Законодательные инициативы по созданию Центрального депозитария.
Кроме двух основных типов депозитариев, существует также и третий, роль которого в инфраструктуре фондового рынка некоторых промышленно развитых стран очень велика. Речь идет о так называемом «центральном» депозитарии. По «горячим следам» биржевого краха 1987 г. кризиса «Группой 30-ти»[70] - временной неправительственной международной консультативной организацией, целью работы которой являлась разработка рекомендаций по улучшению функционирования мировых рынков ценных бумаг и снижению рисков для их участников, был организован симпозиум в Лондоне, где обсуждались процедуры клиринга и расчета на ведущих мировых рынках и планы отдельных стран сделать эти процедуры более совместимыми между собой. По результатам симпозиума его участники пришли к мнению, что создание единой глобальной клиринговой системы пока преждевременно, но достижение соглашения о стандартах и процедурах, приемлемых для всех рынков мировой системы обращения ценных бумаг, было бы весьма желательно. Необходимость такого соглашения была подчеркнута ключевым выводом симпозиума о том, что существовавшие стандарты клиринга и исполнения сделок являлись неприемлемыми. Они были весьма неэффективны, приводили к излишним издержкам (явным и скрытым) и рискам для участников. На этом фоне Группа 30-ти решила собрать международную группу высокого уровня для разработки рекомендаций по улучшению работы рынков ценных бумаг. Результатом ее деятельности стали рекомендации, вышедшие в форме доклада и представляющие авторитетное мнение лидеров индустрии ценных бумаг и квалификационных экспертов в этой области. Предмет доклада Группы 30-ти — Системы клиринга и расчетов на мировых рынках ценных бумаг — не кажется на первый взгляд предметом первостепенной важности. Слишком многие считают эти вопросы только делом технических экспертов из «бэк-офисов». Опыт показал, что такое представление ошибочно и даже опасно. Предмет обсуждения связан с процессами, лежащими в самой основе функционирования рынков ценных бумаг, и тем самым определяет, эффективна или нет деятельность этих рынков. Группа 30-ти, понимая важность встающих проблем, осознавала себя вправе предпринять изложенные в докладе шаги, так как по причине интернационального состава она занимает нейтральные позиции.
Сформулированные в конце 80-х годов и ориентированные на 1992 год как на финальный срок исполнения, эти рекомендации не потеряли своей актуальности и сейчас, спустя 10 лет. Во-первых, из-за того, что не все развитые страны сдержали заявленные сроки. Во-вторых, из-за того, что к этим рекомендациям присоединяются все новые национальные рынки, примером чего является наш развивающийся российский рынок ценных бумаг. Одна из рекомендаций (в докладе она проходит под номером 3) указывает на необходимость создания в каждой стране развитого и эффективно действующего Центрального депозитария ценных бумаг (ЦД)[71]. При этом особый акцент сделан на то, чтобы создаваемые для ЦД условия должны поощрять, возможно, более широкое распространение депозитарных услуг среди участников рынка (и прямо, и косвенно). Основной целью создания Центрального депозитария ценных бумаг (ЦД) является обездвиживание или дематериализация ценных бумаг и дальнейшее обслуживание сделок с ценными бумагами в форме системы безналичных счетов. Депозитарная система предоставляет основу для создания эффективной системы исполнения сделок с низким уровнем риска. Важнейшей чертой метода безналичных счетов является то, что перевод некоторого количества фондовых ценностей с одного счета на другой осуществляется просто путем дебетно-кредитных операций со счетами в ЦД.
ЦД может предоставлять также услуги по клирингу, ответственному хранению, расчетам и послеторговому обслуживанию ценных бумаг и обработку информации о них, например, о действиях компаний или о выплатах дивидендов и процентов. ЦД может включать систему платежей в свою структуру и поддерживать денежные счета клиентов или быть связанным с отдельной системой платежей. В первом случае ЦД обслуживает платежи путем кредитно-дебетных операций с денежными счетами членов одновременно с обслуживанием перемещений ценных бумаг. Этот двусторонний процесс гарантирует, что каждая сделка будет действительно завершена в соответствии с принципом поставки против платежа, основным способом уменьшения риска в процессе исполнения. Исполнение сделок по ценным бумагам может быть организовано в системе Центрального депозитария либо на основе единичного исполнения, либо с использованием систем зачета, в зависимости от числа сделок и от особенностей рынка и его участников. В идеале Центральные депозитарии должны охватывать все выпуски ценных бумаг, имеющие обращение на рынках. Для начала необходимо, чтобы в ЦД хранилось максимальное количество торгуемых на внутреннем рынке бумаг: акций, облигаций, варрантов и иных типов инструментов как в именной форме, так и на предъявителя. ЦД должны обездвиживать или дематериализовывать принятые на хранение выпуски. Но хотя дематериализация предоставляет значительные удобства в смысле эффективности и гибкости торговли, законодательство и сложившаяся практика в некоторых странах дематериализации не допускают. В такой ситуации следует рассмотреть возможность изменения законов в соответствующем направлении. Однако основные цели создания депозитария могут быть достигнуты и путем обездвиживания сертификатов, если созданная система позволяет исполнять сделки без перемещений и перерегистраций. Этого можно достичь, если ЦД будет действовать как номинальный держатель от имени реального держателя — клиента депозитария. В соответствии с докладом Группы 30-ти наличие в каждой стране к 1992 г. Центрального депозитария ценных бумаг должно было предоставить участникам рынка возможность исполнения сделок на эффективной основе и с низким уровнем риска.
