Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причинно-следственные обороты




"Вы заставляете меня сердиться". По какой причине мои поступки заставляют вас выбирать реакцию гнева?

Сложная равнозначность

"Вы всегда на меня кричите, то есть совершенно ко мне равнодушны!" Почему то, что я кричу, означает, что вы мне безразличны? Вы никогда не повышали голос на того, кто вам не безразличен?

Пресуппозиции

"Если бы начальник знал, сколько у меня работы, он не просил бы меня обэтом". Почему вы уверены, что он не знает, сколько у вас работы? Почему вы считаете, что у вас слишком много работы?

ОБОБЩЕНИЯ

Кванторы общности

"Она никогда меня не слушается". Совсем никогда? Что случилось бы, если бы она вас послушалась?

Модальные операторы необходимости

Ключевые слова: "следует", "не следует", "должен", "не должен","обязан", "нужно", "необходимо". "Мне нужно сделать это к вечеру". Чтопроизойдет, если вы этого не сделаете?

Модальные операторы возможности

Ключевые слова: "можешь", "не можешь", "смогу", "не смогу", "способен","не способен", "возможно", "невозможно". "Я не смогу сдать этот экзамен". Что помешает вам его сдать? Что случится, если вы все-таки его сдадите?

Номиналшации

"Общение здесь невозможно". Кому не удается общаться и с кем именно? Как именно вы хотели бы общаться?

Неопределенные глаголы

" Он меня обидел". Чем и как именно он вас обидел?

Простое опущение

"Я сыт по горло". Чем? Кем? Что именно случилось?

Отсутствие точной ссылки

"Никого это не волнует". Кто именно проявляет безразличие?

Опущение при сравнении

Ключевые слова: "хорошо", "лучше", "лучший", "больше", "меньше","самый", "плохо", "хуже", "худший". "Он плохой друг". По сравнению с кем?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОПРОСОВ

При изучении Метамодели не всем легко запомнить многочисленныестандартные отклики. Вообще говоря, как и в случае модели Милтона, вам необязательно вызубривать эти вопросы, если вы умеете распознавать сами конструкции. Что еще важнее, вам следует научиться задавать правильныевопросы, которые помогут определить точный смысл сказанного. При изучении Метамодели вам пригодятся такие правила: • вслушивайтесь в то, что говорит собеседник; • мысленно повторяйте его слова; • спрашивайте себя: "Чего не хватает в этих утверждениях?" Ознакомившись с разнообразными откликами, вы быстро поймете, что вомногих случаях можете задать сразу несколько вопросов. Это умение включаетпонимание того, в каком контексте уместно применять указанные конструкции. По мере повышения опыта вы можете задавать себе больше вопросов,например: • Что вызвало или вызывает такое ограничение? • В каком направлении нужно искать подробности? • Что именно вызывает у меня сомнения? • Чего я добьюсь, задав такой вопрос? • Какие еще вопросы могут оказаться полезными? Как и в случае других приемов НЛП, сначала вы, скорее всего, будетепользоваться Метамоделью довольно жестким, структурированным образом, нозатем, по мере укрепления навыков, все чаще начнете действоватьинстинктивно, творчески, то есть достигнете уровня неосознаваемойкомпетентности, одного из признаков совершенства (см. первый урок). Каждоеосознанное применение метода потенциально усиливает подсознательноемастерство, и вскоре вы начнете ему доверять. Несмотря на это, в любыхобстоятельствах у вас по-прежнему останется выбор: сознательно илинеосознанно подмечать языковые конструкции и работать с ними во имядостижения своего результата. На этом этапе возможность выбора имеет особуюценность, так как вы уже способны оказывать влияние на ход общения и егорезультаты.

