Уровни доступа к информации с точки зрения законодательства
Вся информация с точки зрения права делится на несколько основных сегментов: 1) Информация без ограничения права доступа. К такого рода информации, например, относится: • информация общего пользования, Предоставляемая пользователям бесплатно; • информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении — сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»); • информация в области работ по хранению, перевозке, уничтожению химического оружия — сведения о состоянии здоровья граждан и объектов окружающей среды в районах размещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, мероприятиях по обеспечению химической, санитарно-гигиенической, экологической и пожарной безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также о мерах по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий при выполнении указанных работ, предоставляемые по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», статья 1.2). Информация, содержащая сведения об обстоятельствах и фактах, представляющих угрозу жизни, здоровью граждан, не подлежит засекречиванию, не может быть отнесена к тайне. 2) Информация с ограниченным доступом — государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и персональные данные как институт охраны права неприкосновенности частной жизни.
3) Информация, распространение которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан, — порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне, ложная реклама, реклама со скрытыми вставками и т. п. — так называемая «вредная» информация. 4) Объекты интеллектуальной собственности (то, что не может быть отнесено к информации с ограниченным доступом, но охраняется особым порядком через институты интеллектуальной собственности — авторское право, патентное право, средства индивидуализации и т. п. Исключение составляют ноу-хау, которые охраняются в режиме коммерческой тайны). 5) Иная общедоступная информация, среди которой ученые выделяют более 20 видов открытой общедоступной информации. К ограничениям и запретам следует отнести следующие перечни: 1. Перечень оснований для ограничения информационных прав: • защита основ конституционного строя; • защита нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц; • обеспечение обороны страны и безопасности государства; • обеспечение общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и борьбы с преступностью; • предотвращение разглашения конфиденциальной информации; • обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия; • условия чрезвычайного положения, установленные по закону (на определенный период). 2. Перечень случаев прямого ограничения информационных прав: • использование прав в целях насильственного изменения конституционного строя; • пропаганда социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного, языкового превосходства, насилия и войны; • нарушение права на неприкосновенность частной жизни (на личную, семейную тайну), неприкосновенность жилища, права на уважение и защиту чести, достоинства и репутации, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;
• нарушение права на государственную, служебную, профессиональную, коммерческую и банковскую тайну; • право на отказ от свидетельствования против себя самого, своего супруга и близких родственников. 3. Перечень видов информации с ограниченным доступом: • государственная тайна; • служебная тайна; • коммерческая тайна; • банковская тайна; • профессиональная тайна; • персональные данные. 4. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Для реализации права на информацию в Конституции РФ заложены основания, по которым доступ к отдельным видам информации не подлежит какому-либо ограничению, например в статье 42 закреплено право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое не может быть ограничено. В случае возникновения угрозы жизни и здоровью людей должностные лица обязаны информировать население о ней под страхом привлечения к ответственности (часть 3 статьи 41). В ряде законов, устанавливающих ограничения доступа к информации, также вводится перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Так, в статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» перечислены сведения, не подлежащие засекречиванию. В пункте 3 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» приведен перечень документов, доступ к которым запрещено ограничивать. В Закон РФ «О коммерческой тайне» планируется также включить перечень сведений, которые нельзя отнести к коммерческой тайне. В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (пункт 7 статьи 19), в свою очередь, определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К механизмам доступа к открытой информации можно отнести: • структурирование открытой информации по уровням доступа — подлежащей обязательному опубликованию в средствах массовой информации, предоставлению по запросу каждого гражданина, обязательному предоставлению по запросу отдельных категорий граждан; • структурирование органов государственной власти и местного самоуправления, чьи должностные лица обязаны предоставлять информацию (пример — государственная система научно-технической информации, положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 года № 950);
• установление обязанности должностных лиц на основании документов предоставлять по запросам граждан информацию, доступ к которой не ограничен законом; • публикацию в общедоступных изданиях документированной информации, подлежащей обязательному распространению, всех перечней по установлению ограничений и запретов в информационной сфере, перечня органов государственной власти и местного самоуправления (с указанием их функций и адресов); • создание общедоступных баз данных в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе на общедоступных серверах с указанием в средствах массовой информации их адресов и порядка получения информации; • порядок предоставления информации, предусматривающий сроки, объем и форму предоставления информации в зависимости от правового статуса организации, в адрес которой направлен запрос; • установление источников финансирования и покрытия расходов, связанных с предоставлением информации, — в соответствии с нормой Гражданского кодекса РФ (пункт 2 статьи 779) предоставление информации отнесено к обязательствам о возмездном оказании услуг. Важное значение для реализации информационных прав граждан на доступ к информации имеет Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 17 февраля 1998 года, где в целях обеспечения информационной открытости государственной власти гражданскому обществу определены следующие задачи: • радикальное обновление функций, методов, критериев деятельности существующих информационных служб органов исполнительной власти; • сужение области ведомственных тайн; • уточнение с помощью общественных организаций гарантий предоставления общественно значимой официальной информации; • обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости; • установление каналов двусторонней связи государственных органов с общественными организациями, занимающимися аналогичными проблемами (экологическими, социальными и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|