Основной функцией депозитария является обеспечение обработки сделок по ценным бумагам с помощью системы безналичных счетов. Для создания этой системы компьютеризованного учета ценные бумаги необходимо обездвижить или дематериализовать. ЦД должен обслуживать все типы ценных бумаг на данном рынке или в стране, включая иностранные выпуски Каждая страна должна иметь только один ЦД. Могут существовать и несколько ЦД, но только при наличии связи между ними. При такой структуре депозитарии могут быть или специализированными, или региональными. Примерами специализированных депозитариев, которые обслуживают определенные ценные бумаги, являются Central Gilts Office при Bank of England и Federal Reserve Bank of New York`s Book Entry System. Региональные депозитарии, напротив, могут обслуживать множество выпусков для определенного рынка, как это делают Midwest Securities Trust Company в США и система Kassenverien в ФРГ Основой эффективно действующего депозитария является возможность обеспечить для участников рынка ответственное хранение и принять на себя обслуживание принятых ценных бумаг, которое включает послеторговые услуги, такие, как обработка действий компании. Доводом в пользу существования единственного ЦД является то, что одна организация может предоставить все преимущества, вытекающие из обездвиживания и дематериализации ценных бумаг, из надежного и одновременного осуществления денежного расчета и расчета по ценным бумагам и из экономии масштабов операций, ведущей к существенному снижению затрат. Централизация данных о ценных бумагах в одном ЦД также увеличивает эффективность исполнения послеторговых функций для участников и для всех инвесторов (например, путем ускорения получения дивидендов). Центральный депозитарий ценных бумаг должен обслуживать исполнение сделок по ценным бумагам и предоставлять дополнительные услуги по ответственному хранению находящихся в нем ценных бумаг. Он может также оказывать услуги по клирингу, если клиринг и исполнение осуществляются одним центральным агентством. Можно выделить следующие основные виды деятельности ЦД:
• ответственное хранение бумажных сертификатов ценных бумаг в собственных хранилищах или совместно с другими депозитариями, в банке или с агентами по перемещению; • обслуживание и поддержка компьютеризованных систем безналичных счетов для ценных бумаг и денежных выплат, которые могут быть связаны с банками или с другими системами денежного клиринга на ежедневнойили иной регулярной основе Дебеты и кредиты учитываются на счетах членов и в то же время в соответствующих книгах, отражающих реальное размещение всех средств; • поддержка счетов членов и исполнение сделок через эти счета либо в национальной валюте, либо на многовалютной основе (если законы, подзаконные акты и контролирующие органы разрешают такую деятельность); • реальная поставка или перемещение со счета ценных бумаг против одновременной оплаты в соответствии с инструкциями клиента; • получение дивидендов, процентных выплат и выплат по погашению для всех ценных бумаг держателей и распределение денег по их счетам; • оказание членам услуги по исполнению обязанностей номинального держателя принимаемых в ЦД регистрируемых ценных бумаг; · поддержка с депозитариями на других рынках связей и взаимодействий, построенных как односторонние или двусторонние соглашения о членстве и призванных обеспечивать международные операции членов. Ответственное хранение. В случае принятия решения об обездвиживании ценных бумаг ответственное хранение становится основной функцией депозитария. В число задач депозитария входит сохранение ценных бумаг в безопасном месте. Это может делаться одной организацией или через сеть хранилищ и депозитариев. Депозитарии могут использовать для хранения принимаемых ценных бумаг специальные организации или же сами заниматься сохранением бумаг. Традиционно под ответственным хранением понимается хранение ценных бумаг в физической (бумажной) форме. В условиях дематериализации бумажных сертификатов не существует. По существу, депонированием в этом случае является ответственное хранение представляющих ценные бумаги компьютерных записей. Если дематериализация не имеет места, большинство депозитариев предоставляют услуги приема и выдачи физических сертификатов по требованию реальных держателей. К сожалению, выдача сертификатов может понадобиться для некоторых институтов. В случае выдачи сертификата депозитарий по поручению клиента организует перерегистрацию (если это необходимо) и перемещение соответствующего документа, корректируя в то жевремя совокупную позицию. Изготовленный новый сертификат передается реальному держателюили его агенту. Депозитарий должен создавать сильные стимулы для ограничения числа выдач и поощрять изменения законов и процедур, требующихналичия физических сертификатов, как это было сделано вФРГ.
