Основные положения государственной политики обеспечения ИБ РФ
Комплексное обеспечение ИБ, согласно Доктрине ИБ РФ, подразумевает взаимосвязанный комплекс организационно-правовых, физических, социальных, духовных, информационных, программно-математических и технических методов, мероприятий и средств, обеспечивающих нормальное функционирование государства, его структур, населения, фирм и предприятий как на его территории и в его пространстве, так и в межгосударственных отношениях, независимо от состояния государства (мирный труд или военное время). Поэтому целесообразно рассмотреть обеспечение ИБ РФ так, как рекомендует Доктрина ИБ РФ, — с позиций системного подхода. Государственная политика обеспечения ИБ РФ определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Государственная политика обеспечения ИБ РФ основывается на следующих основных принципах: · соблюдение Конституции РФ, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению ИБ РФ; · открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
· правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия независимо от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; · приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации. Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению ИБ РФ осуществляет следующие мероприятия и акции: · проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз ИБ РФ, разрабатывает меры по ее обеспечению; · организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз ИБ РФ; · поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации; · осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации; · проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории Российской Федерации и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;
· способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям; · формулирует и реализует государственную информационную политику России; · организует разработку федеральной программы обеспечения ИБ РФ, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области; · способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства. Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения ИБ РФ. Правовое обеспечение ИБ РФ должно базироваться прежде всего на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере. Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере. Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, атакже использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области И Б. Разработка механизмов правового обеспечения ИБ РФ включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения ИБ — неотъемлемая составляющая политического, военного, экономического, культурного и других видов взаимодействия стран, входящих в мировое сообщество. Такое сотрудничество должно способствовать повышению ИБ всех членов мирового сообщества, включая Российскую Федерацию.
Особенность международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения ИБ заключается в том, что оно осуществляется в условиях обострения международной конкуренции за обладание технологическими и информационными ресурсами, доминирование на рынках сбыта в условиях продолжения попыток создания структуры международных отношений, основанной на односторонних решениях ключевых проблем мировой политики, противодействия укреплению роли России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира, усиления технологического отрыва ведущих держав мира и наращивания их возможностей для создания «информационного оружия». Все это может привести к новому этапу развертывания гонки вооружений в информационной сфере, нарастанию угрозы агентурного и оперативно-технического проникновения в Россию иностранных разведок, в том числе с использованием глобальной информационной инфраструктуры. Основными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения ИБ являются: · запрещение разработки, распространения и применения «информационного оружия»; · обеспечение безопасности международного информационного обмена, в том числе сохранности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным сетям и каналам связи; · координация деятельности правоохранительных органов стран, входящих в мировое сообщество, по предотвращению компьютерных преступлений; · предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в международных банковских телекоммуникационных сетях и системах информационного обеспечения мировой торговли, к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, торговлей людьми. При осуществлении международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения ИБ особое внимание должно уделяться проблемам взаимодействия с государствами — членами Содружества независимых государств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|