Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Принципы формирования комплектов олимпиадных заданий и методические подходы к составлению заданий школьного этапа олимпиады




2. Принципы формирования комплектов олимпиадных заданий и методические подходы к составлению заданий школьного этапа олимпиады

2. 1. Принципы формирования комплектов олимпиадных заданий

В комплект олимпиадных заданий теоретического тура олимпиады по каждой возрастной группе (классу) входят:

 бланк заданий (см. пример оформления в Приложении 1);

 бланк ответов (см. пример оформления в Приложении 2);

 критерии и методика оценивания выполненных олимпиадных заданий (см. пример оформления в Приложении 3).

 

В комплект олимпиадных заданий практического тура олимпиады по каждой возрастной группе (классу) входят:

 бланк заданий (см. пример оформления в Приложении 4);

 приложение к заданиям (технологическая карта) (см. пример оформления в Приложении 5);

 критерии и методика оценивания выполненных олимпиадных заданий (см. пример оформления в Приложении 6).

 

При составлении заданий, бланков ответов, критериев и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий необходимо соблюдать единый стиль оформления. Рекомендуемые технические параметры оформления материалов:

 размер бумаги (формат листа) – А4;

 размер полей страниц: правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 мм, левое – 3 см;

 размер колонтитулов – 1, 25 см;

 отступ первой строки абзаца – 1, 25 см;

 размер межстрочного интервала – 1, 5;

 размер шрифта – кегль не менее 12;

 тип шрифта – Times New Roman;

 выравнивание – по ширине;

 нумерация страниц: страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки с соблюдением сквозной нумерации ко всему документу;

 титульный лист должен быть включен в общую нумерацию страниц бланка ответов, номер страницы на титульном листе не ставится;

 рисунки и изображения должны быть хорошего разрешения (качества) и в цвете, если данное условие является принципиальным и необходимым для выполнения заданий;

 таблицы и схемы должны быть четко обозначены, сгруппированы и рационально размещены относительно параметров страницы.

 

Бланки ответов не должны содержать сведений, которые могут раскрыть содержание заданий.

При разработке бланков ответов необходимо учитывать следующее:

 первый лист бланка ответов – титульный. На титульном листе должна содержаться следующая информация: указание этапа олимпиады (школьный, муниципальный); текущий учебный год; поле, отведенное под код/шифр участника; строки для заполнения данных участником (Ф. И. О., класс, полное наименование образовательной организации);

 

2. 2. Методические подходы к составлению заданий теоретического тура школьного этапа олимпиады

Задания теоретического тура олимпиады состоят из двух частей:

а) первая часть – теоретическая, где участники выполняют задания в форме текстового или графического ответа на вопросы;

Основные типы заданий:

 ряды на определение принципа их построения;

 ряды «на включение» – «на исключение»;

 задания на соотнесение двух рядов;

 текст с пропусками;

 задания по работе с иллюстративными источниками;

 работа с картами;

 работа с документами;

 краткий письменный ответ;

б) вторая часть – тестирование (тесты закрытого типа):

 с выбором одного правильного ответа;

 с выбором всех (нескольких) правильных ответов.

 

Минимальный уровень требований к заданиям теоретического тура

В теоретическом туре школьного этапа олимпиады предметно-методическим комиссиям необходимо разработать задания, состоящие не менее чем из 3 вопросов, а также не менее 15 заданий в форме тестов закрытого типа, раскрывающих обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по основам безопасности жизнедеятельности. Уровень сложности заданий должен быть определен таким образом, чтобы, на их решение участник смог затратить в общей сложности не более 45 минут.

Олимпиадные задания теоретического тура должны отвечать следующим общим требованиям:

а) вопросы задания должны быть сформулированы ясно и четко, формулировки заданий не должны допускать их двусмысленного толкования;

б) вопросы задания должны быть построены по принципам: «как читается задание легко, так и понимается легко», «время, выделенное на выполнение задания, должно быть потрачено на поиск ответа, а не на понимание условия вопроса»;

в) при любом варианте ответа вопрос не должен принимать неопределенное значение, т. е. высказывательная форма условия должна всегда принимать значение «истина» или «ложь» при любом допустимом значении ответа. При изменении допустимых условий вопроса задания, правильный ответ никогда не должен стать неправильным;

г) задания следует разнообразить по форме и содержанию, при этом около 80% заданий следует ориентировать на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки обучающихся основной и средней школы по ОБЖ;

д) при разработке ситуационных задач, включаемых в вопросы, исключить возможные противоречия: между содержанием условия ситуационной задачи и содержанием требуемого ответа; между образным мышлением участников и содержанием некоторых позиций алгоритмов; между содержанием условия ситуации и имеющимися у участников общеучебными навыками.