Другим аспектом ответственного хранения является требующая взаимозаменяемости концепция коллективного хранения, т.е. хранения всех ценных бумаг одного выпуска вместе. Взаимозаменяемые ценные бумаги совершенно одинаковы, все представляющие один выпуск сертификаты идентичны и не требуют перемещения или перерегистрации при смене владельца. В условиях взаимозаменяемости конкретные сертификаты не идентифицируются с реальными держателями и весь выпуск хранится в одном месте. Это еще более увеличивает эффективность и снижает издержки, так как отпадает необходимость поддерживать инвентаризационные книги по конкретному распределению различающихся сертификатов. Зарегистрированные в Центральном депозитарии ценные бумаги записаны на имена номинальных держателей, заменяющие действительные имена реальных держателей бумаг. Благодаря этому широкий круг инвесторов может пользоваться услугами и благами членства в ЦД. Регистрация на номинальных держателей существенна для обеспечения четкой и своевременной работы. Безналичные счета при исполнении и учете. Безналичный учет означает процесс выполнения расчетов по сделке через компьютеризованную систему учета. При этом не требуется материального перемещения ценных бумаг. Эта форма учета при сделках получает сейчас всемирное признание. При ней требуется, чтобы ценные бумаги были либо обездвижены, либо дематериализованы, т.е. чтобы ценные бумаги существовали только как запись в компьютере и не требовалось бы никаких бумажных сертификатов. Франция, Дания и Норвегия почти полностью дематериализовали свои ценные бумаги, а в ФРГ центральное правительство и отдельные земли уже много лет выпускают все облигации в безбумажной форме. Недавно Federal Reserve Bank Book Entry System в США дематериализовала большинство федеральных долговых обязательств, в Великобритании существуют планы превращения TAURUS в первую дематериализованную систему учета акций. Японские государственные облигации также дематериализованы в системе Bank of Japan. Однако на некоторых рынках в соответствии с местными законамиили правилами должны существовать материальные ценные бумаги. В этих случаях, если законы нельзя изменить достаточно быстро, единственной реальной альтернативой является обездвиживание. Система безналичных счетов увеличивает эффективность путем отказа от физических упаковки и перевозки, обычно требуемых для исполнения сделки, и путем отпадения необходимости проверки подлинности каждого сертификата при каждой поставке. Обездвиживание против дематериализации. Обездвиживанием ценных бумаг называется размещение представляющих эти бумаги физических документов (сертификатов) в ЦД. Многие инвесторы, в основном не очень активные на рынке, могут захотеть получить сертификат на руки как свидетельство своего владения. Совершаемым из таких побуждений перемещениям бумажных документов следует противодействовать. Для этого на некоторых рынках может оказаться достаточно простого объяснения клиенту, в то время как на других может понадобиться изменить законы и правила, дабы физические сертификаты не требовались более в качестве доказательства владения. Дематериализацией ценных бумаг называется эмиссия без выпуска физических ценных бумаг.Как и при обездвиживании, наЦДв этом случаеложится обязанность хранить записи о владении ценными бумагами. В дальнейшем ЦД по поручениям клиентов передает право собственности путем перечислении на безналичных счетах. Существенным отличием дематериализации от обездвиживания является невозможность для инвестора получить на руки сертификат как свидетельство о владении Метод дематериализации повышает свою популярность. Многие страны, включая Данию, Норвегию и Францию, достигли полной дематериализации. В то же время Канада, США и ФРГ выпускают ценные бумаги в условиях частично дематериализованного рынка. А на рынке обездвиженных бумаг в США и на Европейском рынке облигаций (Cedel и Euroclear) в некоторых случаях только один общий сертификат, представляющий целый выпуск ценных бумаг, помещается в депозитарий на хранение. По существу это является дематериализацией, так как держатели не могут получить на руки сертификат. Ограничениями на дематериализацию являются предпочтения инвесторов и законодательные ограничения, различающиеся от страны к стране. И обездвиживание, и дематериализация дают несомненные преимущества рынку, принявшему одну из этих концепций. Там, где в настоящее время дематериализация невозможна, ЦД должен бороться в первую очередь за обездвиживание, а затем и за дематериализацию ценных бумаг, если это возможно. Там, где существуют законодательные ограничения, препятствующие переходу к обездвиживанию или дематериализации, законодательство должно быть изменено. Эти действия приведут к увеличению эффективности исполнения и в конце концов позволят снизить издержки для всех клиентов депозитария и для инвесторов. Приемлемость и взаимозаменяемость. Наилучшим вариантом является прием в ЦД всех торгуемых на внутреннем рынке ценных бумаг, в какой бы форме они ни были — именные или на предъявителя, документарные или бездокументарные, отечественные или иностранные. Акции, долговые инструменты, варранты, выпуски с приоритетом, денежные инструменты или иные типы — все должны быть приемлемы Взаимозаменяемость, как уже отмечено ранее, означает хранение всех сертификатов одного выпуска без разделения по реальным владельцам. Как правило, ценные бумаги в ЦД содержатся в общем хранилище. Выгоды, которые позволяет получить ЦД, могут быть реализованы только, если все депонированные бумаги одного выпуска взаимозаменяемы, и возможно их совместное хранение. Если речь идет о ценных бумагах на предъявителя, взаимозаменяемость не представляет проблемы. Единственным исключением являются те долговые обязательства, которые подлежат тиражному погашению эмитентом, основанному на номерах сертификатов. Хотя эмитенты все больше отходят от практики досрочного погашения части выпуска, взаимозаменяемость для таких инструментов все-таки может быть обеспечена через погашение по сериям или путем «вторичного погашения». ЦД размещает погашаемые бумаги или равномерно, или случайным образом, основываясь на компьютерной программе случайного выбора. Такой подход делает инструменты на предъявителя вполне приемлемыми для хранения в ЦД. Если ценные бумаги хранятся в ЦД в физической форме, то могут быть использованы крупные подразделения или даже глобальные сертификаты (т.