Строй адыгов в раннем Средневековье
Начало Средневековья в истории Северного Кавказа характеризуется бурными процессами в политической, экономической и культурной жизни его народов. Древнеадыгские племена – тореты, досхи, дандарии, синды, псессы, керкеты и другие, которые носили собирательное имя меоты, тоже подверглись значительным изменениям как во внутреннем, так и в международном плане. В этот период единый в прошлом этнос еще дальше раскололся на три союза племен: абхазский, зихский и касожский (последние два – чисто адыгские). Этому способствовали не только внутренние причины, но и в не меньшей степени внешние факторы. Первые века нашей эры в истории адыгов характеризуются прежде всего падением рабовладельческого способа производства и началом формирования феодальных отношений. Это наглядно видно из истории Боспорского царства, в состав которого было включено Синдское рабовладельческое государство, которое было образовано еще в V в. до н. э. На эти процессы значительно повлияли пришлые, кочевые племена, которые вторглись в пределы Северного Кавказа в начале Средневековья. В результате нашествия кочевых племен на Северный Кавказ пришла в упадок не только экономика и культура коренных народов, прежде всего адыгов, но разрушился естественный процесс их консолидации – они еще больше разобщаются и рассеиваются по всему региону. На фоне нашествий кочевников прерывают свои контакты с Северным Кавказом Египет, Сирия, Греция, Малая Азия. А в последней проживали, как известно, хатты – одни из древних предков абхазо-адыгов. Таким образом, разрыв адыгов с Малой Азией нанес очередной удар по их дальнейшей истории и культуре. До гуннского нашествия на Северный Кавказ, как было сказано выше, в середине III в. на берегах Азовского моря обосновались пришедшие с северо-запада полчища готов. Они захватили один из крупнейших боспорских городов в низовьях р. Дон – Танаис – и стали беспрепятственно проходить через Керченский пролив. Безвыходное положение заставило боспорское правительство обратиться за помощью к Риму, от которого оно зависело в то время. Однако Римская империя сама переживала тяжелый экономический и политический кризис и не имела возможности защитить свои далекие владения в Крыму и на Кавказе.
Положение на Северном Кавказе и в первую очередь синдо-меотов еще больше осложнилось в IV в. н. э., когда вторглись в их земли гунны. Таким образом, это нашествие еще больше изменило этническую и политическую карту Северного Кавказа и разрушило экономику и культуру адыгов. Значительная часть этих племен переселяется на юго-восток, где проживали родственные им племена еще с периода камня. Это переселение древнеадыгских племен в Центральный Кавказ, к родственным им племенам, явилось очередной волной заселения ими огромной терри- тории от бассейна р. Кубань (Псыжь – по-адыгски. – К. У.) до границ современной Кабарды с горной Чечней и Ингушетией на р. Сунжа. Речь идет о том, что следы проживания людей на современной территории КБР еще с периода каменного века обнаружены во многих ее районах. Это Агубековское поселение на территории гор. Нальчика, грот Сосруко в районе сел. Лашкута, поселение в районе сел. Заюково и т. д. Древнейшие предки адыгов впоследствии создали майкопскую, прикубанскую, северокавказскую и кобанскую культуры. Наука неопровержимо доказывает, что создателями и носителями этих культур являются именно древнейшие предки абхазо-адыгов – синдо-меотские и родственные им племена. Действительно, суждения некоторых авторов по поводу заселения современной территории КБР начато предками адыгов, в более поздние периоды, какого мнения придерживаются некоторые авторы, являются несостоятельными. Заселение современной территории Кабардино-Балкарии началось с периода камня, о чем свидетельствуют культуры, которые были созданы ими на огромной территории Северного Кавказа – от Причерноморья до бассейна р. Сунжа. Как было сказано выше, переселению значительной части древнеадыгских племен с северо-запада в Центральное Предкавказье способствовали не только внутренние причины, но и внешние факторы. Именно гуннское нашествие на Северный Кавказ явилось очередной причиной такого переселения значительной части адыгских племен в Центральное Предкавказье, т. е. на нынешнюю территорию КБР.
