Обратите внимание, что передача ответственности на психолога с точки зрения другого человека является якобы необходимым условием профессиональной деятельности.
Задание 7. Выделите в высказываниях психолога варианты распределения ответственности между психологом-консультантом и клиентом, сопоставьте их с высказываниями из предыдущего задания. · Спасибо, но, скорее всего это преувеличение. · Я еще не поняла (понял), смогу ли я вам помочь… · К счастью, я не единственный специалист в этой области знания… · У психологов, как и у врачей, своя специализация, возможно, вы еще не встретили своего специалиста. · Должности пока нет, но профессия психолога уже существует. · Ваша дочь действительно сложный ребенок, сложный и для себя, и для окружающих. С ней надо учиться жить, ей также надо учиться жить с самой собой. · Да, матери обычно хорошо чувствуют своих детей, эти чувства и позволяют сохранить отношения с детьми, где бы они ни были. · К сожалению, пока психология не является обязательным для всех учебным предметом, но мы живем среди людей и учимся понимать друг друга, зачастую на своих ошибках.
Задания на освоение методов воздействия Задания на освоение метода интерпретации Перескажите (для передачи другому человеку) смысл приведенных ниже отрывков: 1. «Каждый раз ваш ребенок определяется в соответствии с этими идеями как всего лишь беспомощное существо, не способное самостоятельно жить, нуждающееся в вашем руководстве, поддержке, знании того, что вы «заботитесь» о нем. Здесь нет даже упоминания об инициативе и способности вашего ребенка сделать что-либо самостоятельно. Это очень неверное и крайне унизительное представление о вашем сыне или дочери. Кроме того, эти идеи определяют и вас лишь в связи с поведением вашего ребенка, а не как человека, который что-то означает и сам по себе. С вами считаются постольку, поскольку вы являетесь «хорошим родителем». То, что вы из себя представляете, зависит не от того, что вы делаете или кем вы являетесь, но от того, что делает и кем является ваш ребенок, зависит не от того, что он или она думают или делают, но от того, насколько точно он или она соответствуют вашим ожиданиям. Тем самым каждый из вас определяется через другого и не является индивидом, обладающим самоуважением и самодостаточностью». (Дж. Байярд, Р. Байярд «Ваш беспокойный подросток», М., 1991- с. 51)
2. «Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием». (Д.Б. Эльконин «Психология игры», М., 1978 – с. 277) 3. «В интересах такого однозначного понимания интроспекции как специфического метода психологии нам представляется совершенно необходимым выделить из ее содержания этот широкий, придаваемый ей смысл и понимать интроспекцию уже, мысля о ней только как об особого ряда наблюдении и восприятии, ибо открытие законов и всякого рода общих положений о свойствах моей психики есть результат действия размышляющего по логическим законам ума над полученным уже материалом. Это есть работа рефлексии. Но, очевидно, подобная рефлексия не есть что-либо специфическое, присущее психологическому исследованию, - напротив, она одинакова во всех науках, как приложение логических операций к сырому материалу. Мы же, видя в интроспекции специфический, отличный от внешнего источника опыт познания, полагаем, что под интроспекцией не следует понимать то, что относится собственно к рефлексии, открывающей законы и соотношения, но лишь самый способ получения сырого материала, как таковой, интроспекция может быть сопоставлена с наблюдением каким-нибудь внешним чувством, скажем зрением. Их такого сопоставления будет видно, почему интроспекции нельзя приписывать установление закономерных связей и образование понятий, подобных «памяти», являющихся понятиями относительного умозаключения, а не непосредственной данности переживания. (С.В. Кравков «Самонаблюдение», М., 1922 – с. 21)
4. «Мы видим, таким образом, что культурное развитие поведения тесно связано с историческим, или социальным развитием человечества. Это приводит нас ко второму закону, который также отражает некоторые черты, общие фило - и онтогенезу. Второй закон можно сформулировать так: рассматривая историю развития высших психических функций, составляющих основное ядро в структуре личности, мы находим, что отношение между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми, коллективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся способом индивидуального приспособления, формами поведения и мышления личности». (Л.С. Выготский, т. 4, М., 1984 – с. 221) 5. «В течение целых десятилетий общество было втянуто в жанр реализуемой утопии. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – не только песня, но и программа мифического «светлого будущего». Утопическое сознание – вот главный источник и главное наследие тоталитаризма, от которого мы не можем избавиться, и по сей день. Утопизм стал официальной религией страны, утопизм, извративший все понятия о нравственности, о свободе, о цене человеческой личности, о человеческом достоинстве. При господствующей доктрине «светлого будущего» невозможно было апеллировать к тяжелому настоящему, – оно предполагалось лишь подножием, ступенькой к следующим вершинам грядущего. За обещанное в будущем земное «царство» народу приходилось платить ужасную цену». (Н. Иванова «Гибель богов», М., 1991 – с.10)
Задания на установление невербального контакта Задание 1 Проводится в группе. Группа делится на подгруппы, в каждой из которых три человека. Эти люди будут выполнять роли испытуемого, экспериментатора, протоколиста. В ходе работы они могут поменяться ролями после выполнения двух серий эксперимента.