е. один или два сертификата, представляющие весь выпуск). В этом случае условия выпуска бумаг должны оговаривать невозможность для реальных владельцев потребовать выдачи сертификата. Такие правила действуют в ФРГ уже несколько лет и распространяются там сейчас на 90% новых выпусков. В случае дематериализованных выпусков на предъявителя неизбежно использование услуг ЦД для всего выпуска, иначе просто невозможно регистрировать владение бумагами. Превратить именные ценные бумаги во взаимозаменяемые может оказаться сложно из-за возможных законодательных ограниченийили иных правил, различающихся от страны к стране. Однако эту трудность можно обойти,если зарегистрировать бумаги на имя профессионального номинального держателя —компании-представителя банка-хранилища или на имя самого ЦД.Опыт ЦДв США и Канаде,где используют номинальных держателей, показывает, что регистрация ценных бумаг вовсе не обязательно препятствует их приему в ЦД. Напротив, такой принципрегистрации позволяет осуществлять очень большие выпуски, называемые «слоновьими» («jumbo») сертификатами и уменьшить затраты на бумагу, место для хранения, а также связанный с возможной потерей сертификата риск. Обеспечение под выдачу кредитов. Получением обеспечения называется производимая в ЦД процедура, позволяющая использовать ценные бумаги в качестве залога для гарантирования займов, опционных или фьючерсных контрактов и других форм кредитования. Рыночная стоимость ценных бумаг предохраняет заимодавца на случай нарушения обязательств заемщиком. Наличие надежной и безопасной процедуры получения обеспечения очень важно для создания эффективного и ликвидного кредитного рынка, так как это уменьшает риск заимодавца. При ручной обработке информации на рынке ценных бумаг заемщик обязан физически вручить сертификаты отдаваемых в качестве обеспечения бумаг агенту заимодавца, который должен в свою очередь подтвердить их подлинность и рыночную стоимость. Далее бумаги должны храниться отдельно в хранилище агента, причем может понадобиться (в зависимости от принятых правил) перерегистрировать бумаги на имя заимодавца. Заемщик может иметь право на протяжении всего времени займа заменить часть составляющих залог ценных бумаг, что потребует повторения перечисленных выше действии. И, в конце концов, бумаги должны быть возвращены заемщику. Весь этот процесс требует больших затрат труда и весьма подвержен ошибкам, что увеличивает риск при больших объемах операций. В условиях депозитария, где один агент может провести всю процедуру, описанные действия проделываются намного легче и гораздо более надежно. При этом не происходит физического перемещения сертификатов. Ценные бумаги могут быть перемещены на различные счета путем записей в книгах (базах данных) депозитария. Перерегистрации при этом не требуется, так как все позиции зарегистрированы на номинальных держателей. Если в ЦД содержится некоторая «критическая масса» ценных бумаг, предоставление и получение обеспечения происходят эффективно и контролируемым образом. Действия компаний. ЦД может также обеспечивать проведение любых действий компаний (дробления, консолидации и др.). Если компания производит какие-то действия, ЦД должен оповестить заинтересованных членов и далее действовать в соответствии с инструкциями. Затрагивающие владельцев акций действия могут различаться в зависимости от страны, но в основном в их число входят публичные размещения, выпуски с приоритетом, варранты, обмены, бонусы и пр. ЦД сообщает детали предпринимаемых действий зарегистрированным в качестве членов ЦД акционерам, включая инструкции по отклику на предложения компании и сроки откликов. Как только реальный держатель (или чаще его агент, являющийся членом ЦД) откликнулся на предложение, ЦД должен исполнить его инструкции и откорректировать позицию этого акционера в соответствии с новыми условиями. Перемещение и регистрация. Перемещениемназывается фиксация в книгах (базах данных) инвесторов законного перехода права собственности на ценную бумагу. Перед тем как произойдет перемещение, зарегистрированная ценная бумага должна быть соответствующим образом индоссирована и передана. В некоторых странах это весьма длительный процесс. Более того, на некоторых рынках, таких, как Гонконг или Австралия, должны быть должным образом оформлены официальные штампы, что может еще более задержать процесс перемещения. Использование в ЦД единого имени номинального держателя для всех физических ценных бумаг, находящихся в руках членов депозитария, ускоряет процесс передачи. А переход на систему дематериализации позволяет избавиться от всех передач и сводит процесс перемещения к работе с безналичными счетами. Распоряжение денежными средствами. Ответственное хранение в ЦД подразумевает распоряжение денежными фондами. Это и сбор средств от компаний- эмитентов (дивиденды, проценты и т.д.), и распределение выплат членам депозитария, и производство связанных с исполнением сделок по ценным бумагам выплат. Денежные операции могут проводиться через специальные денежные счета, ведущиеся в ЦД. Возможна и работа со счетами участников в некоторой центральной организации, например, в национальном банке или в национальной клиринговой организации, в этом случае ЦД должен иметь право доступа к этим счетам. Работать с деньгами ЦД может, пользуясь гарантированными чеками. В любом случае ЦД отвечает за денежный клиринг и работу со счетами своих клиентов. Поставка против платежа. Торговлей в соответствии с принципом «поставки против платежа» (ППП) называются сделки, при исполнении которых соблюдается следующее условие: продавец для получения платы должен поставить ценные бумаги покупателю (или его уполномоченному агенту). Название ППП связано с тем, что платеж производится одновременно с поставкой бумаг. Перевод платежа может вызвать некоторую задержку, но он должен произойти до конца назначенного для исполнения дня. Принцип ППП традиционно играет основную роль в предохранении интересов инвестора и финансового посредника от рисков, связанных с возможностью нарушения обязательств противоположной стороной. Как именно гарантируется соблюдение этого принципа, зависит от организации связи системы оплаты с системой исполнения по ценным бумагам. Произведенная в соответствии с принципом ППП сделка может считаться завершенной, когда ценная бумага (либо на предъявителя, либо должным образом перерегистрированная именная) получена покупателем в обмен на плату в какой-либо признанной форме. На некоторых рынках