Гендерный аспект в произведениях Л. Улицкой
С конца 60-х - начала 70-х гг. прошлого столетия гендерным исследованиям уделяется все больше внимания, в том числе в психологических исследованиях. Следует отметить, что тексты художественной литературы, авторами которых являются женщины, " отражают как реальное положение дел в области отношений между полами, так и разного рода ожидания женщин определенного психического склада, уровня культуры, их представления об этических и эстетических нормах, житейские взгляды и предпочтения, патологические комплексы и др." [Желобцова 2013: 40]. Женские образы в прозе Л. Улицкой "восходят к библейским и античным архетипам, к идеалам "вечной женственности", саморастворения в мужском; они устремлены к гармоническому приятию сущего". "Героиня Улицкой воплощает в себе материнское, животворящее, природное начало; любовь не только растворяет ее в мужчине, но и "улучшает", преобразует самого мужчину, выводит на свет лучшие, духовные черты его натуры, побуждает его к созидательной, художественной деятельности" [Ишкина 2003: 18]. В рассматриваемых нами произведениях молодые и уже постаревшие, "красивые и легкие" и не отличающиеся особой красотой женщины решают свои жизненные задачи, делая все возможное и невозможное. Они работают, не покладая рук: " Всю жизнь я работаю, как ломовая лошадь"; "Слышь, все спят, а она работает. Как пчелка" ("Русское варенье"). Они являются оплотом семьи: " Ты наша крепость, на тебе все держится" ("Русское варенье"). И добиваясь своих целей, несмотря на все жизненные неурядицы, за умение уладить все дела получают порой нелестную характеристику от мужчин: " Не баба, а крапивная лихорадка" ("Веселые похороны"). Приведенные устойчивые выражения характеризуют непосредственно личность женщины.
Однако при всем этом женщинам в большей степени, чем мужчинам, свойственно совершать глупости:". дурища его Нинка это чувствовала." ("Веселые похороны"),". жалея Симку и дуреху Броньку" ("Бронька"), " А у этой маленькой идиотки любовь." ("Сквозная линия"). При характеристике мужских персонажей героинями произведений также выделяются определенные стереотипы, нашедшие отражение в языке. Мужчины, как правило, часто заводят романы: " Я рожала свою дочку в больнице для бедных, а ты в это время миловался с Нинкой." ("Веселые похороны"), " И после нее всю жизнь путался исключительно с балеринами." ("Русское варенье"); много пьют: " Отец - домоуправ, инвалид. Говорят, попивает" ("Бедные родственники"); " Теодор Гросицкий был из семьи ссыльных поляков, огромный человек, пьяница и задира" ("Бронька"), " Он трезвым никогда не бывает" ("Женщины русских селений"). При этом женщины признают: " Он потрясающий, и не важно, пьяный, трезвый" ("Женщины русских селений"). Подобные полярные характеристики основаны, как кажется, на чисто женском восприятии. Примечательно также, что мужским персонажам в большей степени, чем женским, свойственно сквернословие: " Проклятое электричество." ("Русское варенье");". Роберт Викторович роется за шкафом, тихонько чертыхается" ("Сонечка");". поскольку он был все-таки специалистом, то знал, что чертова Аликова болезнь никуда не денется." ("Веселые похороны"). В речи женщин вместо ругательств чаще встречаются восклицания типа: " Господи, если бы ты знал, как я устала" ("Русское варенье"); " Мать честная, они что, на прием?" ("Веселые похороны"). Однако следует отметить, что для женских персонажей, принадлежащих к определенным социальным слоям общества (нищие, богема), также характерно сквернословие и пьянство. При этом в результате использования языковых средств, которые воспринимаются как предназначенные группе мужчин (в частности, бранной лексики), утрачиваются типичные для женственности признаки. Некоторых героинь Л. Улицкой их образ жизни омужествляет.
