В различных видах деятельности общества
Процессы регулирования информационно-пропагандистского сопровождения любого вида деятельности общества и его структур на мировом и российском информационном пространстве являются обеспечивающей частью ИБ. Рассмотрение этой проблематики необходимо по следующим причинам. Во-первых, средства массовой коммуникации в настоящее время трансформировались из сферы профессиональной деятельности журналистов в фактор эффективного влияния и стали политическим институтом. Однако область средств массовой коммуникации, информационного обмена и защиты процессов переработки информации является наименее кодифицированной в международном публичном праве и, соответственно, можно изучить предпосылки их направленного влияния для формирования позиций в интересах проводимой Российской Федерацией информационной политики. Во-вторых, вопросы законодательной базы в области средств массовой информации (СМИ), допустимого уровня иностранного присутствия на внутрироссийском информационном пространстве являются в России в настоящее время наиболее злободневными, так как это — предметы внимания постоянного мониторинга экспертов Совета Европы и ОБСЕ; они интенсивно обсуждаются в компетентных ведомствах и парламенте Российской Федерации. В-третьих, за последние три года в Российской Федерации принято несколько важных документов доктринального характера, которые влекут за собой существенные изменения и кодификацию правового поля в сфере средств массовой коммуникации, информационных отношений, информационно-пропагандистского обеспечения внешнеполитической деятельности нашего государства. Они могут существенно повлиять на постулируемую им позицию в данной области на международной арене.
В-четвертых, несмотря на то, что регулирование информационных отношений (информация, средства и методы ее доведения для потребителя) является наименее разработанной областью права, как внутреннего, так и международного, за последние 13 лет в сфере внутреннего права массовой информации Россия значительно продвинулась на пути ликвидации отрыва, отделяющего ее от наиболее развитых в этом отношении стран мира, а в области международного права внесла значительный вклад в формирование принципов и норм нарождающейся отрасли права в области ИБ. Понятие информационного права возникло относительно недавно, 15—20 лет назад, хотя сами понятия «информация» и «информационные отношения» существовали издавна. Однако для человека любое явление существует лишь постольку, поскольку оно нашло свое место в иерархии понятий, описывающих окружающую человека и его мировосприятие действительность. Правовой фактор приобретает особую роль и в связи с ростом значения информационно-пропагандистской деятельности и так называемой публичной дипломатии в условиях продолжающегося «информационного взрыва». Реалией сегодняшнего дня стало использование информации в качестве оружия, в том числе и оружия массового поражения. Угроза применения достижений в области информационных технологий в целях, не совместимых с задачами поддержания международного мира, например в качестве оружия терроризма, весьма реальна, что показали события, произошедшие 11 сентября 2001 г. в США. Это требует совместного принятия превентивных мер, в том числе и правового характера, для недопущения использования информационно-компьютерных технологий в целях ведения информационных войн, осуществления террористических ударов. В качестве инструмента регулирования этих процессов может быть принято международное право массовой информации.
Международное право массовой информации — это совокупность специальных международных принципов и норм, регулирующих права и обязанности субъектов международного права в процессе использования (или санкционирования использования) средств массовой информации. Информация (особенно массовая) является важным средством формирования национального и международного общественного мнения, неотъемлемым компонентом внутригосударственной и внешней политики. Распространение массовой информации за пределы границ государства местонахождения ее источника предполагает и международно-правовые ограничения свободы информации. Правомерно и даже более оправдано использование термина «массовые коммуникации», который включает в себя не только распространение информации, но и взаимные контакты между источниками информации и ее потребителями, т.е. обратную информационную связь. Нормы данной отрасли права регламентируют как технические аспекты распространения массовой информации, так и вопросы ее содержания. К настоящему моменту сформулирован ряд главных принципов, регулирующих международное использование средств массовой информации: 1. Каждое государство имеет право на распространение массовой информации за пределами своих границ. 2. Все народы имеют право на свободный доступ к сведениям, распространяемым с помощью средств массовой информации. 3. Все государства имеют право развивать свои средства массовой информации и использовать их в трансграничном масштабе. 4. Государства обязаны воздерживаться от распространения и пресекать распространение ряда антидемократических, реакционных идей, таких как пропаганда войны, расовая дискриминация, апартеид, порнография и др. 5. Государства вправе противодействовать распространению через средства массовой информации идей, противоречащих основным принципам международного права. 6. Государства обязаны воздерживаться от использования и пресекать использование национальных средств массовой информации для вмешательства во внутренние дела государств, а также от клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной пропаганды в отношении других государств.