продавец может иметь право потребовать назад входящие в уже совершенную поставку бумаги, но в этом случае требуется согласие продавца. На большинстве рынков сделки заверяются к концу дня исполнения с использованием одного из многочисленных методов оплаты, но существуют и некоторые заметные исключения. В некоторых местах (например, в системе Federal Reserve Bank Book Entry, служащей для исполнения сделок по правительственным ценным бумагам) исполнения по деньгам и по бумагам связаны вместе на уровне компьютеров. Деньги и ценные бумаги обмениваются одновременно, так как система рассчитывает и те, и другие операции. Такой тип обмена может также иметь место в случае, когда и продавец и покупатель пользуются услугами одного банка и для хранения денег, и для депонирования ценных бумаг. Связь с системами сверки и клиринга. Там, где все функции сверки, клиринга, исполнения, оплаты и хранения сосредоточены в одном ЦД, никакой нужды в специальных системах связи не возникает. Однако процессы клиринга и исполнения могут быть и разделены либо в рамках одного ЦД, либо в различных организациях. Такое разделение часто отражает нежелание членов депозитария (особенно тех, кто не торгует активно на вторичном рынке) участвовать в гарантирующей исполнение сделок системе солидарной ответственности, которая часто связана с зачетом. Но если сверка, клиринг и исполнение разделены, то надежные линии связи между соответствующими системами могут существенно улучшить эффективность исполнения. Ссуды ценных бумаг. Следует четко обозначить роль ЦД в организации ссудной деятельности. Именно ЦД организует выдачу ссуд среди своих инвесторов, что позволяет увеличить ликвидность рынка путем повышения доступности ссуды ценных бумаг ЦД может способствовать повышению доверия и снижению риска при ссужении бумаг благодаря оказываемым услугам по клирингу, оплате, исполнению, предоставлению обеспечения и попересчету позиции по рынку (рыночной оценке). Во избежание риска и для поддержания своего независимого и целостного положения ЦД должен воздерживаться от получения или выдачи ссуд от своего имени и за свой счет, выступая лишь в качестве посредника между инвесторами, желающими получить ссуду ценных бумаг, и инвесторами, готовыми ее предоставить. Многие развитые рынки уже имеют клиринговые корпорации и депозитарии для отдельных типов ценных бумаг или для различных сегментов рынка.В идеале к 1992 г., в соответствии с докладом Группы 30-ти, в каждой стране должен был быть один Центральный депозитарий. Существование более чем одного ЦД допускалось только при наличии мощных систем связи между этими ЦД, обеспечивающих эффективный клиринг и исполнение. Все ЦД действуют на основе обездвиживания или полной дематериализации сертификатов ценных бумаг и обслуживания сделок на основе систем безналичных счетов. Преимущества такой системы включают эффективность торговли и снижение издержек для членов депозитариев и для широких кругов инвесторов. ЦД должны поощрять широчайшее возможное членство в них. Только через широкий охват инвесторов ЦД могут достичь объема деловой активности, обеспечивающего максимальный выигрыш в эффективности. Процесс совершения платежей сложным образом переплетается с деятельностью ЦД и может быть организован как на единичной, так и на зачетной основе. Все исполнение должно быть организовано в соответствии с принципом поставки против платежа. Важным моментом при создании эффективно действующего ЦД является его интеграция в международные расчетно-клиринговые системы, объединяющие крупнейшие мировые депозитарии. Международное объединение и взаимодействие. Назначением систем международного объединения должно быть содействие своевременному и эффективному исполнению международных сделок. Термин "системы международного объединения" используется здесь для описания широкой совокупности методов связывания систем клиринга и исполнения рынков разных стран. Лидеры финансовой индустрии признают, что идея основания единой всемирной системы Worldclear пока не подлежит исполнению и не будет воплощена в жизнь в обозримом будущем. И если добиваться улучшения системы международного исполнения, то все основные клиринговые корпорации и депозитарии должны быть связаны таким образом, чтобы их члены могли совместно пользоваться всеми предоставляемыми услугами. Связи могут быть реализованы во многих формах, позволяя оказывать различные услуги по исполнению и хранению. Для полного исполнения необходима связь, дающая членам одного ЦД доступ ко всем услугам, предоставляемым другим ЦД. Такая связь может быть либо взаимной, либо односторонней в зависимости от нужд бизнеса на данном рынке. Примером двусторонней связи между международными депозитариями является связь Cedel и Euroclear. Связи между ЦД позволяют не занимающемуся исполнением агентству возложить на депозитарий в стране исполнения правовые и финансовые обязанности (а с ними и вопросы согласования процедур, налогообложения и доходов), будучи уверенным в сохранении целостности сделки. Независимое исследование систем международного исполнения предпринимает в настоящее время Комиссия Европейского сообщества (ЕС), недавно завершившее исследование о возможностях двустороннего связывания Европейских клиринговых корпораций и депозитариев. Комиссия ЕС планирует распространить проект объединения услуг, включающий модель оказываемых услуг, методы введения в действие, программу развития услуг, стандартную форму правового соглашения и т.д. Эти исследования четко определят специальные характеристики, применимые к различным типам объединения. Однако некоторые минимальные стандарты для создания объединенной системы можно перечислить: • связи должны быть созданы только между организованными рынками, т.е. теми. на которых существуют признанные агентства, занимающиеся исполнением, и где есть адекватная местная инфраструктура по предоставлению услуг; • должны наличествовать достаточные деловые основания для установления связи, достаточный уровень использования линии участниками с обеих сторон, дабы нововведение окупало себя; • международные стандарты по формату инструкции должны быть установлены между клиринговыми корпорациями и депозитариями; • стандартные коммуникационные сети должны быть использованы для обеспечения подходящей линии связи между объединяющимися сторонами; • целью должно стать объединение ЦД таким образом, чтобы они могли оказывать друг другу основные услуги по хранению, поставке и платежу.