е) в заданиях теоретического тура для обучающихся на уровне основного общего образования должны быть представлены следующие тематические направления:

 «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»: основы здорового образа жизни; безопасность на улицах и дорогах (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов); безопасность в бытовой среде (основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. ); безопасность в природной среде; безопасность на водоемах; безопасность в социальной среде (в криминогенных ситуациях и при террористических актах);

 «Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях»: пожарная безопасность и правила поведения при пожаре; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; использование средств индивидуальной и коллективной защиты; действия населения по сигналу «Внимание всем! » и при эвакуации.

ж) в заданиях теоретического тура для обучающихся на уровне среднего общего образования должны быть представлены следующие тематические направления:

 «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях»: основы здорового образа жизни; безопасность на улицах и дорогах; безопасность в бытовой среде; безопасность в природной среде; безопасность на водоемах; безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтах и массовых беспорядках); пожарная безопасность и правила поведения при пожаре; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

 «Государственная система обеспечения безопасности населения»: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и система гражданской обороны; безопасность и защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан; правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;

 «Основы обороны государства и воинская обязанность»: вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, вооруженные силы России в структуре государственных институтов); военно-историческая подготовка (военные реформы в истории российского государства, дни воинской славы в истории России); военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина); государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

При разработке тестовых заданий необходимо исходить из следующих требований:

а) в тестовые задания целесообразно включать известные в теории и практике обучения виды тестов:

 с выбором правильного ответа, когда в тесте присутствуют готовые ответы на выбор;

 без готового ответа, или тесты с открытым ответом, когда участник Олимпиады вписывает ответ самостоятельно в отведенном для этого месте;

 на установление соответствия, в котором элементы одного множества требуется поставить в соответствие элементам другого множества;

 на установление правильной последовательности, где требуется установить правильную последовательность действий, шагов, операций и др.;

 тесты множественного выбора (позволяют участнику выбирать несколько вариантов ответов);

б) при составлении тестов необходимо использовались задания различных видов: словесные, знаковые, числовые, зрительно-пространственные (схемы, рисунки, графики, таблицы и др. )

в) при составлении заданий следует оптимизировать содержание тестов, для их выполнения за короткое время, и быстрого, объективного определения уровня знаний участников.

 

Задания теоретического тура школьного этапа олимпиады могут быть разработаны как отдельно для каждого класса (параллели), так и для возрастных групп, объединяющих несколько классов (параллелей), например:

а) первая возрастная группа – обучающиеся 5-6 классов общеобразовательных организаций;

б) вторая возрастная группа – обучающиеся 7-8 классов общеобразовательных организаций;

в) третья возрастная группа – обучающиеся 9 классов общеобразовательных организаций;

г) четвёртая возрастная группа – обучающиеся 10 классов общеобразовательных организаций;

д) пятая возрастная группа – обучающиеся 11 классов общеобразовательных организаций.

К олимпиадным заданиям предъявляются следующие общие требования:

 соответствие уровня сложности заданий заявленной возрастной группе;

 тематическое разнообразие заданий;

 корректность формулировок заданий;

 указание максимального балла за каждое задание и за тур в целом;

 соответствие заданий критериям и методике оценивания;

 наличие заданий, выявляющих склонность к научной деятельности и высокий уровень интеллектуального развития участников;

 наличие заданий, выявляющих склонность к получению специальности, для поступления на которую(-ые) могут быть потенциально востребованы результаты олимпиады;

 недопустимо наличие заданий, противоречащих правовым, этическим, эстетическим, религиозным нормам, демонстрирующих аморальные, противоправные модели поведения и т. п.;

 недопустимо наличие заданий, представленных в неизменном виде, дублирующих задания прошлых лет, в том числе для другого уровня образования.

 второй и последующие листы содержат поле, отведенное под код/шифр участника; указание номера задания; поле для выполнения задания участником (разлинованный лист, таблица, схема, рисунок, и т. д. ); максимальный балл, который может получить участник за его выполнение; поле для выставления фактически набранных баллов; поле для подписи членов жюри.

 

 

При разработке критериев и методики выполненных олимпиадных заданий важно руководствоваться следующими требованиями:

 полнота (достаточная детализация) описания критериев и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий и начисления баллов;

 понятность, полноценность и однозначность приведенных индикаторов оценивания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...