Откуда пришли и кто такие гунны, которые так заметно повлияли на дальнейшую судьбу адыгских племен? Гунны вышли в Приуралье из тюркоязычных племен хунну и местных угров и сарматов во II–IV вв. Одна часть гуннов напала на Северный Кавказ, а другая пошла на Запад севернее Азова и дошла до современной территории Франции, где в 453 г. была разгромлена, и союз гуннов распался. Как было отмечено выше, одна волна гуннов прошла через Донские степи на Запад. Другая часть этих племен прошла по Кубанским степям Северного Кавказа, вторгаясь в Синдику, и, переправившись в Керченский пролив, ушла в Крым. Гунны в то время были племенным объединением и не имели своей государственности. Аммиан Марцеллин, живший в IV в., писал о них следующее: «Семенем всех не- счастий и корнем разнородных бедствий, которые возбудила воинственная ярость обычным, все сметающим пожаром, послужила, как нам известно, следующая причина. Племя гуннов, о которых мало знают древние памятники, живет за Меотийскими болотами у Ледовитого океана и превосходит всякую меру дикости». Таким образом, гунны, которые вторглись в степи Северного Кавказа, разгромили алан и меотские племена, овладели городами Боспорского царства, опустошили весь Крым. Села и города были превращены в руины, масса местного населения была физически уничтожена; одни были угнаны в рабство, а значительная часть покинула свое прежнее местожительство и переселилась на юго-восток. На историческую арену выходят те древнеадыгские племена, которых меньше всего или вовсе не затронуло гуннское нашествие.
После него не упоминаются адыгские племена, обитавшие восточнее Азовской причерноморской части и левобережья р. Кубань (Куфис – по гречески, Псыжь – по адыгски. – К. У.). Эти плодородные земли древних предков адыгов теперь заняли кочевники, и таким образом изменялась политическая и этническая карта Северного Кавказа. По своей разрушительности гуннское нашествие было страшнее татаро-монгольского нашествия на Северный Кавказ в ХIII в. Оно способствовало разложению рабовладельческого хозяйства, упадку торговли в причерноморских и азовских городах Боспорского царства и Древней Синдики. Адыги потеряли обширные плодородные земли, резко уменьшились посевные площади и огромные пастбищные угодия. Значительно сократилось рыболовство у тех адыгов, которые проживали у Азовского и Черного морей. Пришло в упадок ремесленное и строительное дело, развитое в прошлом у синдо-меотских племен. Однако, после того как гуннское нашествие прошло, по- степенно стала возрождаться экономика адыгских племен. В приморских городах бывшего Боспорского царства уцелевшие от погромов гуннов жители снова возвратились на родные места. Город Боспор (нынешняя Керчь) в начале Vв. снова становится важным политическим и торгово-ремесленным центром. Правда, теперь этот и другие города бывшего Боспорского царства и близлежащие земли оказались под властью алано-гуннского племенного союза. Население этих городов больше стало «варварским», т. е. с преобладанием негреческого. Возрождение экономики адыгов сопровождалось освоением ими новых территорий, главным образом на Центральном Кавказе. На юге с адыгами проживали родственные им племена, которые постепенно после гуннского нашествия стали еще больше обособляться от них, и позже из этих племен образовывается народность и отдельный союз – абхазский. Между многочисленными адыгскими племенами, которые занимали огромные территории от причерноморских и приазовских районов до бассейна р. Сунжа – на востоке в раннем Средневековье оказались пришлые азиатские племена: черные болгары, утургуты, аланы, позже хазары и др. Они, «вклиниваясь» между адыгскими племенами, тоже задержали их консолидацию и значительно помешали образованию единого общеадыгского союза. Это и понятно. Занимая такие огромные территории, адыги расселялись по Северному Кавказу неравномерно. Одни его части были более густонаселенными, другие осваивались медленнее. И вот в свободных от адыгов землях или на отвоеванных у них территориях селились на протяжении веков пришлые кочевые племена, и население Северного Кавказа стало полиэтническим, а адыгский народ – разобщенным. Адыги стали постепенно ликвидировать последствия