Перспективы «модернизационной» внешней политики
«Модернизационная» внешняя политика имеет достаточно ресурсов на среднесрочную перспективу – до середины 2010-х гг. Потребности России в технологиях и инвестициях будут расти; рост мировых цен на нефть будет умеренным; нынешнее политическое руководство РФ с большой вероятностью сохранит власть на выборах 2012 г.; есть перспектива переизбрания на второй срок президента Обамы. Разумеется, для этого курса существуют опасности и риски. Дальнейшее развитие иранской ядерной проблемы может привести к военному удару США или Израиля, поддержанного США, против Ирана. Такой удар может далеко развести Москву и Вашингтон. Отсутствие договоренности по ПРО между РФ и США в условиях развития американских программ ПРО может создать ситуацию, когда РФ вынуждена будет перейти к наращиванию стратегических ядерных вооружений в ответ на перспективу первого ядерного удара. Есть риски и вокруг России. Выборы 2015 г. на Украине могут – хотя сегодня это трудно представить – привести к власти антироссийскую коалицию, а президент (или премьер) Саакашвили может вновь попытаться решить проблему восстановления территориальной целостности Грузии силовым путем. Со своей стороны, Москва при определенных условиях может вмешаться в развитие ситуации у соседей – от Белоруссии до Узбекистана, – что может реанимировать представление о российской внешней политике как агрессивной, неоимперской. Развитие ситуации в Азии может вести к росту напряженности в отношениях между Китаем, с одной стороны, и рядом его соседей, а также США, с другой. Хотя Россия почти наверняка будет сохранять при этом нейтралитет, эта позиция – «ни тем, ни другим» – также будет иметь свою цену. Другой потенциальный риск – серьезный кризис на Корейском полустрове, где могут столкнуться интересы КНР и США. России придется лавировать и, возможно, импровизировать по ходу.
Наконец, политический режим в России, столкнувшись с внутренними вызовами, в том числе террористическими, может эволюционировать в сторону большей жесткости и репрессивности, что неизбежно скажется на отношении к нему американской и европейской общественности, а затем и правительств. В США правление Обамы может оказаться непопулярным, и следующим президентом может стать консерватор, который совершит свою «перезагрузку» внещней политики Вашингтона. Вновь отвергнутая Западом и еще более ослабевшая относительно главных центров силы, Россия может соблазниться на роль младшего партнера Китая. Перечисленные возможности и риски указывают на неустойчивость «модернизационной» внешней политики. Ее сильная сторона – прагматизм – оказывается одновременно ее большой слабостью (неукорененность и, как следствие, неустойчивость). Другая внешне сильная сторона – сосредоточение процесса принятия основных решений в руках первых лиц и практическое исключение других акторов – оказывается крайне уязвимой в случае неизбежной смены этих лиц. См. последствия «отрешения» Лужкова в Москве. В результате все государственные решения могут выглядеть волюнтаристскими актами. Альтернатива Что можно сделать, не отрываясь слищком сильно от реальных условий современной России? Прежде всего, укрепить внутреннюю базу внешней политики РФ. Для этого необходимо: · выстраивание институтов правового государства; · существенное улучшение инвестиционного климата; · «открытие» политической системы в сторону большей конкурентности в рамках установленных и соблюдаемых всеми «правил игры». В области собственно международных отношений необходимо главным образом стабилизировать отношения с США и ЕС, придать их нынешней позитивной инерции необратимый характер. Выдвижение задачи интеграции (в НАТО или ЕС) либо преждевременно, либо бесперспективно и поэтому нецелесообразно. Вместо этого нужен курс на демилитаризацию и экономическое сближение в ходе развития модернизационной повестки дня. Энергетическое партнерство. Региональное и приграничное сотрудничество.
Основные составляющие этого курса: · реальная демилитаризация отношений с США и НАТО, формирование Евро-Атлантического сообщества безопасности; · трансформация стратегических отношений между РФ и США (возможно, на путях создания совместной системы ПРО на двух уровнях: США-РФ и НАТО-РФ); · осуществление исторического примирения со странами ЦВЕ (Польшей, государствами Балтии, др.); · комплекс экономических, научно-технических, гуманитарных (визы!) проектов. В перспективе (после 2020 г.) – выход на новое качество отношений с ЕС. Не в формате союза, а зоны свободной торговли в экономике; общеевропейского политического сотрудничества в политике; сообщества безопасности. В течение третьего десятилетия после распада СССР пора сформировать зрелые отношения с соседями из числа новых государств. Для этого следует: · добиться полноценного партнерства с Казахстаном (таможенный союз, экономический союз, союзные отношения в области безопасности и т.д.). Российско-казахстанские отношения могут стать модельными для государств-наследников СССР; · стабилизировать отношения с Украиной как дружественные и тесные, но без попыток принудить Украину к союзу или интеграции; гарантировать устойчивость российско-украинских отношений при любой смене власти в Киеве; · урегулировать «замороженные конфликты», начиная с Приднестровского, нормализовать отношений с Грузией; · перестроить ОДКБ в современную многостороннюю и многопрофильную структуру безопасности в Центральной Азии; · создать зону свободной торговли на базе ЕврАзЭС. России, если она хочет стать региональным лидером (что в принципе возможно и желательно) предстоит «включить мягкую силу», захотеть и научиться производить «международные общественные блага». Неспособность или нежелание «жить и для других тоже» несовместимы с претензиями на лидерство. Сугубый эгоизм и лидерство несовместны. Надо «давать».
В Азии России необходимо осознавать себя Евро-Тихоокеанской страной. На востоке – не только континент Азии (Китай, Корея, Индия), но и островные страны западной части Тихого океана (Япония, Индонезия), а также «англосаксонские» страны – США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Главная задача до 2010 г. – «запустить» развитие Восточной России (Тихоокеанской России и Восточной Сибири). Партнеры – не только Китай, но и Япония (цель: превратить ее в «Германию на востоке»; подъем Китая, возможно, поможет этому), Южная Корея, а также США, Канада… Чем больше партнеров, тем выше российский триколор. Владивосток как «тихоокеанская Ставка» российского правительства и «бизнес-гавань», место дипломатических контактов с представителями АТР, одна из «неформальных столиц» РФ в XXI столетии ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|