В результате проведенного исследования роли и функций центрального депозитария можно сделать вывод, что использование центрального депозитария в инфраструктуре фондового рынка может предоставить все преимущества, вытекающие из обездвиживания и дематериализации ценных бумаг, из надежных и одновременных денежного расчета и расчета по ценным бумагам и из экономии масштабов операций, ведущей к существенному снижению затрат. Централизация данных о ценных бумагах в одном ЦД также увеличивает эффективность исполнения послеторговых функций для участников и для всех инвесторов (например, путем ускорения получения дивидендов).
В июле 1998 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление №741 «О мерах по созданию Национальной депозитарной системы»[72], которое положило начало формированию централизованной депозитарной системы, во главе которой должен будет стоять «Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка». Данное Постановление было принято во исполнении ранее изданных и утвержденных нормативных актов по обеспечению прав инвесторов и акционеров (Указ Президента РФ №662 от 3 июля 1995г. «О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации»[73] и Указа Президента РФ №1034 от 16 сентября 1997г. «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации»[74]). Согласно этому документу Центральный депозитарий играет роль глобальной информационной системы, аккумулирующей в себе все данные по обращающимся на рынке выпускам акций, эмитентам, а также фиксирует все права на ценные бумаги, ранее зафиксированные в низовых депозитариях. Позже было принято Положение о предоставлении Центральным депозитарием - Центральным фондом хранения и обработки информации фондового рынка - документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, которое оговорило статус документов, выдаваемых Центральным депозитарием (т.е. не требуют нотариального удостоверения или государственной регистрации для подтверждения прав на ценные бумаги). Данный факт появления в России идеи Центрального депозитария, пусть это пока была просто информационная система, куда поступают данные о трансакциях от низовых субдепозитариев, явился серьезным толчком для всех участников рынка, возбудив целый ряд инициатив по организации Центрального депозитария. В свете указанных законодательных инициатив появилась Концепция Закона «О Центральном депозитарии»[75]. Появилась она в связи с тем, что определение Центрального депозитария как Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка противоречило экономическим основам деятельности Центрального депозитария и собственно потребностям рынка. Приведем некоторые выдержки из окончательного варианта указанной Концепции от 11.04.2005г. Основной идеей законопроекта является обеспечение снижения рисков, снижение издержек операций, унификация, ускорение и упрощение расчетов на российском рынке ценных бумаг и тем самым создание на российском рынке ценных бумаг конкурентоспособной инфраструктуры на основе создания центрального учетного института – центрального депозитария. Целью законопроекта является формирование правовых условий для создания и деятельности центрального депозитария на российском рынке ценных бумаг. Предметом правового регулирования являются отношения, связанные с созданием и деятельностью центрального депозитария на российском рынке ценных бумаг. Закон должен закрепить правовой статус центрального депозитария, его функции, а также требования к его финансовой устойчивости. Закон будет распространяться на создаваемый центральный депозитарий, а также на профессиональных участников рынка ценных бумаг, на иных лиц, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, а также на государственный орган, осуществляющий регулирование рынка ценных бумаг. В частности, в законе должны быть закреплены следующие функции центрального депозитария: 1) Центральный депозитарий должен иметь право осуществлять депозитарную деятельность, то есть открывать и вести междепозитарные счета депо для учета прав на ценные бумаги. В связи с этим центральный депозитарий будет единственным депозитарием, имеющим право фиксироваться в реестрах в качестве номинального держателя по ценным бумагам, права на которые он будет учитывать. Одновременно законом должно быть ограничено число уровней номинальных держателей – не более трех (включая сам Центральный депозитарий). Такая трехуровневая система учета прав на ценные бумаги на счетах депо в депозитариях с одной стороны сохранит возможность оказывать депозитарные услуги для региональных брокеров, даст их клиентам при их посредничестве через крупные депозитарии доступ к торговым площадкам и к внебиржевому рынку, а с другой стороны создаст условия для упрощения корпоративных действий и обеспечения эффективного государственного надзора. В отношении таких иностранных институтов как зарубежные центральные депозитарии должно быть предусмотрено, что они могут открывать счета депо только в центральном депозитарии. Тем самым создание центрального депозитария позволит решить проблему адаптации российской системы учета прав на ценные бумаги к иностранным моделям без потери конкурентоспособности российской инфраструктуры фондового рынка. 2) Предлагаемый порядок учета прав на ценные бумаги обеспечивает центральному депозитарию уникальную возможность для осуществления расчетов и клиринга по сделкам с ценными бумагами. При этом центральный депозитарий будет вправе осуществлять указанные в законе виды клиринга в соответствии с законодательством о клиринге. 