Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чтобы конфронтация была эффективна, она должна применяться лишь тогда, когда между консультантом и психологом уже установились отношения доверия и принятия.




6. Логическая последовательность (схематически этот прием можно представить формулой «если…, то») объясняет клиенту логические следствияего поведения мышления и тем самым помогает изменить точку отсчета, а также научиться предвидеть результаты его действий.

7. Воздействующее резюме чаще всего используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога. Как правило, воздействующее резюме комбинируется с выводами и резюмирующими высказываниями клиента. Этот прием помогает прояснить, чего психолог и клиент добились во время беседы, и подвести ее итог. Есть у этого приема и еще одна важная функция: он помогает клиенту перенести обобщения, новые выводы и решения в реальную жизнь.

Приемы психологического воздействия, наиболее часто употребляемые в процессе консультирования, используются в различных направлениях психологической практики и во многом совпадают по содержанию. И все же, выбирая тот или иной прием, консультанту следует учитывать свои особенности, возможности, особенности клиента, а также специфику выбранного психологического подхода. Так, если сравнивать клиент - центрированный и гештальт - ориентированный подходы, то нетрудно заметить, что в первом по преимуществу используются методы внимания и выслушивания, а во втором – методы воздействия: директива, обратная связь, интерпретация. Если у К. Роджерса все строится на эмпатии, положительном отношении к клиенту, то Ф. Перлз предлагает вести сеанс несколько отчужденно. И хотя оба эти подхода стремятся обеспечить искренние и доверительные отношения с клиентом, К. Роджерс советует терпеливо дожидаться этого, а Ф. Перлз считает, что в ряде случаев можно требовать и добиваться от клиента таких отношений. Оба подхода объединяет то, что они апеллируют к индивидуальности, однако при клиент - центрированном подходе больше внимания уделяется отношениям с окружающими, а в гештальт - терапии акцент ставится на ответственность человека за свою собственную судьбу. Поэтому при схожести целей методы, используемые в практике психологической помощи, все-таки значительно отличаются друг от друга.

В практике психологического консультирования используются также следующие методы: манипулирование, управление и формирование.

Манипулирование – это изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-то или чего-то. Манипулирование предполагает скрытое или явное обесценивание человека, поэтому используется не часто.

Управление – это изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Управление предполагает отсутствие у человека возможности адекватной саморегуляции.

Формирование – изменение психической реальности человека в соответствии с представлением о ее социальной и индивидуальной норме. Предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы. Этот метод часто используется в педагогической психологии.

 

ИНТЕРВЬЮ – ОСНОВНОЙ МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Интервью является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа с целью создания для другого человека альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть для создания большей мобильности его психической реальности.

Что отличает интервью от других методов работы психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия между психологом и клиентом. Таким предметом является психическая реальность человека, модальности, в которых она может быть представлена. Например, темой могут стать переживания клиента или его мысли. Процесс интервью направлен на то, чтобы в процессе обсуждения различных тем, сделать более динамичным отношение человека к разным свойствам его психической реальности.

Темы интервью задаются другим человеком строго в определенном для него жизненном контексте. Одна и та же тема, например переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в контексте, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечительства.

Восстановление контекста, появление темы – необходимое условие осуществления интервью. Интервью отличается от других методов психологической помощи тем, что не только объективные данные о контексте, но и роль самого человека в нем являются составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с темой и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личные проекции на содержание темы, - подтекст, который он может внести в ситуацию интервью. Консультант должен рефлексировать в ходе интервью контекст появления темы, подтекст своих действий при построении взаимодействия с человеком.

Интервью предполагает оказание воздействия с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности другого человека. Вопросы – основной способ воздействия психолога в ходе интервью.

Рассмотрим пяти-шаговую модель интервью (Г. Айви, Г.С. Абрамова), которая наиболее часто используется психологами - консультантами.

Первый шаг (ступень) – это структурирование, достижение взаимопонимания, или, как его часто маркируют. – «Привет!» Это установление контакта и ориентирование клиента на работу. Если в течение 10 минут отношения между психологом и клиентом не сложились, то ситуацию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.

Установление контакта представляет собой ситуацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство.

Какие цели осуществляются психологом и клиентом на этой ступени, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут? Психолог структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. Психолог должен прояснить, кто он, чем занимается, при этом категорически отказаться от прописывания лекарств и медицинских советов. При этом психолог решает проблемы установления контакта, соответствия, раппорта с другим человеком. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей собеседника психолога. Большое значение имеет выбор психологом лексики: все оценочные суждения (случилось, беспокоит, произошло и т.п.), а также близкие к научным термины (среди них наиболее пугающий клиентов термин «проблема» и т.п.) лучше не использовать совсем. Интервью может начаться со вступления, заданного психологом: «Слушаю Вас…», «Расскажите о себе» или «Что вас привело ко мне?» Таким образом, создается возможность разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия – клиент и события его жизни.

Клиент на этой ступени интервью решает задачи достижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя собеседника. Как известно, имя и его употребление – это средство управления клиентом. Повторение имени создает условия, как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на человека.

Эта ступень интервью заканчивается тогда, когда достигнуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими, примерно, в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (Психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (Клиент).

Второй шаг (ступень) интервью обычно начинается со сбора информации о контексте темы, происходит выделение проблемы, решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью – «В чем проблема?»

На этой ступени психолог может, а часто и должен выступать в роли следователя, стремясь как можно больше узнать о человеке, восстанавливая все детали исследуемого контекста, в котором проявился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Примерно 15-20 минут идет широкий рассказ клиента о себе. В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира клиента, о том, какими модальностями этого внутреннего мира владеет клиент. Через анализ контекста психолог может выяснить:

· что знает клиент о возможности своих действий;

· что знает клиент о своих целях;

· что знает клиент о своих чувствах;

· что знает клиент о своих мыслях;

· как он воспринимает свое «Я».

При этом психолог одновременно решает вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.

Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиента, где есть ключевые слова, отражающие содержание проблемы. Во всем тексте, в каждой фразе клиента есть свои ключевые слова, фиксирующие тему взаимодействия с психологом – модальности психической реальности. Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его надо заменить, то смысл всего высказывания или отдельной фразы в тексте нарушается. Ключевое слово – это фиксация темы взаимодействия.

Психолог, задавая вопросы, производит переориентацию анализа ситуации индивидуальной жизни человека на предмет профессионального взаимодействия с ним. Он в своем профессиональном воздействии показывает клиенту его собственное участие в событиях его жизни. При этом он идентифицирует потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями: «Изменяясь сами, Вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т.п.

В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами. Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их. Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Это еще раз возвращает психолога к проблеме адекватного языка интервью. Этот язык должен отвечать следующим требованиям, обращенным к самому психологу как своего рода призывы к его сознанию:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...