В первой серии эксперимента протоколист выполняет пассивную роль наблюдателя за воздействием экспериментатора. Экспериментатор просит испытуемого, сидящего в удобной позе против него, вспомнить человека, с которым ему (испытуемому) было приятно работать вместе. Экспериментатор смотрит на невербальное поведение испытуемого и просит его выполнить следующее задание, когда сам будет уверен, что запомнил невербальное поведение в ситуации припоминания приятного человека, с которым ему (испытуемому) было неприятно работать. Экспериментатор наблюдает невербальное поведение испытуемого до тех пор, пока не убедится, что запомнил выражение его отношения к этому человеку. Затем просит прервать припоминание и дает следующее задание: вспомнить свою совместную работу с человеком, к которому у него нейтральные чувства, как бы «нет никаких чувств». Испытуемый припоминает такого человека до тех пор, пока экспериментатор не запомнит его способа выражать свое отношение к такому человеку. Затем наступает вторая серия эксперимента: испытуемый не разглашая вслух, записывает на листе бумаги для протоколиста порядок, в котором он будет демонстрировать свое отношение к разным людям, естественно, что последовательность должна быть не такой, как в первой серии эксперимента. После каждой демонстрации состояния (отношения к человеку) экспериментатор фиксирует на бумаге, не разглашая вслух, свое решение о том, какое состояние демонстрировал испытуемый. После предъявления всех трех состояний у экспериментатора будет возможность сравнивать свою запись с записью, сделанной протоколистом. Если есть ошибки, то угадывание экспериментатором состояний испытуемого, с записью протоколистом измененной последовательности их предъявлений, проводится еще раз. Если снова неудача, то нужно начать с первой серии эксперимента. После успеха участники эксперимента меняются ролями.
По аналогии со структурой этого задания можно сделать предметом демонстрации и последующего угадывания объектов: · один неодушевленный предмет из числа широко известных предметов (например, угадать ведро или чашку, о которых думает человек) после демонстрации им вариантов своего думания; · один предмет из серии одушевленных и неодушевленных предметов, например, после демонстрации думания о кошке и колбасе отгадать, о каком предмете или объекте думает человек; · один из одушевленных предметов. Например, после демонстрации своего думания о змее, крокодиле, корове, отгадать, о каком существе думает человек; · одного из литературных героев. Задание 2. Установление невербального контакта при работе с группой. Выучите все группой несколько коротких стихотворных текстов. Например, можно взять всем известные тексты из серии стихов А. Барто «Игрушки». Выбрав любой из этих текстов, прочитайте его перед группой без слов, пользуясь только невербальными средствами. Задача группы – узнать соответствующий текст, объяснить, как он был узнан. Задание 3. Один из участников группы составляет рассказ, используя следующие персонажи: Я, МЫ, ОНИ. Рассказ сообщается невербально. Задача группы: восстановить логику сюжета – последовательность основных событий. Объяснить, как она была восстановлена. Задание 4. Три-пять человек выходят из аудитории, и готовят задание для группы. Содержание задания представляет невербальную демонстрацию одного из сюжетов (сюжеты объявляются в группе). Задача групп ы – отгадать, какой сюжет демонстрируется, и объяснить, как они принимали решение. Сюжеты: 1) Ящик Пандоры, 2) Нить Ариадны, 3) Сизифов труд, 4) Полет Икара, 5) Авгиевы конюшни. Можно использовать любые другие сюжеты. Задание 5. Три игрока садятся спиной к группе. Ведущий предлагает им думать об одной из тем – тема объявляется вслух для всей группы. Предварительно ведущий договаривается с одним из игроков о том, что по его команде он сменит тему размышлений. Через три минуты ведущий объявляет о смене тем размышления. При этом вся группа знает, что только один из игроков должен поменять тему размышления, а двое играющих тему не меняют. Задача группы – угадать в течение пяти минут после смены темы, кто из игроков стал думать по-другому. Примеры тем: Соревнование, Разлука, Боль, Борьба и др. Задание 6. Ведущий предлагает одному из игроков выйти за дверь. Вся группа делится на две команды. Одна команда должна будет думать на одну тему, а другая – на противоположную. Игрок входит в группу. Ведущий объявляет темы, игрок должен гадать, о какой теме думает каждая команда. Примерные темы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|