Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные и отечественные правовые и нормативные акты обеспечения ИБ процессов переработки информации




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Законодательные меры по защите процессов переработки ин­формации заключаются в исполнении существующих в стране или введении новых законов, положений, постановлений и инструк­ций, регулирующих юридическую ответственность должностных лиц (пользователей и обслуживающего технического персонала) за утечку, потерю или модификацию доверенной ему информа­ции, подлежащей защите, в том числе за попытки выполнить аналогичные действия за пределами своих полномочий, а также в ответственности посторонних лиц за попытку преднамеренного несанкционированного доступа к аппаратуре и информации.

Цель законодательных мер — предупреждение и сдерживание потенциальных нарушителей.

Поскольку ИБ должна быть связующим звеном между полити­кой национальной безопасности и информационной политикой страны, то логично было бы проводить ее по единым принципам, выделяя их как общие и для информационной политики.

Таким образом, государственная информационная политика должна опираться на следующие базовые принципы:

· открытость политики (все основные мероприятия информа­ционной политики открыто обсуждаются обществом, государство учитывает общественное мнение);

· равенство интересов участников (политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятель­ности независимо от их положения в обществе, формы собствен­ности и государственной принадлежности);

· системность (реализация процессов обеспечения ИБ через государственную систему);

· приоритетность отечественного производителя (при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечествен­ному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг);

· социальная ориентация (основные мероприятия государствен­ной информационной политики должны быть направлены на обес­печение социальных интересов граждан России);

· государственная поддержка (мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социаль­ной сферы, финансируются преимущественно государством);

· приоритетность права — законность (развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любы­ми формами административных решений проблем информацион­ной сферы);

· сочетание централизованного управления силами и средства­ми обеспечения безопасности с передачей в соответствии с фе­деральным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федера­ции и органам местного самоуправления);

· интеграция с международными системами обеспечения ИБ.

 

Организационное регулирование защиты процессов переработки информации

 

Законы и нормативные акты исполняются только в том слу­чае, если они подкрепляются организаторской деятельностью со­ответствующих структур, создаваемых в государстве, ведомствах, учреждениях и организациях. При рассмотрении вопросов ИБ та­кая деятельность относится к организационным методам защиты процессов переработки информации.

Организационные методы защиты процессов переработки ин­формации включают в себя меры, мероприятия и действия, которые должны осуществлять должностные лица в процессе создания и эксплуатации КС для обеспечения заданного уровня ИБ.

Организационные методы защиты процессов переработки ин­формации тесно связаны с правовым регулированием в области безопасности информации. На организационном уровне решаются следующие задачи обеспечения безопасности функционирования информации в КС:

· организация работ по разработке системы защиты процессов переработки информации;

· ограничение доступа на объект и к ресурсам КС;

· разграничение доступа к ресурсам КС;

· планирование мероприятий;

· разработка документации;

· воспитание и обучение обслуживающего персонала и пользо­вателей;

· сертификация средств защиты процессов переработки инфор­мации;

· лицензирование деятельности по защите процессов перера­ботки информации;

· аттестация объектов защиты;

· совершенствование системы защиты процессов переработки информации;

· оценка эффективности функционирования системы защиты процессов переработки информации;

· контроль выполнения установленных правил работы в КС.

Организационные методы являются стержнем комплексной системы защиты процессов переработки информации в КС. На­ибольшее внимание организационным мероприятиям уделяется при изложении вопросов построения и организации функциони­рования комплексной системы защиты процессов переработки ин­формации.

 

Категорирование объектов и защита информационной

Собственности

 

Основным направлением по защите информационной собствен­ности является охрана государственной, коммерческой, банков­ской, профессиональной и служебной тайн, персональных дан­ных и интеллектуальной собственности.