3) Законом будет предусмотрено, что Центральный депозитарий будет осуществлять функции по расчетам ценными бумагами по сделкам, совершенным через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. 4) Законом будет предусмотрено, что центральный депозитарий будет вправе осуществлять денежные расчеты по сделкам с ценными бумагами в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Денежные расчеты по сделкам с ценными бумагами могут также осуществляться кредитной организацией по поручению центрального депозитария. Концентрация расчетов денежными средствами в Центральном депозитарии или, по его поручению, в одной кредитной организации, в сочетании с функцией Центрального депозитария по осуществлению расчетов ценными бумагами позволит обеспечить режим «поставки против платежа». 5) Законом будет предусмотрено, что центральный депозитарий будет вправе осуществлять денежные расчеты по исполнению обязательств по ценным бумагам (погашение облигаций, выплата дивидендов и т.п.). 6) На центральный депозитарий будут возложены функции по присвоению кодов ценных бумаг ISIN. Существующая сегодня в России система учета прав на ценные бумаги сформировалась к середине 1990-х годов и к настоящему времени обнаружила большое количество недостатков, которые становятся препятствием для дальнейшего развития российского фондового рынка и в выполнении им задач по обеспечению финансированию российской экономики. По оценкам аналитиков и специалистов, участвовавших в разработке Концепции, основными недостатками существующей российской системы учета прав на ценные бумаги являются: · высокая степень рисков, связанных с ведением реестров владельцев именных ценных бумаг; · высокая степень раздробленности (фрагментации) существующей инфраструктуры российского фондового рынка; · низкая степень приспособленности российской учетной системы к зарубежным системам учета прав на ценные бумаги и системе международных расчетов. В результате российская учетная система не обеспечивает надежной защиты прав собственности на ценные бумаги, создает риски неисполнения или несвоевременного исполнения сделок с ценными бумагами, повышает издержки и препятствует справедливому ценообразованию. Неприспособленность российской системы учета прав на ценные бумаги к основным моделям учета прав на ценные бумаги, сложившимся в мире, приводит к тому, что иностранные инвесторы не могут инвестировать в российские ценные бумаги с использованием своих учетных институтов. Все это приводит к высоким издержкам, связанным с инвестированием в российские ценные бумаги и делает такое инвестирование непривлекательным. Как результат, российский фондовый рынок, в отличие от иностранных рынков, не рассматривается российскими предприятиями как источник инвестиций. Это приводит к тому, что обращение российских ценных бумаг смещается за рубеж с использованием иностранной инфраструктуры. Еще одним недостатком российской учетной системы является невозможность контроля соблюдения установленных законом ограничений на доли в капитале отдельных групп лиц, например нерезидентов, осуществления антимонопольного контроля, контроля за заинтересованными сделками, контроля за сделками с использованием служебной информации и т.д. Как показывает анализ, изложенные основные недостатки российской системы учета прав на ценные бумаги носят концептуальный характер, в связи с чем возможность их компенсировать силами участников рынка и регулирующих органов является ограниченной. С учетом этого необходим существенный пересмотр принципов построения этой системы на основе создания центрального учетного института – центрального депозитария. Анализ современной системы учета прав на ценные бумаги показывает, что такая система предполагает существование в ней центрального депозитария. Еще в 1989 г. были подготовлен Доклад Группы-30, которым каждой стране было рекомендовано создать развитый и эффективно действующий Центральный депозитарий. При этом срок для его создания устанавливался – 1992 г. В соответствии с этими рекомендациями развитые европейские страны создали национальные центральные депозитарии (за исключением Франции, где центральный депозитарий существовал уже с 1941 г.). Более того, в настоящее время учетные системы этих стран переживают следующий этап своего развития – создание международных институтов, выполняющих функции центрального депозитария для нескольких стран. Так, уже состоялось объединение в группу Euroclear центральных депозитариев Франции (в прошлом – SIСOVAM, теперь Euroclear France), Бельгии (Euroclear Bank), Голландии (Euroclear Nederland) и Великобритании (CREST), которая теперь осуществляет функции центрального депозитария для соответствующих стран. Другая международно-клиринговая организация Clearstream была поглощена Deutsche Borse Group и теперь осуществляет функции центрального депозитария для Германии и Люксембурга. Во многих странах существуют институты, выполняющие функции национального центрального депозитария, например, Польша, Сингапур, а также в большинстве стран – членов СНГ. Заметным исключением являются США, где нет центрального учетного института. Однако и там учет значительной части ценных бумаг сконцентрирован в одной организации (DTC). Кроме того, опыт иных стран показывает, что создание центрального депозитария создает возможности для сокращения конкурентных преимуществ американского фондового рынка, сформировавшихся в результате различных исторических, экономических и политических причин. Вместе с тем, Россия по-прежнему имеет возможности для создания инфраструктуры рынка ценных бумаг, привлекательной для инвесторов и эмитентов стран – членов СНГ и инвесторов иных