата заполнения_____________________________

 

Показатели развития Достижения ребенка
   
Физическое развитие Группа здоровья _________________________________________________________________________________________ Соответствие антропометрических показателей возрастной норме____________________________________________  

 

Продолжение табл.

   
Проявление эмоциональных состояний в движении Признаки психомоторного благополучия преобладают над признаками психомоторного неблагополучия  
Развитие движений Перекладывание по одному двумя пальцами группы мелких предметов в коробку  
Сохранение статического равновесия, стоя на линии  
Бег с преодолением препятствий  
Подбрасывание и ловля мяча  
Прыжок в длину с места  
Социально-личностное развитие Способен вступить в общение со знакомыми взрослыми  
Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнооб­разные объединения детей по интересам)  
Чувствует настроение близких взрослых и сверстников  
Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруд­нения  
Регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил  
Имеет представления о себе и своих возможностях  
Может самостоятельно реализовывать собственные замыслы в игре  
Познавательно-речевое развитие Познание Имеет представления о живой и неживой природе, рукотворном мире, сво­ем городе, стране  
Имеет представления о культуре быта  
Задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи  
Раскладывает по величине 10 и более предметов одинаковой формы  
Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.)  
Может запомнить в ситуации дидактической игры 6—7 названий предме­тов  
Использует незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации)  
Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах дея­тельности  
Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего  
Осуществляет деятельность по образцам и правилам  
Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе  

 

Окончание табл.

 

   
Правильно произносит все звуки родного языка  
Умеет выделять звуки в слове  
Коммуникация Высказывается простыми распространенными предложениями  
Грамматически правильно строит сложные предложения  
Строит связный рассказ по сюжетной картинке  
В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями  
Использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения  
Художественно-эстетическое развитие Знаком с литературными произведениями (называет 5 и более произведе­ний)  
Может сочинить сказку  
Создает индивидуальные художественные образы адекватными вырази­тельными средствами (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных ви­дах изобразительной деятельности  
Эмоционально воспринимает музыку, правильно определяет ее настрое­ние, слышит яркие средства музыкальной выразительности, динамику раз­вития музыкального образа, может рассказать о возможном содержании пьесы  

 

ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА

Физическое развитие

 

Одна из основных характеристик физического развития — развитее двигательной сферы ребенка. В ней выделяют две стороны.

Первая — владение двигательными навыками. Двигательная неловкость, не­достаточная координация движений могут служить показателями серьезнъп нарушений. Владение определенными действиями, разнообразными движения­ми (мелкими и крупными), соответствие двигательных умений некоторым ми­нимальным возрастным нормам — важная характеристика развития ребенка.

Другую сторону развития двигательной сферы можно назвать экспрессив­ной, выразительной. Она проявляется в том, что движения ребенка выражазог-его эмоциональные состояния, переживания по поводу различных собьта В мимике, позе, отдельных жестах находят свое отражение внутренние состс-р-ния (спокойствие, печаль, подавленность, радость), способность адекватно или неадекватно реагировать на окружающее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...