Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метамодель - глубинная и поверхностная структуры




Чтобы разобраться в Метамодели, нам нужно сначала понять, как мыслипревращаются в слова. Наши мысли несут в себе бесконечно широкое содержание,и язык просто не в силах его выразить. Несмотря на эту ограниченность, языквсе-таки относится к глубинному уровню нейрологии и способен выражатьмножество подробностей, присущих тому, на чем основаны наши слова. Мыназываем этот уровень языка "глубинной структурой". Впрочем, в повседневной жизни наша речь не достигает такого глубинногоуровня. Во имя краткости мы сокращаем речь, пользуемся "поверхностнойструктурой" языка, примером которой может служить фраза: "Лорна - оченьумная девочка". Дополнительные сведения о Лорне и ее уме (как онпроявляется, с чем сравнивается, кто так считает?) образуют глубиннуюструктуру поверхностного утверждения, которое получилось после опущений,искажений и обобщений. Мы фильтруем не только огромный объем информации,получаемый органами чувств. Постоянные процессы языкового опущения,искажения и обобщения превращают глубинную структуру в поверхностную. Метамодель выделяет три основных типа распространенных языковыхконструкций: опущение, обобщение и искажение. Кроме того, она предлагаетсоответствующие каждому типу стандартные отклики в форме вопросов, которыепомогают прояснить глубинное значение, кроющееся за словами поверхностнойструктуры. Не только язык, но и все сенсорные представления подразумеваютразличные кратчайшие пути, приближения и "догадки" (иными словами,обобщения, искажения и опущения, или удаления). "Отклики" Метамодели, скоторыми вы познакомитесь на этом уроке, связаны, главным образом, смилтоновскими конструкциями, описанными нами в девятой главе. В частности,отклики и вопросы Метамодели: • уточняют обобщения; • выявляют неоднозначности; • восстанавливают опущенные подробности; • исправляют искажения; • проясняют туманность смысла; • помогают понять точное значение; • побуждают к осознанному "аптайму"; • восстанавливают "глубинную структуру" языка.

Рис. 10.1. Глубинная и поверхностная структуры.

Рис. 10.1 упрощенно показывает связь между глубинной и поверхностнойструктурами языка. В общении мы неизбежно обобщаем, искажаем попускаем,чтобы поднять к поверхности различные уровни содержания. Сами по себе искажение и опущение не предполагают дурных намерений.Напротив, эти процессы полезны и необходимы, они позволяют нам обрабатыватьогромные объемы информации, потенциально доступной для мозга в каждоемгновение. Мы склонны пользоваться языком интуитивно, естественным образом"высвобождать" только то, что в данный момент выглядит уместным и служитцели общения. В целом, большая часть нашей деятельности (в том числе иобщение) проходит по привычке, "без раздумий". Конечно, эти процессы изобилуют индивидуальными особенностями.Например, разговорчивый, общительный человек чаще всего раскрывает большуючасть глубинной структуры, чем замкнутый, немногословный, предпочитающийкраткие ответы. Однако даже тот, кто болтает без остановки, использует лишьмалую долю сведений, которые теоретически "доступны" в общении. Итак, все мыпользуемся обобщениями, искажениями и опущения, а Метамодель позволяет намвосстановить исходное содержание, утерянное из-за всеобщего процессафильтрации.

