Требования к уровню подготовки учащихся
Стр 1 из 6Следующая ⇒ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ по предметам образовательной области «Язык и литература» Уровня основного среднего образования (5-9 классы)
Астана 2013
Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года.
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Учебные программы по предметам образовательной области«Язык и литература» для 5–9 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2013. – 183 стр.
© Национальная академия образования им.Ы.Алтынсарина, 2013 Учебная программа по предмету «Русский язык» Пояснительная записка 1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080. 2. Цель обучения предмету – воспитание творчески активной языковой личности путем формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенций на основе: (1) освоения описательной и функциональной языковой системы, норм употребления средств разных уровней, активизации последних в продуктивной речевой деятельности, обогащения словарного запаса и синтаксического строя речи; (2) овладения законами построения связного высказывания, общей культурой общения, механизмами совершенствования речи и творческого использования языка. 3.Задачами обучения в области достижения предметных результатов являются: 1) формирование и совершенствование знаний о фонетике и графике, лексике и фразеологии, морфемике и словообразовании, морфологии и синтаксисе как уровнях языковой системы;
2) привитие навыков анализировать языковые единицы (звуки и буквы, морфемы, слово как лексическую, словообразовательную и морфологическую единицу, словосочетание, простое и сложное предложение), использовать их с точки зрения нормативности; 3) формирование знаний о правилах русской орфографии, орфоэпии и пунктуации, совершенствовать орфографическую, орфоэпическую и пунктуационную грамотность; 4) формирование и систематизация знаний о лексической и грамматической организации предложения и текста, о средствах связи частей текста; 5) формирование знаний об особенностях текстов разных функционально-смысловых типов и использования в них языковых средств; 6) формирование знаний о стилях речи, стилистической организации текста; 7) развитие и совершенствование умений создавать монологические высказывания в различных речевых жанрах; 8) формирование стилистической грамотности при оформлении текстов разных жанров; умений делать стилистическую корректировку в тексте; 9) привитие навыков соблюдения норм культуры речи (норм произношения, словоизменения, словоупотребления, грамматического оформления речи) и правил речевого этикета в разных коммуникативных ситуациях. 4.Задачами обучения в области достижения личностных результатов являются: 1) воспитание патриотизма и сознательного отношения к языку как средству общения, источнику знаний, духовной и национально-культурной ценности; 2) воспитание бережного отношения к окружающей среде; 3) повышение культуры общения через соблюдение норм литературного языка и правил русского речевого этикета; 4) формирование умений вести дискуссии, проявляя компетентность в распознавании антиобщественных явлений. 5. Задачами обучения в области достижения системно-деятельностных результатов: 1) формирование умений применять полученные знания по русскому языку в учебно-практической и учебно-исследовательской работе;
2) формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников, определять основную и второстепенную информацию; 3) развитие умений успешного речевого общения в условиях межкультурной коммуникации. 6. Программа определяет обязательный минимум содержания предмета для 5-9 классов, максимальный объем учебной нагрузки, основные требования к обеспечению учебного процесса. Содержание учебного предмета «Русский язык» определяется в соотвествии с целью и задачами обучения, возрастными особенностями учащихся и реализацией практической направленности образования, личностного, системного, деятельностного, коммуникативного подходов к обучению русского языка. 7. Предметом обучения является современный русский литературный язык в его реальном функционировании в современных условиях полиэтнического Казахстана. Содержание учебного предмета предполагает изучение сведений о языке как системе (фонетике и графике, лексике и фразеологии, морфемике и словообразовании, морфологии, синтаксисе), функционированиии языковых единиц в текстах различных типов, стилей, жанров с учетом этнокультурного компонента (сведения о национально-культурной специфике русского языка, о культуре русского, казахского народов и других народов, проживающих на территории нашей страны), что направлено на развитие устной и письменной речи, повышение культуры общения, формирование речевого этикета. 8. В соответствии с линейно-концентрическим способом подачи языкового материала содержание предмета из класса в класс усложняется и расширяется, что учитывает педагогические принципы научности и доступности. Особенностью программы является распределение материала по рубрикам «Для повторения», «Для изучения», «Для опережающего практического ознакомления», «Для развития речи», что позволяет соблюсти принципы преемственности, последовательности, перспективности и реализовать коммуникативный подход в обучении русскому языку. 9. Содержание программы учитывает межпредметные связи курса «Русский язык»: 1) «Русская литература»:
совершенствование умений культуры устной и письменной речи на текстовой основе через изучение художественных произведений русской, казахской и зарубежной литературы; 2) «Казахский язык», «Иностранный язык»: формирование языковой личности на основе изучения языков, проведение параллелей при изучении языковых фактов, раскрытие диалога культур в глобальном культурном контексте; 3) «История Казахстана», «Всемирная история» и «Человек, общество, право»: получение сведений о роли языка в становлении государственности, языках народов мира, месте русского языка в славянских языках, статусе русского и казахского языков в Республике Казахстан; 4) «Искусство»: получение сведений о языке искусства как форме выражения мыслей и чувств, использование произведений музыки и живописи на уроках; 5) «Самопознание»: формирование у обучающихся основ миропонимания через осознание силы воздействия слова на собеседника, понимание речевых стратегий и тактик в различных коммуникативных ситуациях; 6) «Информатика»: понимание коммуникативной функции языка в сети Интернет, формирование умений обрабатывать, систематизировать, сохранять информацию путем использования информационных технологий. 10. Объем учебной нагрузки составляет: 1) 5 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа; 2) 6 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа; 3) 7 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа; 4) 8 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа; 5) 9 класс – 2 часа в неделю, всего 68 часов. 11. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и задают систему итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. 2. Базовое содержание учебного предмета в 5 классе 12. Всего на изучение курса выделено 102 ч., из них 20 ч.– развитие речи. Базовое содержание включает основные разделы, представленные по рубрикам «Для повторения», «Для изучения», «Для опережающего практического ознакомления», «Для развития речи». 13. «Роль языка в жизни человека» – 1 ч.
14 «Речь. Культура речи» – 2 ч.: речь, формы речи, устная и письменная речь, связная речь, речевое общение, культура речи, культура общения. 15. Повторение изученного в начальных классах – 8 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч.– диктант: 1) для повторения: звуки и буквы, слог, ударение, состав слова, лексическое значение слова, синонимы, антонимы, однокоренные слова, образование слов с помощью приставок и суффиксов; правописание безударных гласных в корне слова, правописание и, у, а после шипящих, правописание звонких и глухих согласных в корне слова, правописание слов с непроизносимыми согласными, разделительные ь и ъ, правописание приставок и предлогов со словами, правописание имен собственных, орфографический словарь; части речи, глагол, личные окончания глагола, -тся/ -ться в глаголах; имя существительное, правописание падежных окончаний существительных, ь после шипящих на конце существительных женского рода; имя прилагательное, правописание падежных окончаний прилагательных, местоимение, склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов; наречие, предлог и союз, словосочетание, связь слов в словосочетании (смысловая и грамматическая), главное и зависимое слова; предложение, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения, пунктуация в предложениях с однородными членами предложения; 2) для опережающего практического ознакомления: правописание слов с двойными согласными. Многозначные слова в толковых словарях; 3) для развития речи: текст, определение темы и основной мысли текста, типы текстов (описание, повествование, рассуждение), автобиография, заявление, дружеское письмо. 16. «Текст», «Типы речи» – 5 ч.: 1) для повторения: Текст, типы речи, описание, повествование, рассуждение; 2) для изучения: текст-описание, логическая структура, особенности функционирования языковых средств; текст-повествование, логическая структура, особенности функционирования языковых средств; текст-рассуждение: логическая структура, особенности функционирования языковых средств, тезис и доказательство; стили речи (научный, художественный, разговорный); 3) для опережающего практического ознакомления: текстообразующие языковые средства (местоименная замена, употребление синонимов, антонимов, видовременные формы глаголов, тематическая группа слов и др.); стили речи (официально-деловой и публицистический); 4) для развития речи: толкование значений слов в тексте, подбор омонимов, синонимов, антонимов к словам в тексте, использование в тексте изобразительно-выразительных средств, анализ и воспроизведение текстов различных функционально-смысловых типов речи, письменное редактирование текста;
