Особенности обеспечения ИБ РФ в различных сферах жизни общества
ИБ РФ является одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации и оказывает влияние на защищенность национальных интересов Российской Федерации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Угрозы ИБ РФ и методы обеспечения безопасности являются общими для этих сфер. В каждой из них имеются свои особенности обеспечения ИБ, связанные со спецификой объектов обеспечения безопасности, степенью их уязвимости в отношении угроз ИБ РФ. В каждой сфере жизнедеятельности общества и государства наряду с общими методами обеспечения ИБ РФ могут использоваться частные методы и формы, обусловленные спецификой факторов, влияющих на состояние ИБ РФ. Обеспечение ИБ РФ в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Воздействию угроз ИБ РФ в сфере экономики наиболее подвержены: · система государственной статистики; · кредитно-финансовая система; · информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики; · системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; · системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности. Основными мерами по обеспечению ИБ РФ в сфере экономики являются: · коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб;
· совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики; · организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации; · обработка и анализ статистической информации, а также ограничение коммерциализации такой информации; · разработка национальных сертифицированных средств защиты процессов переработки информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации; · разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование; · совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации. К наиболее важным объектам обеспечения ИБ РФ в сфере внешней политики относятся: · информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях; · информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации;
· информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации; · российские средства массовой информации, разъясняющие зарубежной аудитории цели и основные направления государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни. Из внешних угроз ИБ РФ в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют: · информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации; · распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации; · нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом; · попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях. Из внутренних угроз ИБ РФ в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют: · нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях; · информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации; · недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности Российской Федерации; · создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации; · совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;
· совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию. Наиболее важными объектами обеспечения ИБ РФ в сфере внутренней политики являются: · конституционные права и свободы человека и гражданина; · конституционный строй, национальное согласие, стабильность государственной власти, суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации; · открытые информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и средств массовой информации. Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы ИБ РФ: · нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере; · недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей; · распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом; · деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, распространение этих идей в средствах массовой информации. Наиболее важными объектами обеспечения ИБ РФ в области науки и техники являются: · результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации; · открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование;
· научно-технические кадры и система их подготовки; · системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и др.). К числу основных внешних угроз ИБ РФ в области науки и техники относятся: · стремление развитых иностранных государств получить противоправный доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах; · создание льготных условий на российском рынке для иностранной научно-технической продукции и стремление развитых стран в то же время ограничить развитие научно-технического потенциала России (скупка акций передовых предприятий с их последующим перепрофилированием, сохранение экспортно-импортных ограничений и т.д.); · политика западных стран, направленная на дальнейшее разрушение унаследованного от СССР единого научно-технического пространства государств — членов Содружества независимых государств за счет переориентации на западные страны их научно-технических связей, а также отдельных, наиболее перспективных научных коллективов; · активизация деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб. К числу основных внутренних угроз ИБ РФ в области науки и техники относятся: · сохраняющаяся сложная экономическая ситуация в России, ведущая к резкому снижению финансирования научно-технической деятельности, временному падению престижа научно-технической сферы, утечке за рубеж идей и передовых разработок; · неспособность предприятий национальных отраслей электронной промышленности производить на базе новейших достижений микроэлектроники и передовых информационных технологий конкурентоспособную наукоемкую продукцию, позволяющую обеспечить достаточный уровень технологической независимости России от зарубежных стран, что приводит к вынужденному широкому использованию импортных программно-аппаратных средств при создании и развитии в России информационной инфраструктуры; · серьезные проблемы в области патентной защиты результатов научно-технической деятельности российских ученых; · сложности реализации мероприятий по защите процессов переработки информации, особенно на акционированных предприятиях, в научно-технических учреждениях и организациях. Обеспечение ИБ РФ в сфере духовной жизни имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности; свободой массового информирования; использованием культурного, духовно-нравственного наследия, исторических градаций и норм общественной жизни; сохранением культурного достояния всех народов России; реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляют следующие угрозы ИБ РФ: · деформация системы массового информирования как за счет монополизации средств массовой информации, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств массовой информации в отечественном информационном пространстве; · ухудшение состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия, включая архивы, музейные фонды, библиотеки, памятники архитектуры, ввиду недостаточного финансирования соответствующих программ и мероприятий; · возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект; · использование зарубежными специальными службами средств массовой информации, действующих на территории Российской Федерации, для нанесения ущерба обороноспособности страны и безопасности государства, распространения дезинформации; · неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны. Основными объектами обеспечения ИБ РФ в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются: · информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию; · средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, их информативные физические поля; · технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации: · помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров, а также переговоров, в ходе которых оглашаются сведения ограниченного доступа. Основными угрозами ИБ РФ в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются: · деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, организаций и групп, противозаконная деятельность отдельных лиц, направленная на получение несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля за функционированием информационных и телекоммуникационных систем; · вынужденное в силу объективного отставания отечественной промышленности использование импортных программно-аппаратных средств при создании и развитии информационных и телекоммуникационных систем; · нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем, отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах; · использование сертифицированных в соответствии с требованиями безопасности средств и систем информатизации и связи, а также средств защиты процессов переработки информации и контроля их эффективности; · привлечение к работам по созданию, развитию и защите информационных и телекоммуникационных систем организаций и фирм, не имеющих государственных лицензий на осуществление этих видов деятельности. Основными организационно-техническими мероприятиями по защите процессов переработки информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются: · лицензирование деятельности организаций в области защиты процессов переработки информации; · аттестация объектов информатизации по выполнению требований обеспечения защиты процессов переработки информации при проведении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; · сертификация средств защиты процессов переработки информации и контроля эффективности их использования, а также защищенности информации от утечки по техническим каналам систем и средств информатизации и связи; · введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных ограничений в режимах использования технических средств, подлежащих защите; · создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении. К объектам обеспечения ИБ РФ в сфере обороны относятся: · информационная инфраструктура центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных сил РФ и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в Вооруженные силы РФ, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации; · информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой; · программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации; · информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура других войск, воинских формирований и органов. Внешними угрозами, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения ИБ РФ в сфере обороны, являются: · все виды разведывательной деятельности зарубежных государств; · информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети) со стороны вероятных противников; · диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия; · деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере обороны. Внутренними угрозами, представляющими наибольшую опасность для указанных объектов, являются: · нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса; · преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения; · ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения; · возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж Вооруженных сил РФ и их боеготовность; · нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов; · нерешенность вопросов социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Перечисленные внутренние угрозы будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки. К наиболее важным объектам обеспечения ИБ в правоохранительной и судебной сферах относятся: · информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих правоохранительные функции, судебных органов, их информационно-вычислительных центров, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера; · информационно-вычислительные центры, их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение; · информационная инфраструктура (информационно-вычислительные сети, пункты управления, узлы и линии связи). Наряду с широко используемыми общими методами и средствами защиты информации применяются также специфические методы и средства обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах: · создание защищенной многоуровневой системы интегрированных банков данных оперативно-розыскного, справочного, криминалистического и статистического характера на базе специализированных информационно-телекоммуникационных систем; · повышение уровня профессиональной и специальной подготовки пользователей информационных систем. Наиболее уязвимыми объектами обеспечения ИБ в условиях чрезвычайных ситуаций являются система принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий, и система сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций. К специфическим для данных условий направлениям обеспечения ИБ относятся: · разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; · совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, условиях их возникновения и развития; · повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти; · прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большому количеству людей в условиях этих ситуаций; · разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|