Охрана государственной тайны.Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внеш­неполитической, экономической, разведывательной, контрразве­дывательной и оперативно-розыскной деятельности, распростра­нение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Сведения могут считаться государственной тайной (могут быть засекречены) в следующих случаях:

· они соответствуют перечню сведений, составляющих госу­дарственную тайну, входят в перечень сведений, подлежащих засекречиванию, и отвечают законодательству Российской Федерации о государственной тайне (принцип законности);

· целесообразность засекречивания конкретных сведений уста­новлена путем экспертной оценки вероятных экономических и иных последствий, возможности нанесения ущерба безопасности Российской Федерации, исходя из баланса жизненно важных интересовгосударства, общества и личности (принцип обоснованности);

· ограничения на распространение этих сведений и на доступ к ним установлены с момента их получения (разработки) или за­благовременно (принцип своевременности);

· компетентные органы и их должностные лица приняли в от­ношении конкретных сведений решение об отнесении их к госу­дарственной тайне и засекречивании и установили в отношении них соответствующий режим правовой охраны и защиты (прин­цип обязательной защиты).

Охрана коммерческой тайны.Коммерческая тайна — это ин­формация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и к которой принимаются меры по охране конфиденциальности. Она охраняется при содействии государства.

Основными субъектами права на коммерческую тайну являют­ся обладатели коммерческой тайны, их правопреемники.

Обладатели коммерческой тайны — физические (независимо от гражданства) и юридические (коммерческие и некоммерче­ские организации) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие монопольное право на информацию, составляющую для них коммерческую тайну.

Правопреемники — это физические и юридические лица, ко­торым в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании (в том числе по наследству) известна ин­формация, составляющая коммерческую тайну другого лица.

В России к коммерческой тайне относилась промысловая тайна, но затем, в начале 1930-х гг., она была ликвидирована как право­вой институт и в связи с огосударствлением отраслей экономики защищалась как государственная и служебная тайна.

К коммерческой тайне не может быть отнесена информация, содержащаяся в учредительных документах и в документах, дающих право заниматься пред­принимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии и т.д.), а также сведения о наличии психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в уч­реждении, оказывающем такую помощь, и другие све­дения о состоянии психического здоровья гражданина, сведения в медицинских документах гражданина.

Нотариальная тайна — сведения, доверенные нотариусу в связи с совершением нотариальных действий.

Адвокатская тайна — сведения, сообщенные адвокату граж­данином в связи с оказанием ему юридической помощи.

Тайна связи — тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Тайна усыновления — сведения об усыновлении ребенка, доверенные на законном основании иным лицам, кроме судей, вынесших решение об усыновлении, и должностных лиц, осущест­вляющих государственную регистрацию этого усыновления.

Тайна страхования — сведения о страхователе, застрахован­ном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц, полученные страховщи­ком в результате своей профессиональной деятельности.

Тайна исповеди — сведения, доверенные гражданином свя­щеннослужителю на исповеди.

Охрана служебной тайны.Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в го­сударственных органах и органах местного самоуправления толь­ко на законных основаниях и в силу исполнения их представите­лями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограни­чен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

Служебная тайна является видом конфиденциальной инфор­мации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны принят Закон РФ «О тайне» от 21.07.93 № 5485-1.

К основным объектам тайны относятся следующие виды ин­формации:

· служебная информация о деятельности федеральных государст­венных органов, доступ к которой ограничен федеральным зако­ном в целях защиты государственных интересов: военная тайна; тайна следствия (данные предварительного расследования либо следствия); судебная тайна (тайна совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Кон­ституционного суда РФ, материалы закрытого судебного заседа­ния, тайна совещания присяжных заседателей или в силу служеб­ной необходимости, порядок выработки и принятия решения, организация внутренней работы и т.д.);

· охраноспособная конфиденциальная информация, ставшая известной в силу исполнения служебных обязанностей должност­ным лицом государственных органов и органов местного само­управления: коммерческая тайна, банковская тайна, профессио­нальная тайна, а также конфиденциальная информация о част­ной жизни лица.