Языковые сокращения

В подавляющем большинстве житейских обстоятельств утверждения типа"Мэри попала в аварию и выздоровеет только через пару недель" обеспечиваютвполне приемлемый для общения "поверхностный уровень", особенно в сочетаниис контекстом. Действительно, если тот, кто приносит это известие о Мэри,обрушит на слушателей все доступные сведения о ней - "Ей 27 лет, оназамужем, у нее двое детей, которых зовут... Она выросла в... Она сломалабольшой палец на ноге, и на него наложили гипс, который снимут через тринедели и еще один день" и так далее, истому подобное, - собеседники быстропочувствуют утомленность, скуку и раздражение. В типичном повседневномобщении на уровне "поверхностной структуры" в нашем распоряжении целыемегабайты скрытой информации ("глубинная структура"). Однако мы полагаем (необязательно осознанно), что она просто не уместна с точки зрения целиобщения, и тогда опускаем ее либо обобщаем, выражая парой общих слов. Впрочем, в некоторых обстоятельствах нам может потребоваться намногобольше сведений. Все зависит от уровня понимания собеседника, которого выхотите достичь, то есть от цели вашего общения. Например, услышав весть онесчастном случае с Мэри, вы можете пожелать обсудить его с медицинскойточки зрения, с позиции выгод больничного режима либо необходимости срочнонайти Мэри замену на работе. В каждом из этих случаев вам придетсяпогрузиться в соответствующие подробности глубинной структуры, чтобы сказатьименно то, что вы хотите сказать, - ас точки зрения желаемого результатаэтого общения, чтобы достичь того, чего вы хотите добиться. Однако временами мы продолжаем пользоваться сокращениями, поверхностнойструктурой, невзирая на потребности других участников общения. Этисокращения принимают формы обобщений, искажений и опущений, иллюстрациейкоторых служит модель Милтона (девятый урок). В подобных обстоятельствах мы рискуем неправильно понять даже самыеочевидные и прямолинейные утверждения. Это с равной частотой случается идома, и в кругу друзей, на работе и просто на улице. По существу, мы слишкомусердствуем в своих сокращениях, так как убеждены в том, что собеседник"наверняка это знает", "просто не слушает", одолжен понимать" и т. д. Мыполагаем, что чужие карты восприятия зеркально отражают нашу собственную и,следовательно, нам вовсе не обязательно объяснять все в подробностях. Однакомы очень скоро начинаем понимать, что не умеем читать чужие мысли, а картыдействительности разных людей очень отличаются друг от друга. Метамодель имеет форму ряда вопросов, предназначенных для выявления иуточнения опущений, искажений и обобщений, присущих обычной речи. На пути отмыслей к языку, от глубинной структуры к поверхностной, немалая частьсодержания чаще всего теряется. Вопросы Метамодели могут восстановить ипрояснить опущенные или подразумеваемые сведения. Восполненный язык намноготочнее отразит, что имел в виду собеседник, улучшит общение ивзаимопонимание. Связанный с подробностями язык Метамодели подразумевает работу с"даунтаймовой" границей спектра мышления. Однако вы можете использоватьМетамодель и для того, чтобы обращаться к подсознательным ресурсам, хотя этоделается не совсем так, как в модели Милтона. Вопросы Метамодели способныобращаться к тому подсознательному уровню, где разум переводит глубиннуюструктуру в осознаваемое содержание и целенаправленное, рациональноеповедение. Метамодель "прочесывает" подсознание в поисках подробностей, вкоторых вы хотели бы разобраться. Итак, Метамодель поможет вам в техслучаях, когда характер общения требует "аптайма", внешней сосредоточенностии внимательности. Каждое языковое средство служит своей цели. Например, иногда у васможет появиться потребность обдумать ситуацию, подвергнуть ееподсознательному "вынашиванию". В таком случае вам нужно миновать сознательное мышление, и с этим заданием прекрасно справится "искусствонеопределенности", конструкции Милтона (см. девятый урок). В другихобстоятельствах вам понадобится действовать внимательно и логично, чемуспособствует Метамодель. Шестой и седьмой урок показали нам, что внутреннее представлениеявлений с точки зрения модальностей и субмодальностей отражаетиндивидуальные черты, особенности личности человека. Сходным образом, тотспособ, каким каждый из нас использует язык и откликается на него,предлагает еще одну возможность подстройки к собеседнику и согласования картмышления. Когда вы начнете распознавать языковые обобщения, искажения иопущения, к которым склонен собеседник, вам удастся лучше понять егоуникальную карту мира, его действительность. Таким образом, этот процесспоможет установить раппорт в любом общении, а со временем и привести кдолговременным взаимоотношениям, основанным на "единстве мнений". Говоряпростыми словами, чем лучше вы понимаете карту другого человека, темэффективнее общение. Из этого следует, что, если результат общения входит в вашу иерархиюцелей, то вы начнете добиваться желаемого, а ваша жизнь станет такой, ккоторой вы стремитесь. Даже если намеченные результаты не связаны собщением, навыки общения (такие, как Метамодель) вам все равно пригодятся,поскольку помогут достигать своих целей с помощью других людей. Как и вслучае модели Милтона, вам нужно хорошо ознакомиться с языковымиконструкциями Метамодели, чтобы со временем пользоваться ими на уровненеосознаваемой компетентности.

ВОПРОСЫ МЕТАМОДЕЛИ

Для каждой языковой конструкции модели Милтона мы предлагаем вопрос иликомментарий, вскрывающий "глубинное" значение утверждения. Эти довольностандартные вопросы мы называем откликами Метамодели. Хорошо ознакомившись сэтим процессом, вы, скорее всего, сможете придумать и другие реакции. Чембольше подробностей они проясняют, тем большую часть "глубинной структуры"вам удастся выявить.

ИСКАЖЕНИЯ

Чтение мыслей

"Я вам не нравлюсь". Почему вы думаете, что мне не нравитесь?

Безличность

"Критиковать плохо". Почему вы решили, что это плохо? Кто так считает? Кто сказал, что это плохо?
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...