гуннского нашествия. Не был утерян тот богатейший опыт земледелия, животноводства, ремесленного дела, металлообработки, который был накоплен на протяжении предшествующих тысячелетий их истории. Многочисленные данные археологических раскопок, произведенных в различных регионах проживания адыгов, свидетельствуют о том, что в раннем Средневековье у них получила большое развитие пашенная форма земледелия, которая имела место еще в античную эпоху. Об этом свидетельствуют, например, обнаруженные во время раскопок на территориях проживания адыгов зерна пшеницы, ячменя, проса, бобов и т. д. О том, что в древности адыги выращивали, кроме выше перечисленных культур, и другие, можно судить по адыгскому названию овса (зэнтхъ). Это слово относится к числу старых адыгских терминов, не поддающихся толкованию при помощи иранских, картвельских и тюркских языков, хотя этот же термин в различных вариантах был заимствован от адыгов осетинами, сванами и балкарцами, с которыми теперь они живут по соседству. Еще в Х в. важной статьей в экспорте адыгов был лен. Масуди отмечал, что адыги выращивали лен, который шел не только для местного производства высокосортного полотна «тала», но и на экспорт.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в раннем Средневековье пашенное земледелие продолжало существовать как одна из главных отраслей их экономики. Как было отмечено выше, наука теперь располагает многочисленными и разнообразными сведениями о хозяйственной деятельности древних адыгов, о том, что у них довольно рано были развиты земледелие, животноводство, ремесленное дело. На хозяйственном укладе адыгов отразилось и то обстоятельство, что этот этнос испокон веков занимает равнинную, горную и предгорную зоны Северного Кавказа. С учетом этого фактора в каждой из этих трех географических зон преобладает тот или иной род хозяйственной деятельности. Например, в равнинной части территории господствующей отраслью экономики в основном было земледелие, в горной – преобладало животноводство.
Адыги были превосходными земледельцами и животноводами, и в этих отраслях они достигли значительных успехов на протяжении тысячелетий их истории. В частности, у них земледелие возникло еще в III тыс. до н. э. Об том свидетельствует обширный археологический материал, обнаруженный учеными на территории расселения различных этнических групп предков адыгов (например такие их стоянки, как в Долинске и Нальчике в КБР; бассейна Кубани и т. д.). На этих стоянках были найдены зернакультурных растений, емкости для хранения зерна, зернотерки и орудия труда земледелия. У адыгов в раннем Средневековье также высокого уровня развития достигло животноводство. На равнине разводился крупный рогатый скот, а в горах – овцы и козы. Следует отметить, что именно к раннему Средневековью была выведена адыгами в горной части их территории самая неприхотливая и выносливая порода овец – адыгэ мэл. С этого периода упоминается чаще всего термин адыгэ (адыхэ). Однако порода адыгэ мэл в настоящее время, по непонятным причинам, называется иначе. Адыгэ мэл – адыгская порода овец имеет шерсть прекрасного качества, которую иностранцы сравнивали с испанской. О. В. Марграф писал об адыгской овце, что она соединяет в себе достоинства, которые считаются несоединимыми, давая вкусное мясо, массовое отложение курдюка, прочную кожу, нежнейшие овечьи меха и хорошую по тонкости и завитку шерсть для сукна и войлочных изделий. Адыги также вывели местную породу коз – адыгэ бжэн – «адыгская коза». По сообщению И. Клингена, она имела «необыкновенно высокий рост и очень вкусное мясо, лишенное неприятного козьего запаха, имела высокую удойность». А. В. Анфимов отмечал, что еще в VI–Vв. до н. э. у древних предков адыгов скотоводство имело большое значение, и они разводили коров, лошадей, свиней, овец, коз и птиц. О древности развития скотоводства у адыгов свидетельствует отражение его в религиозных верованиях, культах и обрядах. Так, например, в пантеоне адыгов засвидетельствован покровитель крупного рогатого скота Ахын, покровитель овец Емыш и т. д. Некоторые авторы даже утверждают, что адыгами была выведена особая порода коров – адыгэ жэм – «адыгская корова». Она отличалась от других пород коров