Примером может послужить реплика героини рассказа "Народ избранный", нищенки Кати: " У, шакалья стая, рванина несытая! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, все мало набрала! На тот свет заберешь!" И сами слова, произнесенные "свирепым хриплым" голосом, и внешний вид говорящей ("мужиковатого вида женщина в брюках") приводит к тому, что героиня кажется сначала не женщиной, а "маленьким, широкоплечим мальчишкой". Также брань является неотъемлемым признаком речи уже весьма пожилой представительницы богемы Мур ("Пиковая Дама"): " Она хихикнула тонко и многозначительно, и Анна Федоровна поежилась, потому что дальше шла обыкновенная площадная лексика. "; " В выражениях, которые даже шофер слышал не каждый день своей жизни, она объявила, что никто никуда не едет, что шофер может убираться по адресу. " Как в речи персонажей, так и в авторских ремарках употребляются слова и выражения разговорной окраски, которые характеризуют гендерные отличия бытия человека. В исследуемых нами произведениях были выявлены следующие моменты: . Оппозиции в сфере интимных отношениях. Так, женщина может забрюхатеть, стать беременной, молодиться, лепиться (липнуть) к какому-либо мужчине. Примечательно, что и два последних примера, и характеризующие поведение мужских персонажей действия (путаться, миловаться, зацепить, прикадриться, присохнуть к кому-либо) находятся в относительной оппозиции, т.е. допустимо их применение и в отношении лиц противоположного пола. . Оппозиции во внешности. При описании мужских персонажей внимание обращается на всю фигуру и голову: кадыкастая шея, лысоватый краснокожий хозяин, приземистый; а при описании женщин выделяется нижняя часть тела и бюст, т.е. чисто женские черты: длиннющие ноги, широкозадая, грудастая девица. Таким образом, автор-женщина описывает мужчин глазами женщин, и, наоборот, женщин - глазами мужчин.
. Оппозиции в предметах бытового обихода. Разговорные лексемы типа стряпня, тряпки, брюлики, постирушка, мытье характеризуют женский быт; самокрутка, папироска, подштанники - мужской. . Оппозиции в особенностях речи. Женским персонажам свойс твенно ныть, хихикать, зачастить, взвизгнуть, заголосить; мужским - басить, похохатывать, хохотать (последнее находится в относительной оппозиции). Помимо указанных оппозиций, представляется целесообразным упомянуть: Разговорные наименования лиц женского/мужского пола: баба, тетка, бабешка, мамаша, молодуха, вертихвостка, матрона, тетеха/усач, дедок, пацан, паренек, рогоносец, очкарик, бабник. Связанные с биологическим разделением по половому признаку понятия безмужье, безотцовщина. Термины родства: свекруха, дядюшка. Разговорные вариации наименований профессий для лиц женского пола: циркачка, инженерша, врачиха, маникюрша, дворничиха, профессорша. Очевидно, что приведенные примеры подтверждают утверждение, что в целом жизненное пространство женщин шире. Итак, можно сделать вывод, что гендерный аспект довольно ярко проявляется на уровне языка и в ряде оппозиций различного рода. Автор смотрит на своих героев то глазами мужчин, то глазами женщин, при этом авторская гендерность и языковая гендерность не всегда совпадают. 2.3 Сон и монолог как средства актуализации психологизма в романе Л. Улицкой "Зеленый шатер"
Как уже говорилось выше, Людмила Улицкая в своих произведениях использует различные средства и способы выражения психологизма: внутренние монологи, отрывки из дневников, письма, сны, видения, персонажи-двойники, прием умолчания. В ходе анализа романа "Зеленый шатер" мы выявили в нем наиболее яркие, на наш взгляд, черты психологизма: внутренние монологи различных героев и сон главной героини романа Ольги, в котором ей и приснился "зеленый шатер", вынесенный в заглавие произведения, а также одной из глав.
Монологи в романе имеют особое значение, поскольку часто только они помогают раскрыть внутренний мир героев, их жизненные позиции. Наиболее ярким примером в этом отношении является один из главных героев, Миха - один из немногих, кого автор называет "имаго". Имаго - это биологический термин, применяемый чаще к насекомым и обозначающий "взрослая особь". В романе же этот термин применяется к человеку и определяется как " человек, достигший зрелости как в физическом, так и в духовном плане, и способный отвечать за свои поступки". "Настоящий его талант, полученный им от рождения, невооруженным глазом был не виден. Он был одарен такой душевной отзывчивостью, такой безразмерной, совершенно эластичной способностью к состраданию, что все прочие его качества оказывались в подчинении этой "всемирной жалости". Поначалу этот редкостный дар ведет Миху совсем не к борьбе с неправедной властью, а к помощи обездоленным. Миха работает учителем литературы в интернате для глухонемых детей в Подмосковье, живет там же в спартанских условиях, получает за свой труд копейки, но все равно счастлив. Власть сама вынудила этого мирного человека к борьбе. Миха начинает заниматься самиздатом ради денег, но постепенно диссидентская журналистика и вообще борьба с властью увлекают его. Единственный из троих друзей, он переходит не просто к сопротивлению, а к политической деятельности. К сожалению, Миха не снискал благорасположения власти. Отсидев три года в тюрьме, он получает "предложение" эмигрировать в Израиль, отчего наотрез отказалась его жена. Нетрудно представить психическое состояние героя. Жена, встречи с которой он ждал все это время, дочь, совершенно к нему не привыкшая…Он хотел быть с ними. Однако остаться в России он не мог. В отчаянии, Миха покончил с собой. Итак, приведем монолог, произнесенный им перед самоубийством: "Сел за стол, хотел просмотреть свои стихи, но вдруг почувствовал, что нет на это времени. Отодвинул всю стопку в сторону. Детские, детские стихи. Скоро тридцать четыре года. И все еще детские стихи. И взрослых не будет никогда. Потому что я так и не вырос. Но сейчас как раз настало время, когда я могу совершить первый раз в жизни поступок взрослого человека. Освободиться от собственной нелепости, несостоятельности. Освободить Алену и Майку от себя, от бездарности своего существования, от полнейшей невозможности жить нормальной и полноценной жизнью взрослого человека. Какой простой и верный выход. Почему это никогда раньше не приходило в голову? Как хорошо, что тридцати четырех еще не исполнилось. Ведь именно в тридцать три года Иисус совершил поступок, подтвердивший его абсолютную взрослость: он добровольно отдал свою жизнь за идею, которая вообще-то не вызывала у Михи большого сочувствия, - за чужие грехи.