17. «Синтаксис и пунктуация. Культура речи» – 16 ч., из них 4 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение-описание; 1 ч. – диктант: 1) для повторения: словосочетание, предложение, виды предложений по цели высказывания, виды предложений по интонации, грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, предложения с обращениями, сложное предложение; 2) для изучения: строение словосочетания, способы выражения грамматической связи в словосочетании, синтаксический разбор словосочетания, тире между подлежащим и сказуемым, двусоставные и односоставные предложения, дополнение, определение, обстоятельство, распространенные и нераспространенные предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, обобщающее слово, синтаксический разбор простого предложения, сложное предложение, союзные и бессоюзные сложные предложения (БСП), синтаксический разбор сложного предложения, предложения с прямой речью, диалог; 3) для опережающего практического ознакомления: виды словосочетаний, односоставные предложения (назывные и безличные), сложносочиненное (ССП) и сложноподчиненное (СПП) предложения, вводные и вставочные конструкции (пожалуйста, прошу вас, будьте любезны, разрешите спросить); 4) для развития речи: подбор заглавия к тексту, определение его темы и идеи, составление плана текста, деление текста на части, разделение текста по абзацам, запись текста в соответствии с планом, анализ изобразительно-выразительных средств в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет), составление предложений по заданным моделям, трансформация предложений (из простого в сложное, из нераспространенного в распространенное, из конструкции с прямой речью – в диалог и др.), создание текстов по типу описания, выразительное чтение текста; 18. «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи» – 11 ч., из них 3 ч. – развитие речи; из которых 1ч. – изложение-повествование; 1 ч. – тестирование: 1) для повторения: фонетика, звуки и буквы, гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, алфавит, правописание безударных гласных в корне слова, правописание и, у, а после шипящих, правописание звонких и глухих согласных в корне слова, правописание слов с непроизносимыми согласными (солнце, грустный, сверстник в сравнении со словами типа опасный, ровесник), разделительные ь и ъ; 2) для изучения: обозначение глухих и звонких согласных на письме, обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака, орфография, правописание непроизносимых согласных, двойная роль букв е, ё, ю, я, фонетические чередования звуков, фонетический разбор слова, ударение; 3) для опережающего практического ознакомления: графика, мягкий знак как показатель грамматической категории, орфоэпия, орфоэпические нормы, орфоэпический словарь; 4) для развития речи: ударение в словах и формах разных частей речи, произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных, произношение согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин), соотношение произношения и написания слов, конструирование текста по образцу, описание, изложение текста-повествования; 19. «Лексика. Культура речи» – 10 ч., из них 3ч. – развитие речи; 1ч. – контрольная работа; 1 ч. – диктант: 1) для повторения: синонимы, антонимы; 2) для изучения: слово, лексическое значение слова, его отличие от грамматического, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы и многозначные слова, синонимический ряд, паронимы, толковый словарь; 3) для опережающего практического ознакомления: метафора и метонимия, фразеологизмы, лексический разбор; 4) для развития речи: выбор языковых единиц в соответствии с данной речевой ситуацией, использование изобразительных средств и многозначных слов в тексте, синонимы и лексический повтор как средство связи, устранение неоправданного лексического повтора, точность словоупотребления, толкование переносного значения слова, подбор омонимов, синонимов, антонимов, определение их функции в тексте, подбор синонимов и антонимов к фразеологическим оборотам, составление предложений с омонимами, синонимами, антонимами, словами с переносным значением, фразеологизмами. 