малым ростом, нежным сложением,тонкими ногами и развитой грудью. Удойность ее была невелика, жирность же молока высокой. Об этой породе коров Хан-Гирей писал следующее: «Рогатый скот, разводимый черкесами, мелок, но сложен хорошо, сносен для работы, тучен, бывает разных, но более темных шерстей». Значительную долю отрасли животноводства занимало у адыгов в этот период коневодство. Об этом свидетельствуют многочисленные находки лошадиных костей и конской сбруи, обнаруженных в ходе археологических 3 Заказ № 77 раскопок, произведенных в различных районах проживания адыгов. Можно предположить, что уже в раннем Средневековье была выведена знаменитая кабардинская порода лошадей (адыгэш – по-адыгски). Этого мнения придерживаются известные кавказоведы, в том числе и Е. И. Крупнов. А вообще адыги вывели не одну породу лошадей. В. П. Пожидаев отмечал, что выращивание коней адыги довели до высокого мастерства и создали целую науку о коне и о его воспитании. Авторитетные авторы отмечали также, что «лошади черкесской и кабардинской пород славились красотой и высоко ценились на внутреннем и международном рынках». У адыгов были такие породы лошадей: бэчкъан, шагъдий, щолэхъу. Но некоторые авторы отмечают, что якобы были и другие. Например, тамбий, абыху (абуковская), хьэгъундокъуэ (хандуковская), шэджэрокъуэ (шагеровская), ачатыр (ачтыровская), трамэ (трамовская), но надо полагать, что они носили фамилии владельцев конезаводов. При этом нельзя умалчивать о том, что каждая из этих лошадей имела свои особенности по анатомо-физиологическим и физическим характеристикам. У адыгских племен – жителей берегов Азовского и Черного морей и бассейна р. Кубань – было развито рыболовство. В их хозяйстве эта отрасль занимала значительное место. В частности, Феофан, который жил в VII в., утверждал, что адыги у Керческого пролива ловят мураулию и другую рыбу. А в р. Кубань (Куфис) ловят рыбу, которая называется койст. Важное место у адыгов раннего Средневековья занимала охота. Об этом свидетельствуют многочисленные находки костей диких животных, обнаруженных в результате археологических раскопок. Во многих регионах исторической территории адыгов найдено огромное количество металлических орудий труда, оружия, предметов быта, что свидетельствует о том, что у адыгов в этот период была развита металлообработка, особенно обработка железа. Трудно было предположить, что адыги могли предать забвению технологию добычи металла, в том числе железа, и использования различных металлических изделий в хозяйстве и быту, что имело место в жизни их предков еще в античную эпоху. Более того, факты свидетельствуют о том, что у адыгов до Средних веков кузнечное дело выделилось из домашних промыслов, удовлетворяющих личные нужды мастера, в настоящее ремесло, обслуживающее многочисленных заказчиков. И неслучайно кузнец являлся еще задолго до Средневековья самым влиятельным лицом, а бог кузнечного и оружейного дела Тлепш – (Лъэпщ) – одним из главных языческих богов адыгов. Наличие богатой сырьевой базы (высокий уровень раз- вития скотоводства, земледелия, охоты, богатство леса) способствовало развитию в раннем Средневековье различных видов промыслов и торговли и в этот период уже достигло уровня мелкотоварного производства. Поэтому торговые связи адыгов в период раннего Средневековья расширились. В частности, они активно поддерживали постоянные торговые сношения с Византией, Ираном, со славянами и грузинами. Адыги импортировали из этих стран посуду, соль, предметы христианского культа, одежду и т. д. Многие иностранные авторы того периода отмечали богатство страны адыгов, экспорт их товаров в большом количестве на рынках Византии и других стран. На Северо-Западном Кавказе, где проживало основное население древних предков адыго-абхазов, еще с III тыс. до н. э. – периода бронзы, – по археологическим данным, наблюдалось имущественное неравенство. Позже, уже в V в. до н. э., создается Синдское рабовладельческое царство. И эти факты нельзя не учитывать при анализе социально-политического строя адыгов периода раннего Средневековья. Многочисленные факты неопровержимо свидетельствуют о том, что в этот период у адыгов начали складываться феодальные отношения. О