Пресуппозиции

На девятом уроке мы посвятили некоторым конструкциям модели Милтонаспециальные разделы, где обсуждали их подробнее. Все, о чем мы говорили напредыдущем уроке, остается справедливым и полезным для понимания обратной роли Метамодели. Сегодня мы продолжим расширять тему Пресуппозиции и поможемвам укрепить способность их замечать. Чтобы извлечь смысл утверждения или фразы, слушателю приходитсямириться с вложенными в нее допущениями. В свою очередь, эти пресуппозицииобразуют цепочки в нейрологической сети, задают определенное настроение. Сточки зрения мышления, пресуппозиции делают предполагаемое чем-то"реальным". Высказанное допущение нередко влечет предполагавшееся поведениеили событие. Пользуясь подходом Метамодели, вы можете выявить и восстановитьто содержание, которое скрыто в пресуппозиции, то есть оказывать влияние наповедение. Хотя пресуппозиции образуют разновидность языкового искажения, они,вероятно, усиливают действенность повседневного общения. На девятом уроке мыубедились, что при осознанном применении они помогают преодолетьсопротивление и быстрее достичь желаемого результата. Благодаря обратномуприему, Метамодели, вы можете научиться выявлять пресушюзиции ивосстанавливать скрытый смысл утверждений, то есть избегать языковыхискажений. Пресушюзиции можно разделить на несколько категорий. Ниже мы предлагаемсемь таких разновидностей, которые помогут вам обдумать это явление. Вызаметите несколько уже знакомых языковых конструкций, например, "причину иследствие". Вообще говоря, пресуппозиции могут включать сразу несколькосовмещенных языковых конструкций. Кроме того, вы можете заметить, что внекоторых случаях средством, позволяющим избежать конкретики, становитсяглагол "быть" и его аналоги.

Существование

"Я вот гадаю, сколько этому лет?" Чтобы воспринять такую фразу, вы должны допустить, что "я" и "это"существуют. Предположение о существовании присуще подавляющему большинствуутверждений.

Возможность

"Интересно, насколько быстро вы научитесь играть в шахматы?" Фраза предполагает, что вы способны научиться играть в шахматы. Разумсоглашается с этим и сосредоточивается на вопросе: "насколько быстро?"

Причина и следствие (последовательная пресуппозиция)

"Если вы будете заниматься кулинарией, то быстро станете хорошимповаром". Это утверждение предполагает, что одно влечет другое, служит егопричиной.

Сложная равнозначность

"Путешествуй по всему миру - расширяй свои взгляды!" Фразапредполагаете, что одно означает другое, полностью тождественно ему.

Время

"При следующей попытке вам будет намного легче с этим справиться". Фраза предполагает влияние времени и опирается на то, что "следующаяпопытка" непременно произойдет. Разум сосредоточивается на словах "легче",не подвергая сомнению вопрос возможности "новой попытки".

Порядковые числительные

"Свинина была третьим пунктом меню". Утверждение предполагает существование последовательности,упорядоченности, существования первого и второго блюда.

7. "ИЛИ" (невольный выбор)

"Вам завернуть или оставить без упаковки?" Вопрос предполагает, что выуже решили купить эту вещь.

Смягчение

Люди часто отмечают, что вопросы Метамодели кажутся им похожими надопрос и могут вызвать у собеседника обиду. Как нам сохранить раппорт,задавая подобные вопросы, особенно когда речь идет о повседневной жизни, ане психотерапии? Секрет кроется в применении того подхода, который мы называем"смягчением". Это значит, что вы задаете свой вопрос так, чтобы он неоскорбил собеседника, не привел к спору. Этой "смягченной" техникойвиртуозно владеет известный герой телесериала, детектив Коломбо. Он ловкозадает самые провокационные вопросы, сохраняя при этом простодушный вид,явно показывая, что не намерен обижать собеседника. Чтобы воспользоватьсяэтим приемом, вам достаточно просто видоизменить свой вопрос, оформить еготак, чтобы скрыть глубину и важность, ни в коем случае не нарушить раппорт.Вы должны придать ему прозрачный, неугрожающий, заслуживающий доверия либодаже наивный вид. Ваша задача заключается в том, чтобы получить необходимыесведения и, что еще важнее, одновременно укрепить раппорт. Вот несколькопримеров распространенных смягчений: "Мне очень хочется хорошенько все понять. Что именно вы имеете в виду,когда говорите о..?" "Просто интересно: а почему Х означает Y?" "Очень интересное замечание. И что, так всегда бывает?" "Вы не могли бы представить себе - хотя бы на мгновение! - чтослучится, если..?" Попробуйте применить на практике вопросы Метамодели со смягчениями ибез них. Обращайте внимание на то, насколько разные реакции они вызывают.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...