20. «Словообразование. Орфография. Культура речи» – 11 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение-повествование с элементами описания: 1) для повторения: состав слова, значимые части слова, окончание, основа слова, корень слова, суффикс, приставка, разбор слова по составу; 2) для изучения: однокоренные слова, чередование звуков, беглые гласные, правописание чередующихся гласных в корне слова (-раст- – -ращ- – -рос-; -лаг- – -лож-), правописание гласных и согласных в приставках, правописание приставок на з, с, буквы и, ы после ц в различных частях слова, способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный); 3) для опережающего практического ознакомления: однокоренные слова и формы слова, морфемный разбор, словообразовательный разбор; 4) для развития речи: определение общего значения однокоренных слов, составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами, предупреждение речевых ошибок, вызванных неоправданным повтором однокоренных слов, создание текста-описания с элементами повествования текста-повествования с элементами описания, сочинение по картине. 21. «Морфология. Имя существительное. Орфография. Культура речи» – 10 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – диктант: 1) для повторения: самостоятельные и служебные части речи, имя существительное как часть речи, имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, прописная буква в собственных наименованиях, единственное и множественное число имен существительных, род существительных, склонение существительных; 2) для изучения: имена существительные, имеющие форму одного числа, существительные общего рода, правописание падежных окончаний имен существительных (в том числе на –ий, -ия, -ие), правописание о и е после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях имен существительных, правописание суффиксов -ек, -ик имен существительных, роль существительных в речи, морфологический разбор имени существительного; 3) для опережающего практического ознакомления: несклоняемые имена существительные; 4) для развития речи: текст-рассуждение, составление словосочетаний и предложений по опорным именам существительным, создание текста на заданную тему по опорным именам существительным, употребление в речи имен существительных, имеющих форму одного числа, согласование прилагательных и глаголов прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно, умение образовывать формы именительного (выборы, договоры) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа, работа над точностью и выразительностью речи. 22) «Имя прилагательное» – 8 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. –тестирование: 1) для повторения: имя прилагательное как часть речи, морфологический разбор имени прилагательного; 2) для изучения: имена прилагательные полные и краткие, правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, употребление прилагательных в речи; 3) для опережающего практического ознакомления: разряды прилагательных, переход прилагательных из одного разряда в другой (метафора); 4) для развития речи: употребление в речи полных и кратких прилагательных, ударение в кратких именах прилагательных, составление словосочетаний и предложений по опорным именам прилагательным, поздравительная открытка, описание природы, описание внешности человека, построение рассуждения. 23. «Глагол» – 14 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – изложение; 1 ч. – контрольная работа: 1) для повторения: глагол как часть речи, виды глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов, время глагола, не с глаголами, правописание ь в глагольных формах после шипящих, -тся/ - ться в глаголах; 2) для изучения: инфинитив, алгоритм определения спряжения глагола, настоящее, прошедшее время, две формы будущего времени (будущее простое и будущее сложное), чередование гласных е-и в корне глагола, морфологический разбор глагола; 3) для опережающего практического ознакомления: видовые пары, способы образования видовых пар глаголов; 4) для развития речи: употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного видов, сочетание глаголов с существительным в нужном падеже, ударение в глаголах в формах глагола женского рода прошедшего времени, предупреждение ошибок в употреблении видовременных форм, составление словосочетаний и предложений по опорным глаголам, рассказ на основе услышанного или прочитанного (текст-повествование). 24. Повторение изученного материала. Обобщение и систематизация орфографических и пунктуационных правил – 6 ч., из них 1ч. – диктант: 1) для повторения: фонетика и орфография, фонетический и орфографический разбор слова; лексика, лексический разбор слова; морфемика и словообразование, морфемный и словообразовательный разбор; морфология, морфологический разбор; синтаксис и пунктуация, синтаксический и пунктуационный разбор; 2) для опережающего практического ознакомления: имя числительное, склонение количественных числительных, правописание окончаний; 3) для развития речи: общие сведения о стилях и типах речи, анализ текстов в разных стилях и жанрах.