существовании феодальной знати у них можно судить и по содержанию, т. е. богатству археологических раскопок, относящихся к этому времени. Дело в том, что археологи отмечают значительное уменьшение материальных ценностей, содержащихся в раннесредневековых погребениях, обнаруженных на исторической территории адыгов. В частности, значительно уменьшается число золотых изделий и дорогостоящих кольчуг, шлемов, кинжалов, которые были распространены в античное время, в эпоху бронзы. Поэтому можно предположить, что своеобразное «обеднение» погребений того периода объясняется тем, что материальные ценности, став товаром, перестали быть неотчуждаемым имуществом их владельца и после смерти последнего уже не погребались вместе с ним, как это имело место в античную эпоху. Такимобразом, своеобразное «обеднение» могил говорит о прогрессе адыгского общественного строя и экономики, а не о сглаживании имущественного неравенства. В Х в. Масуди утверждал, что адыги «не имеют общего царя». Но это не означает, что не было у них феодальной знати. Или такой пример: Масуди писал, что «по соседству с аланами, между Кабхом (Кавказскими горами. – К. У.) и Римским (Черным. – К. У.) морем, находится племя кешак (касоги. – К. У.); это племя благоустроенное, что же касается их слабости по отношению к аланам, то она оттого, что не имеют общего царя. Известно, что если народы, говорящие их языком, сложатся, то ни аланы, ни какой другой народ еще раз подтверждает, что адыги Средневековья занимали огромные территории, хотя не было у них единства и были они разделены на отдельные княжества и терзала их феодальная междоусобица. Собственно, феодализм характеризуется именно его раздробленностью и наличием у одного народа множества независимых княжеств со своими вождями, князьями или царями. А что касается упоминаний в древнерусской летописи о «князе касожском Редеде» в самом начале ХI в., уже уверенно можно утверждать, что у адыгов в этот период была своя феодальная знать. Или еще один факт: в греческой надписи на камне из христианского храма, который был построен еще в 1171 г. у современной ст. Белореченской, упоминается Георгий Пиуперти, «владетель» какой-то Минилии. А Юлиан указывает, что в начале ХIII в. в Тмутаракани правил зихский, т. е. адыгский, князь, у которого было около ста жен. Таким образом, в раннем Средневековье у адыгов начали складываться феодальные отношения со всеми вытекающими последствиями. В раннем Средневековье из многочисленных адыгских племен сложилась новая историческая форма общности людей, которая со- ответствовала феодальному способу производства, – народность. Но процесс образования адыгской народности имеет свои особенности. Первое: адыгские племена еще с античной эпохи занимали огромные территории по всему Северному Кавказу – от Северо-Западного Кавказа до со- временной границы КБР с Чечней и Ингушетией. Второе: эти племена находились на разных уровнях своего социально-экономического и политического развития. Третье: плотность населения в различных областях занимаемой ими территории была неодинаковой. В частности, на Северо-Западном Кавказе она была гораздо выше, чем на Центральном Кавказе. Четвертое: между западными и восточными адыгами проживали многочисленные пришлые азиатские племена, которые, «вклиниваясь» между ними, разрушали их единство, естественный процесс их консолидации. Следует также отметить, что такую разрушительную силу для единства западных адыгов, абхазцев, касков, хаттов имели и те пришлые, чужие племена, которые оказались в различные исторические эпохи между последними, и такое перенаселение исторической территории единого в прошлом этноса послужило главной причиной его поэтапного разъединения и утраты единства. Эти все факторы не могли не сказаться на истории адыгов и абхазцев, которые в далеком прошлом имели общих предков в лице хаттов, касаков и синдо-меотских племен. Тем более, что эти факторы значительно повлияли и на процесс их консолидации, и на формирование феодальных отношений. И до окончательного утверждения феодального строя адыгам и абхазам пришлось потратить еще немало времени, преодолевая внутренние и внешние трудности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|