Как, и живые, и мертвые вместе?
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Ну да, конечно. И собака какая-то прямо мне под ноги катится и вроде улыбается. Смотрю, а ее на поводке девочка держит. Была такая трогательная девочка Марина. Забыла, как собаку… Гера! Гера собаку звали! И еще много-много людей… И вдруг, представляешь, вдалеке, возле самого входа, замечаю Илью, и он из самого начала очереди машет мне рукой: "Оля! Иди ко мне! Иди! Я занял тебе место!" И тут я стала к нему пробиваться через толпу, и все заволновались, почему это я без очереди, и мама спросила, зачем это я лезу впереди других. Но тут появился большой дед с бородой, прекрасного вида, и я поняла, что это мой дед родной Наум, и он повел над всеми рукой, и они расступились, а я побежала к шатру. А шатер вроде уже и не зеленый, а золотом отливает. Смотрю - Илья улыбается, видно, ждет меня. Выглядит очень хорошо, совершенно здоровый, молодой, поставил меня с собой рядом, руку на плечо положил. И тут появилась эта Оксана, и она все лезет к нему, а он ее как будто не видит. А двери никакой нет, такая толстая ткань, как портьерная, что ли, и этот полог как раз отогнулся, а оттуда музыка - не могу сказать какая, с запахом таким, какого нельзя вообразить, и как будто светится. Чертог, - одними губами прошевелила Тома. Да ну тебя, Бринчик! Какой еще чертог? Черт-те что несешь. Ты что говоришь, Оля? - ужаснулась Тома. Ну ладно, ладно, не пугайся так. Пусть по-твоему, чертог. Все равно словами не объяснить. В общем, входим мы туда вместе. А там - что? - прошелестела Томочка. Ничего. Тут я проснулась. Хороший сон, правда? Умерла Ольга на сороковой день после смерти Ильи" [Улицкая 2011: 197]. Л. Улицкая придает этому сну особое значение. Для нее зеленый шатер - это символ высокого и глубинного примирения сегодняшнего дня с прошлым, а заодно и примирения представителей ее поколения между собой.
"В той эпохе героев было немного, а потерпевшие были все. Каждое слово правды, каждая вольная мысль оплачивались очень дорогой ценой. Не все могли это выдержать. А зеленый шатер всех примиряет - и тех, кто предал своих друзей, не сумев противостоять давлению власти, и тех, кто это давление выдержал. Все равно все они предстанут перед лицом Господа и, надеюсь, будут прощены", - убеждена писательница. Для самой героини этот сон также имел особую важность. Илья, которого она упоминает - ее муж, диссидент, который согласился сотрудничать с властью, чтобы спокойно заниматься любимым делом. Ради спокойствия же он покидает страну, уехав жить в Нью-Йорк, куда звал и Ольгу, однако, получив отказ (у Ольги был еще маленький сын), спокойно уехал один. Там он заключил фиктивный брак для своих целей, отчего Ольга чуть не сошла с ума и даже заболела раком, который, к счастью, смогла вылечить. Однако возможно ли простить Илью после всего, что случилось? Автор отвечает на этот вопрос: " Зеленый шатер всех примиряет - и тех, кто предал своих друзей, не сумев противостоять давлению власти, и тех, кто это давление выдержал. Все равно все они предстанут перед лицом Господа и, надеюсь, будут прощены ". Заключение
Творчество Л. Улицкой отличается трогательно-любовным отношением к герою, ярким выражением и утверждением самоценности "частной жизни" и глубинной связью с литераторами-предшественниками. Связь с русской классикой проявляется в обращении к положениям, характерам, типологически соотносимым с положениями, характерами таких авторов, как А. Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Чехов и др. Для прозы Л. Улицкой характерен углубленный психологизм. Писательница дифференцирует процессы, происходящие во внутреннем мире взрослого человека и ребёнка. Автор особенно оригинален в произведениях на тему сохранения человеческого достоинства в условиях тоталитарного режима, глубоко раскрывая конфликт личности с государством.
Таким образом, исследование, проведенное по материалу романа "Зеленый шатер", позволяет утверждать, что психологизм в этом произведении имеет свою специфику и выполняет особые функции, в частности при описании внутреннего мира героев и их жизненных позиций. Создавая выразительные персонажи, писательница прибегает к речевой и портретной характеристике, к предметной детали, к монологам. Важную роль в прозе Л. Улицкой играют также внефабульные элементы, призванные осветить сознательные и подсознательные процессы у создаваемых характеров: сон, бред и другие. Все эти приемы помогают понять авторское осмысление характеров и определяют художественное своеобразие произведений. Список использованной литературы
1. Быков Л. "Сонечка" и другие // Урал. - 2014. - №2-3. - С.287-288. . Желобцова С.Ф. Сюжетообразующая функция сна в романах Л. Улицкой и К. Вольф "Размышления о Кристе Т." // Русское литературоведение в новом тысячелетии. В 2 тт. М., 2013. . Золотопосов И. Чувствительность с приставкой "нео" // Московские новости. - 2013. - №6. - С.5. . Ишкина Е.Л. Поэтика рассказов Л. Улицкой // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение. - Киров. 2003. . Казарина Т. Бедные родственники: Людмила Улицкая. Серия "Первая книга". - М., "Слово". 2014. . Колядич Т.М. Можно ли считать "женскую прозу" явлением // Проблема эволюции русской литературы XX пека. Вып. IX. М., 2013. . Колядич Т. Своеобразие организации циклов рассказов Л. Улицкой // Литературный процесс в зеркале рубежного сознания. Магнитогорск, 2014. . Кузичева Л. В списках значится. "Вечная Сонечка"? // Книжное обозрение. - 2013. - №50. - С.13. . Куклип Л. Казус Улицкой // Нева. - 2013. - №7. - С.177. . Латынина А. Кровь и кубики / Финалисты Букера - 97 с двух точек зрения // Литературная газета. - 2007. - №39. - С.78-92. . Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн.3. - М. 2013. С.93-94. . Мела О. "Сонечка" Людмилы Улицкой с гендерной точки зрения: новое под Солнцем? // Преображение. - 2008. - №6. - С.107.
. Молчанов Л. Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улицкой. http://\vriter. fio.ru/ne\vs. php? n=200578&c=1668. . Остропко И. Субкультура детства в цикле Л. Улицкой "Девочки" // Мировая словесность для детей и о детях М., 2014. . Прусакова И. Людмила Улицкая. Сонечка. Повесть // Новый мир. - 2012. - №7. . Скворцов В.Я., Скворцова А.И. Самобытие человека в повести Людмилы Улицкой "Весёлые похороны" // Вестник ВолГУ. Серия 2: Филология. Журналистика. Волгоград. - 2010. - №5. - С.105-112. . Тимипа С. Медея XX века: полемика, традиция, миф // Санкт-Петербургский университет. - 2008. - №16-17. http://www.spbuinag. nw.ru/olilinclex.html. . Щеглова Е. О спокойном достоинстве - и не только о нём: Людмила Улицкая и ее мир // Нева. - 2013. - №7. - С.185. . Улицкая Л. Зеленый шатер // Эксмо. - 2011. . Улицкая Л. Счастливые // Ковчег. - 2011. - №2. - С.85-89. . Улицкая Л. Перловый суп // Столица. - 2011. - №46/47. - С.120-121. . Улицкая Л. Бронька // Огонек - 2009. - №52. - С. 20-23. . Улицкая Л. "Считайте меня ретроградом" // Санкт-Петербургский университет. 25 лек. 2008. №28-29. С.4. http://www.spbumag. nw.ru/oldindex.html.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|