3. Базовое содержание учебного предмета в 6 классе
25. На изучение курса выделено 102 ч., из них 20 ч. – развитие речи. Базовое содержание включает основные разделы, также представленные по рубрикам «Для повторения», «Для изучения», «Для опережающего практического ознакомления», «Для развития речи». 26. «Русский язык как язык межнационального общения» – 1 ч. 27. Повторение изученного в 5 классе – 7 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – диктант: 1) для повторения: синтаксис и пунктуация, словосочетание и предложение, простое предложение, типы предложений по цели высказывания, интонации, главные и второстепенные члены предложения; осложненное предложение, однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах предложения, обращение, знаки препинания в предложениях с обращением, разбор словосочетания, простого и сложного предложений с союзами и, а, но; 2) для опережающего практического ознакомления: распространенные обращения; 3) для развития речи: текст, типы текстов, описание, повествование, рассуждение, распознавание текста по совокупности признаков (тематическая цельность, связность), владение средствами связи предложений в тексте, конструирование различных видов предложений по цели высказывания, по интонации, распространение предложений второстепенными членами, использование предложений разных типов в устной беседе, речевой этикет и правила обращения. 28. «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» – 9 ч., из них 1 ч. – развитие речи, из которых 1 ч. – сочинение по картине: 1) для повторения: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, двойная роль букв е, ё, ю, я, ударение, фонетический разбор, работа с орфографическим и орфоэпическим словарями; правописание безударных гласных в корне слова, правописание звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных, правописание гласных и согласных в приставках, буквы о, а в корнях -лаг- – - лож-, -раст-– -ращ – -рос-, правописание приставок на –з/-с, правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных, правописание падежных окончаний имён прилагательных, правописание –тся и –ться в глаголах, ь после шипящих в глаголах, чередование гласных е, и в корнях глаголов, правописание личных окончаний глаголов, не с глаголами; 2) для изучения: слоговой принцип русской графики, понятие об орфоэпии, произношение исконно-русских слов, произношение иноязычных слов, правописание слов с пол- (полу-), правописание приставок пре-, при-, правописание о, ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных; и, ы после ц; 3) для опережающего практического ознакомления: трудные случаи написания слов с пре- и при-; 4) для развития речи: понимание смыслоразличительной функции звуков и ударения в слове, употребление в речи иноязычных слов с пре- и при-, речевой этикет, формулы вежливости, составление диалога, описание помещения, рисунка, картины, повествование, композиция повествования. 29. «Лексика и фразеология. Культура речи» – 10 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – тестирование, 1 ч. – диктант: 1) для повторения: слово, его лексическое и грамматическое значение, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; 2) для изучения: общеупотребительные и необщеупотребительные слова, слова, ограниченные в употреблении (диалектизмы, профессионализмы), устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы), заимствованная лексика, фразеологизмы, отличие фразеологизмов от афоризмов, крылатых слов, история их возникновения, фразеологический словарь, лексический разбор, работа с толковым и фразеологическим словарями; 3) для опережающего практического ознакомления: типы переносных значений слова, омонимы (полные омонимы, омофоны, омографы, омоформы); 4) для развития речи: работа с художественным текстом, определение темы и основной мысли текста в заголовке, деление текста на части, составление плана текста для изложения, изложение на материале художественного текста, использование изобразительно-выразительных средств в собственных высказываниях, подбор и использование в речи слов в переносном значении, омонимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, составление «вежливого» диалога с использованием этикетных формул благодарности. 