Распоряжаться собой - это и значит быть взрослым. А эгоизм - качество подростковое. Нет, нет, не хочу больше быть подростком… Он пошел в ванную, принял душ. Надел чистую рубашку. Подошел к окну. Рамы были ветхие, стекла грязные, но подоконник чистый. Он раскрыл окно - дождь, сумрак, слабый и бедный городской свет. Фонари еще не зажглись, но какое нежное мерцание. Снял ботинки, чтобы не оставлять грязных отпечатков подошв, вспрыгнул на подоконник, едва на него опершись. Пробормотал: "Имаго, имаго!" и легко спрыгнул вниз" [Улицкая 2011: 661]. Герой воспринимает свой поступок, как поступок "взрослого человека", "имаго". Было и это действительно так - остается вопросом. В качестве примера приведем еще одного героя, чья жизненная позиция, внутреннее состояние также выражены в монологе. Виктор Юльевич - учитель литературы - усиленно изучает проблему взросления (одна из ключевых проблем романа). Причем взросления не столько физического, сколько духовного. Так, изучив труды Выготского, Фрейда, он размышляет о своих воспитанниках: "Несмышленые малыши, человеческие личинки, они потребляют всякую пищу, какую ни кинь, сосут, жуют, глотают все подряд впечатления, а потом окукливаются, и внутри куколки все складывается в нужном порядке, выстраивается необходимым образом - рефлексы отработаны, навыки воспитаны, первичные представления о мире усвоены. Но сколько куколок погибает, не достигнув последней своей фазы, так и не треснув по шву, не выпустив из себя бабочку. Анима, анима, душенька… Цветная, летающая, короткоживущая - и прекрасная. А какое множество так и остается личинками и живет до самой смерти, не догадываясь, что взрослость так и не пришла. Там, у Выготского, речь шла о различении между процессом формирования навыков и процессом развертывания интересов. А Виктору Юльевичу виделась иная картина - он наблюдал у своих воспитанников развертывание крыльев, и на них отпечатывались смыслы и узоры. Но почему одни, как насекомые с полным циклом развития, претерпевают метаморфоз, а другие - вовсе нет?" [Улицкая 2011: 94]. Как видим, в обоих монологах выражается авторский взгляд на проблему взросления. В этом отношении показательно следующее высказывание писательницы: "В XIX веке жили так называемые архивные юноши - сверстники Пушкина, которые, закончив Лицей, в 17-18 лет занимали важные государственные посты. Как сильно изменился процесс взросления людей. У нас человек и в 30, и в 40 лет все еще мальчик, который не хочет брать на себя ответственность ". Далее рассмотрим один из ключевых фрагментов романа - сон Ольги: "Однажды вечером Ольга рассказала Тамаре сон, который приснился накануне: на огромном ковровом лугу стоит большой зеленый шатер, а к нему тянется длиннющая очередь, целая толпа народу, и Ольга становится в самый хвост, потому что ей непременно надо войти в этот шатер. Тамара, с ее прорезавшимся мистическим чутьем, вся обмерла: Шатер? Ну да, вроде цирка-шапито, но очень большой. Осмотрелась и вижу, что очередь - все сплошь знакомые лица: какие-то девочки из пионерского лагеря, я их с детства не встречала, школьные учителя, и университетские лица, и доцент наш… Просто демонстрация целая! И Антонина Наумовна? Да, и мама, конечно, и бабушка моя, которой я сроду не видела, и все родные лица - Миха, рядом с ним какие-то мальчишки, детишки, Санечка, Галка со своим хмырем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|