7. Государства обязаны поощрять распространение прогрессивных общедемократических идей. 8. Государства обязаны осуществлять контроль за деятельностью национальных органов массовой информации, распространяющих идеи и сведения за границей. В формировании правовой базы информационного права активное участие принимает Организация Объединенных Наций (ООН), в том числе Генеральная Ассамблея (ГА) ООН. Активную роль в этом процессе играют Комитет ООН по информации и ЮНЕСКО. Принципы и нормы, которые становятся ее основой, были зафиксированы во многих документах ООН. Однако ввиду того, что в настоящий момент происходит обособление этой отрасли международного права, его нормы и принципы рассредоточены по документам, регламентирующим смежные отрасли. В проблеме международной информационной безопасности обозначились два различных подхода. США и поддерживающие их ряд стран НАТО пытаются свести общую проблему к частным направлениям информационной преступности и информационного терроризма. Возможность создания информационного оружия и угроза возникновения информационных войн отодвигаются ими на задний план. Отрицается, соответственно, и разоруженческий аспект проблемы. Подобный подход позволяет сохранить свободу для дальнейших военных разработок в этой сфере, создания новых видов информационного оружия. В таком подходе США и развивающиеся страны (КНР, Индия, ЮАР, Египет, Пакистан) видят угрозу их изоляции от активного участия в решении проблемы и, кроме того, попытку консервации их уязвимости от информационной агрессии (например, Ирак и Югославия). В соответствии с рекомендациями резолюции ГА ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» (2000 г.) в МИД России в качестве нового российского вклада в обсуждение этой темы в ООН был подготовлен проект документа «Общая оценка проблем информационной безопасности. Угрозы международной информационной безопасности». Данный документ передан в июне 2001 г. в Секретариат ООН и включен в доклад Генерального секретаря по данной теме на 56-й сессии ГА ООН.
Таким образом, Россия играет одну из ключевых ролей в области разработки правовых механизмов регулирования проблематики информационного противоборства и, как следствие, международной ИБ. Осознание российским политическим руководством насущной необходимости выработки общемировых правил игры на информационном поле, политическая воля и активные действия, предпринимаемые им в данном направлении, служат гарантией того, что нашей стране удастся улучшить свое нынешнее положение в данной сфере. Распространение массовой информации с помощью электросвязи (радиовещание, международное телевизионное вещание через искусственные спутники Земли, компьютерные информационные сети) не поддается контролю со стороны государства, на территории которого население получает информацию. Но для обеспечения международного сотрудничества в этой сфере важно обеспечить техническую совместимость передающей и принимающей аппаратуры, а также исключить взаимные помехи, что обусловливает важность такого сотрудничества. О незаконченности процесса выделения рассматриваемой отрасли международного права говорит и тот факт, что еще не получило никакого международно-правового осмысления появление сетей Интернет. Проблема правовой характеристики Интернета нуждается в специальном исследовании и соответствующем документально-правовом оформлении, которое бы отразило всю многогранность его природы, так как данное образование не может рассматриваться только как средство массовой информации в силу своей многофункциональной структуры. По аналогии с теорией права можно выделить два подхода к проблеме правового регулирования в сети Интернет: первый пропагандирует абсолютную свободу, второй — верховенство законодательства в сети. Первый подход базируется на сетевых традициях и имеет очень значительное число приверженцев среди сетевого сообщества, второй подход не так распространен, более того, он встречает резкое неприятие части пользователей сети и организованный протест сторонников «Интернет-анархии» и «Интернет-фундаменталистов». Существует еще одна тенденция: большинство пользователей Интернета негативно относится к тому, чтобы государство контролировало содержание распространяемых материалов. Россия входит в число стран-лидеров по объему информационного законодательства. Кроме положений Конституции РФ и инкорпорированных во внутреннее право норм международного характера одной из особенностей российской правовой системы является наличие в ней законов, содержащих право массовой информации в чистом виде (Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 № 24-ФЗ, «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.96 № 85-ФЗ).
Существует также большое количество законов, регулирующих разные стороны информационной деятельности применительно к конкретным явлениям: Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.91 № 2124-1, Федеральные законы «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» от 01.12.95 № 191-ФЗ, «О рекламе» от 18.07.95 № 108-ФЗ, Законы РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 № 5352-1, «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.92 № 3523-1. Имеется огромное количество указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, принято также значительное количество документов по вопросам телевидения и радиовещания, отдельным средствам массовой информации. Концепция государственной информационной политики 1998 г., одобренная Государственной думой и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ, в разд. 2.6 «Информационное право» предусматривает формирование правовой базы информационных отношений. Концепции развития законодательства, осуществляемые с 1995 г., активно влияют на законопроектный процесс в данной области. Формируется законодательная основа регулирования отношений в области информатики, что подразумевает и активное участие страны в формировании международных норм в этой сфере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|