30. «Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи» – 12 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – выборочное изложение; 1 ч. – контрольная работа: 1) для повторения: морфемика, морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании, основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы), правописание чередующихся гласных в корне слова (-раст- – -ращ- – -рос-; -лаг- – -лож-); 2) для изучения: бессуффиксный способ образования слов, сложение, сложносокращенные слова; правописание букв ы, и после приставок на согласную, правописание гласных в корнях с чередованием -гар- – -гор-, -зар- – -зор-, -твар- – -твор-; -плав- – -плов- –-плыв-; -клан- –-клон-; -скак- – -скоч-; -равн- – -ровн-, -мак- – -мок-; -кас- – -кос-, -бер- – -бир- и др., правописание соединительных гласных в сложных словах; морфемный и словообразовательный разбор слова, словообразовательный словарь; 3) для опережающего практического ознакомления: чередование звуков, наложение, усечение производящей основы, интерфикс; 4) для развития речи: распознавание и анализ текстов описания, повествования, рассуждения, изложение на материале текстов различных типов речи, словообразовательные ресурсы как способ обогащения словарного запаса, использование в речи слов с чередованием звуков в корне, сложносокращенных и однокоренных слов, выборочное изложение, характеризующее героя художественного произведения. 31. «Морфология. Части речи. Общая характеристика. Классификация частей речи» – 1 ч.: 1) для повторения: морфология, самостоятельные и служебные части речи; 2) для изучения: принципы выделения самостоятельных и служебных частей речи, их функции в речи, части речи и члены предложения; 3) для опережающего практического ознакомления: изменяемые и неизменяемые части речи, склоняемые и спрягаемые слова, омонимичные формы разных частей речи. 32. «Имя существительное» – 9 ч., из них 1 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – изложение; 1 ч. – тестирование; 1 ч. – диктант: 1) для повторения: признаки имени существительного как части речи (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль), правописание падежных окончаний имен существительных (в том числе на –ий, -ия, -ие), правописание о и е после шипящих и ц в существительных; 2) для изучения: разносклоняемые имена существительные, несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных, словообразование имен существительных; правописание не с существительными, правописание суффиксов имен существительных -чик- – -щик, -ек- – -ик-, -ушк- – -юшк-, -ышк- – -ишк-, -ец-–-иц-, сложные существительные, слитное, дефисное и раздельное написание имен существительных, правописание н и нн в существительных; морфологический разбор имени существительного (углубление); 3) для опережающего практического ознакомления: лексико-грамматические разряды существительных, синтаксическая роль имени существительного в предложении, правописание окончаний существительных с суффиксом -ищ-; 4) для развития речи: анализ текстов художественного стиля, обогащение словарного запаса тематическими группами существительных, работа над точностью и выразительностью речи (использование существительных с переносным значением, существительных-синонимов, антонимов, омонимов), овладение нормами употребления разносклоняемых и несклоняемых имен существительных. Подробное, выборочное и сжатое изложение. 33. «Имя прилагательное» – 9 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых– сочинение-описание, 1 ч. – контрольная работа: 1) для повторения: признаки имени прилагательного как части речи (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль), полные и краткие прилагательные, склонение прилагательных, правописание о и е после шипящих и ц в прилагательных; 2) для изучения: разряды имен прилагательных (качественные, относительные, притяжательные прилагательные), склонение притяжательных прилагательных, степени сравнения качественных прилагательных (простая и сложная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения), словообразование имен прилагательных, не с прилагательными, правописание н и нн в прилагательных, слитное и дефисное написание сложных прилагательных, морфологический разбор прилагательного (углубление); 3) для опережающего практического ознакомления: переход прилагательных из одного разряда в другой (перенос значения, метафора), синтаксическая роль прилагательных в предложении (сказуемое, определение), понятие о составном именном сказуемом, наречие, его отличие от краткой формы на о, е и простой формы сравнительной степени прилагательного; 4) для развития речи: обогащение словарного запаса тематическими группами прилагательных, употребление в речи прилагательных разных разрядов, степеней сравнения, предупреждение ошибок в употреблении сравнительной степени прилагательного, соблюдение норм произношения кратких прилагательных, восстановление текста с пропущенными прилагательными-эпитетами, характеристика друга, портрет героя. 