стран. Центральный депозитарий может стать институтом, обеспечивающим стабильность прав собственности на ценные бумаги, и решить основные проблемы российской учетной системы. Создание надежной системы учета прав на ценные бумаги особенно важно с учетом «прихода» на российский фондовый рынок средств пенсионных накоплений, сформированных в ходе внедрения накопительного элемента в российскую пенсионную систему. Кроме того, создание центрального депозитария позволит создать эффективную и недорогую систему клиринга и расчетов на российском фондовом рынке. Результатом принятия закона должно стать создание и функционирование центрального депозитария, что позволит: снизить риски на российском рынке ценных бумаг; ускорить сроки расчетов по операциям с ценными бумагами; упростить раскрытие информации о составе владельцев ценных бумаг; упростить процедуры проведения корпоративных действий. Это, в свою очередь, приведет к обеспечению защиты прав собственности на ценные бумаги, повышению ликвидности российского рынка ценных бумаг и активизации первичного размещения ценных бумаг российскими эмитентами. В журнале «Депозитариум» № 3 за 2005 г. была опубликована большая аналитическая статья о концепции Закона «О Центpaльном депозитарии»[76]. Все тексты концепции находятся по адресу: www.comitet.ru/law/index.php. Основные понятия Лекции 2. Депозитарная деятельность, Депозитарий, Кастодиан, Депонент, Попечитель счета, Попечитель, Депозитарно-попечительская деятельность, Хранитель, Депозитарно-хранительская деятельность, Учетная система на рынке ценных бумаг, Расчетный депозитарий, Кастодиальный депозитарий, Глобальные кастодианы, Депозитарный договор, Предмет кастодиального договора, Внутренний контроль, Инструкция о внутреннем контроле Контрольные вопросы Лекции 2. 1. Охарактеризуйте этап становления депозитарного права до выхода в свет «Доклада о концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг». 2. В чем состояла роль «Доклада о концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг» при формировании депозитарного права? 3. Охарактеризуйте содержательную часть «Доклада о концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг», основные моменты. 4. Каковы основные положительные моменты в появлении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации (утв. Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 октября 1997 г. № 36)? 5. Отрицательная сторона медали – Положение о депозитарной деятельности. 6. Центральный депозитарий – законодательные инициативы. 7. Какие специфические документы представляет соискатель в ФСФР для получения лицензии на осуществление депозитарной деятельности? 8. Каковы специфические лицензионные требования и условия, которые должен соблюдать лицензиат, получивший лицензию на осуществление депозитарной деятельности. 9. Какие обязательные действия должен предпринять лицензиат, если действие его лицензии на осуществление депозитарной деятельности приостановлено? 10. Какие обязательные действия должен предпринять лицензиат, если его лицензия на осуществление депозитарной деятельности аннулирована? 11. В каких случаях лицензия на осуществление депозитарной деятельности может быть аннулирована лицензирующим органом? 12. Какие документы должен представить лицензиат в лицензирующий орган в случае аннулирования лицензии на осуществление депозитарной деятельности по инициативе лицензиата? 13. Кто осуществляет контроль за депозитарной деятельностью? 14. В какой форме (в каких формах) осуществляется контроль за депозитарной деятельностью? 15. Охарактеризуйте нормы депозитарного права. 16. Очертите примерный перечень нормативных документов регулирующих органов, регламентирующих депозитарную деятельность 17. Лицензирование депозитарной деятельности. 18. Какие специальные документы представляет соискатель в регулирующий орган для получения лицензии на осуществление депозитарной деятельности? 19. Какие общие лицензионные требования предъявляются к соискателю лицензии на депозитарную деятельность? 20. Какие дополнительные требования и условия установлены для лицензиатов, осуществляющих депозитарную деятельность? 21. Какими нормативными документами регулируется прекращение депозитарной деятельности? 22. Приостановление действия лицензии на осуществление депозитарной деятельности лицензирующим органом. 23. Действия лицензиата в условиях приостановления действия лицензии на осуществление депозитарной деятельности лицензирующим органом. 24. В каких случаях лицензия на осуществление депозитарной деятельности может быть аннулирована лицензирующим органом? 25. Процедура аннулирования лицензии на осуществление депозитарной деятельности по инициативе лицензиата. 26. Какие действия должен предпринять лицензиат, лицензия на осуществление депозитарной деятельности которого аннулирована? 27. Какие аспекты регулирует Положение ФКЦБ «О порядке прекращения исполнения функций номинального держателя ценных бумаг» (Постановление № 46 от 10.11.1998)? 28. Особенности прекращение депозитарной деятельности кредитных организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг? 29. Особенности осуществления внешнего контроля за депозитарной деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. 30. Внутренний контроль профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего депозитарную деятельность. 31. Требования к контролеру. 32. Функции контролера. 33. Права котроллера. 34. Обязанности контролера.
Читайте также: Види центрального гальмування. Механізми розвитку пре- та постсинаптичного гальмування. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|