Информация служебной тайны должна отвечать критериям охраноспособности права:

· являться собственной служебной тайной, т.е. должна быть отнесена федеральным законом к служебной информации о де­ятельности государственных органов, доступ к которой ограни­чен по закону или в силу служебной необходимости;

· являться охраноспособной конфиденциальной информацией служебного характера (чужой тайной) другого лица (коммерче­ская тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессио­нальная тайна);

· не являться государственной тайной и не входить в перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

· быть получена представителем государственного органа и орга­на местного самоуправления только в силу исполнения обязанно­стей по службе в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Информация, не отвечающая этим требованиям, не может счи­таться служебной тайной и не подлежит правовой охране. В действу­ющем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

· сведения из актов законодательства, устанавливающих правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, информация о правах, свободах и обязанностях граждан, порядке их реализации;

· сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явле­ниях и процессах; экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, производственных объектов, граждан и населения в целом;

· сведения из описаний структур органов исполнительной влас­ти, их функций, направлений и форм деятельности, информация об их адресе и месте расположения;

· информация о порядке рассмотрения и разрешения заявле­ний физических и юридических лиц;

· сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребно­стей населения;

· информация из документов открытых фондов библиотек и архивов, информационных систем организаций, необходимая для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Охрана персональных данных. В Европе для охраны и защиты права на неприкосновенность частной жизни в условиях автома­тизированной обработки личных данных о гражданах более 25 лет назад был введен особый институт правовой охраны личности на институт защиты персональных данных. Более чем в 20 европейских государствах приняты национальные законы о персональ­ных данных, в ряде стран введены независимые уполномочен­ные по защите персональных данных, во всех странах Европей­ского Союза с 1998 г. создана единая унифицированная система защиты персональных данных, в том числе в секторе телекомму­никаций.

Объектом правоотношений здесь выступает право на персо­нальные данные — информация (зафиксированная на любом ма­териальном носителе) о конкретном человеке, которая отождест­влена или может быть отождествлена с ним.

К персональным данным могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия субъекта персональных данных может нанести вред его чести, достоинству, деловой репутации, доброму имени, иным нематериальным благам и имущественным интересам:

· биографические и опознавательные данные (в том числе об обстоятельствах рождения, усыновления, развода);

· сведения о семейном положении (в том числе о семейных отношениях);

· сведения об имущественном, финансовом положении (кроме случаев, прямо установленных в законе);

· личные характеристики (в том числе о личных привычках и наклонностях);

· сведения о состоянии здоровья.

Субъектами права здесь выступают:

· лица, к которым относятся соответствующие данные, и их наследники;

· держатели персональных данных — органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физи­ческие лица, осуществляющие на законных основаниях сбор, хра­нение, передачу, уточнение, блокирование, обезличивание, унич­тожение персональных данных (баз персональных данных).

Для персональных данных и работы с ними предусмотрены следующие правила:

· персональные данные должны быть получены и обработа­ны законным образом на основании действующего законода­тельства;

· данные включаются в базы персональных данных на осно­вании свободного согласия субъекта, выраженного в письмен­ной форме, за исключением случаев, прямо установленных в законе;

· персональные данные должны накапливаться для точно оп­ределенных и законных целей, не использоваться в противоречии с этими целями и не быть избыточными по отношению к ним; не допускается объединение баз персональных данных, собран­ных держателями в разных целях, для автоматизированной обра­ботки информации;

· персональные данные, предоставляемые держателем, должны быть точными; в случае необходимости они должны обновляться;

· персональные данные должны храниться не дольше, чем это­готребует цель, и подлежать уничтожению по достижении этой цели или если надобность в них отпадает;

· персональные данные охраняются в режиме конфиденциаль­ной информации, исключающем их случайное или несанкциони­рованное разрушение или случайную утрату, а также несанкци­онированный доступ к данным, их изменение, блокирование или передачу.

· устанавливается специальный правовой режим использования персональных данных лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности.

Охрана интеллектуальной собственности.К числу основных объектов интеллектуальной собственности относятся:

· произведения науки, литературы и искусства;

· результаты исполнительской деятельности артистов, режис­серов, дирижеров;

· результаты творчества;

· звукозаписи и записи изображения;

· передачи радио- и телевизионных сигналов;

· изобретения;

· промышленные образцы;

· профессиональные секреты (ноу-хау);

· полезные модели;

· селекционные достижения;

· фирменные наименования и коммерческие обозначения право­обладателя;

· товарные знаки и знаки обслуживания;

· наименования мест происхождения товаров;

· другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, на которые в соответствии с законом могут признаваться или закрепляться исключительные права.

 


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7