34. «Имя числительное» – 10 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение-рассуждение: 1) для повторения: именные части речи; 2) для изучения: имя числительное как часть речи, признаки числительного (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), разряды числительных, простые, составные и сложные числительные; разряды количественных числительных, имена числительные, обозначающие целые числа, склонение и правописание числительных, обозначающих целые числа, ь на конце и в середине числительных, окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах числительных, склонение составных количественных числительных; дробные числительные, склонение дробных числительных, изменение слов полтора, полтораста; собирательные числительные, склонение числительных оба, обе, сочетание собирательных числительных с существительными, порядковые числительные, изменение и правописание порядковых числительных, склонение составных порядковых числительных; имя числительное в словосочетании и предложении, морфологический разбор числительного; 3) для опережающего практического ознакомления: трудные случаи употребления числительных, отличия числительных и слов с количественным значением, вводные слова со значением порядка изложения мысли (во-первых, во-вторых, в-третьих), тире между подлежащим и сказуемым, выраженными числительными; 4) для развития речи: составление и написание словосочетаний, предложений, текстов с именами числительными в формах разных падежей, овладение нормами употребления количественных, собирательных числительных с именами существительными в словосочетании, соблюдение орфоэпических и грамматических норм при склонении имен числительных, употребление числительных в текстах делового, публицистического и научного стилей речи, отзыв о книге, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. 35. «Местоимение» – 10 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – диктант: 1) для повторения: именные части речи, местоимение как часть речи, личные местоимения, изменение местоимения 3-го лица он по родам, склонение личных местоимений с предлогами и без них; 2) для изучения: признаки местоимения (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), роль местоимения в предложении, разряды местоимений, группы местоимений по соотношению с именными частями речи; возвратное местоимение себя, особенности его склонения; соотношение вопросительных и относительных местоимений, особенности их склонения; притяжательные местоимения, их склонение, формы родительного падежа личного местоимения 3-го лица его, её, их для обозначения принадлежности; неопределённые местоимения, особенности их склонения и правописания; отрицательные местоимения, их склонение, слитное и раздельное правописание не и ни в отрицательных местоимениях; указательные местоимения, их склонение, определительные местоимения, их склонение; морфологический разбор местоимения; 3) для опережающего практического ознакомления: роль относительных местоимений в сложноподчиненном предложении, особенности склонения местоимений себя, некто, нечто; 4) для развития речи: употребление местоимений в форме родительного падежа личного местоимения 3-го лица его, её, их для обозначения принадлежности, замена существительных местоимениями, местоимение как средство связи предложений в тексте, подбор местоимений для творческого изложения и сочинений разных типов, заметка в газету. 36. «Глагол» – 14 ч., из них 3 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – изложение, 1 ч. – контрольная работа: 1) для повторения: признаки глагола как части речи (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), спряжение глагола, правописание личных окончаний глагола, вид глагола, не с глаголами; 2) для изучения: парные глаголы, способы образования видовых пар, безличные глаголы, разноспрягаемые глаголы, глаголы особого спряжения, переходные и непереходные, возвратные и невозвратные глаголы, наклонение глагола, изменение глаголов в изъявительном (по временам), условном (сослагательном) и повелительном наклонениях, словообразование глаголов, морфологический разбор глагола (углубление); 3) для опережающего практического ознакомления: формообразующие и отрицательные частицы, роль инфинитива в предложении, трудные случаи в образовании глагольных форм; 4) для развития речи: роль глаголов в речи, обогащение словарного запаса учащихся тематическими группами глаголов, составление словосочетаний, предложений, текстов с глаголами в форме изъявительного, условного и повелительного наклонений, с разноспрягаемыми и безличными глаголами, соблюдение орфоэпических норм в глагольных формах, работа над точностью и выразительностью речи: употребление глаголов с переносным значением, глаголов-синонимов, антонимов, использование глаголов в тексте-повествовании, композиционные части текста-повествования, изложение с элементами сочинения, диалог, пересказ текста с изменением лица. 37. Систематизация и обобщение изученного по разделу «Морфология» – 4 ч., из них 1 ч. – развитие речи; 1 ч. - тестирование. 38. «Повторение изученного материала. Обобщение и систематизация орфографических и пунктуационных правил» – 6 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – диктант: 1) для повторения: фонетика и орфография, фонетический и орфографический разбор слова, лексика и фразеология, лексически
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|