Оценитв эффективность работы вашей бригады (участка), обведя кружком соответствующий уровень
Рис. 80. Пример задачи, оформленной в графической шкале ШКАЛА СБАЛАНСИРОВАННАЯ- опросник, построенный таким образом, что количество утверждений или вопросов с положительными «ключевыми» ответами («да», «согласен») примерно соответствует числу таковых с отрицательными «ключевыми» ответами («нет», «не согласен»). Ш. с. разрабатывается с целью минимизации влияния установки на утвердительные (отрицательные) ответы (см. Установки на ответ). ШКАЛА ЧИСЛОВАЯ — форма фиксации данных в шкалах измерительных посредством их числовых значений. Ш. ч. представляют собой ограниченное множество последовательных чисел. Этот вид шкал наиболее удобен для последующего учета результатов и статистической обработки данных исследования. Для испытуемого оценивание и формулировка ответов по Ш. ч. представляются субъективно более сложной задачей, чем по шкале вербальной и шкале графической. Поэтому в чистом виде Ш. ч. почти не применяется. Она, как правило, объединяется с вербальными и графическими шкалами. В любом случае Ш. ч. требует пояснений в вербальной форме относительно числовых градаций или обозначения полюсов шкалы. Пример: — Оцените успешность усвоения математики в Вашем классе по пятибалльной шкале. Примером смешанного вербально-числового оценивания может служить организация тестового материала Бекмана— Рихтера личностного опросника:
Рассматриваемый тип шкалирования распространен в методиках исследования самооценки, построенных по принципу семантического дифференциала, тестах интересов, опросниках, анкетах и некоторых др. Числовые формы представления результатов тесно связаны с оценками шкальными в стандартизированных числовых шкалах. В этом аспекте Ш. ч. — наиболее важный и распространенный способ оценивания результатов психометрических тестов.
ШКАЛИРОВАНИЕ (англ, scaling — определение масштаба, единицы измерения) — метод моделирования явлений с помощью числовых систем. Способ организации в шкалах измерительных данных эмпирических, экспериментальных, тестовых исследований, анализа объективной информации. Процесс Ш. состоит в конструировании шкалы по определенным правилам и включает два этапа. На первом из них — этапе сбора данных — проводится создание эмпирической системы проявлений исследуемых объектов и фиксация типов отношений между ними. Второй этап — анализ данных, в зависимости от результатов которого строится числовая система, составляющая основу одного из видов шкал (номинативной, интервальной, порядка или шкалы оценок) (см. Шкалы измерительные). Существуют два типа задач, решаемых с помощью Ш.: 1) числовое отображение показателей распределения испытуемых внутри группы, характеристика выборки с последующей статистической обработкой (процедура, наиболее распространенная в практической психодиагностике и психометрии), напр, при получении и анализе экспертных оценок (см. Валидность критериальная); 2) отражение характеристик объекта путем установления их числовых отношений к какому-либо явлению. В первом случае применяется шкала оценок, во втором — шкала установок. Шкалы установок лежат в основе диагностики личности в исследованиях самооценки, выражении испытуемым субъективного отношения к чему-либо, в котором проецируются внутреннее содержание, мотивы, тенденции личности (см. Опросники личностные). ШКАЛЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ (лат. scala — лестница) — форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему. Ш. и. представляют собой метрические системы, моделирующие исследуемый феномен путем замены прямых обозначений изучаемых объектов числовыми значениями и отображение пропорций континуального состава элементов объекта в соответствующих числах. Каждому элементу совокупности проявлений свойств изучаемого объекта соответствует определенный балл или шкальный индекс, количественно устанавливающий положение наблюдаемой единицы на шкале, которая охватывает всю совокупность или ее часть, существенную с т. з. задач исследования. Операция упорядочивания исходных эмпирических данных в шкальные носит название шкалирования.
Ш. и. являются главным средством сбора и анализа статистического материала как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Они различаются в зависимости от характера функции, лежащей в основе их построения. В качестве такой функции могут служить: сравнение по признаку убывания или возрастания, ранжирование, оценка интенсивности признака или оценка пропорциональных отношений между признаками. Наиболее общая классификация Ш. и. предложена С. Стивенсом. В ее основу положен признак метрической детерминированности. Согласно этому признаку, шкалы делятся на метрические (интервальные и шкалы отношений) и неметрические (номинативные, шкалы порядка). Номинативные шкалы (шкалы наименований) устанавливают соответствие признака тому или иному классу. Объекты объединяют в классы на основании какого-либо общего свойства (классы эквивалентности) либо символа (обозначения). Не обязательно, чтобы между выявленными классами существовала внутренняя взаимосвязь. Само название «шкала наименований» указывает на то, что значения по шкале играют роль лишь названий классов. Одним из распространенных видов номинативной шкалы является классификация объектов на две группы по принципу «А — не-А» (альтернативные признаки в дихотомической шкале наименований). Конкретными примерами применения такой шкалы являются оценивание ответа испытуемого на пункт опросника в виде утверждения или отрицания, соответствие или несоответствие полученного вида ответа «ключу» (коду) измеряемого свойства (см. Опросники личностные).
Примером оценивания в номинативной шкале могут служить классификация решений тестовой задачи или пункт опросника с задачей закрытого типа: — Из названных городов северней расположен город... а) Чернигов, б) Шостка, в) Киев, г) Нежин, д) Черкассы. — Противоположностью значения «великодушный» является... а) расточительный, б) упрямый, в) малодушный, г) скупой, д) щедрый. Другой простейшей разновидностью номинативной шкалы является перечень или набор каких-либо признаков, группируемых при сборе информации или ее обработке: — Вы предпочитаете проводить досуг... а) с товарищами и приятелями, б) на лоне природы, в) в занятиях спортом, г) в кругу семьи и т. д. Распределение признаков в классах шкалы наименований можно охарактеризовать путем определения абсолютных и относительных частот встречаемости, возможно также определение модальных и центральных значений в классах. Оценка статистической связи между группами признаков возможна с помощью анализа корреляции (см. Корреляция качественных признаков). Если один из рядов переменных представлен в дихотомической шкале наименований, а другой — в любой иной (интернальной, отношений или порядковой), то применяются коэффициенты корреляции бисериальной. Переменные в дихотомической шкале могут распределяться по нормальному закону или иначе. В зависимости от этого выбирают способ расчета коэффициентов корреляции. В строгом смысле номинативная шкала не является шкалой измерения. Она допускает лишь операцию равенства и неравенства и более или менее дифференцированную классификацию признаков. Вместе с тем в психологических исследованиях и психологической диагностике этот вид Ш. и. имеет достаточно большое значение, особенно при фиксации качественной информации (напр., данных проективных методик при сборе психологического анамнеза и т. д.). Порядковые шкалы (ординальные) предназначены для расчленения совокупности признаков на элементы, связанные отношением «больше»—«меньше», и допускают отнесение переменных к группам, упорядоченным (ранжированным) друг относительно друга и представляю- щим некое системное единство. Порядковые шкалы дают возможность оценить степень выраженности признака. Они содержат не менее трех классов с установленной последовательностью, не допускающей перестановку. Так, между двумя показателями объектов А и В, обладающих признаком X, возможны три вида отношений: ХА = Хв; ХА < Хв\ ХА > Хв. Если имеются три объекта А, В, С и между ними установлены отношения ХА < Хв, Хв < Хс, из этого следует, что ХА < Хс. При этом значения разностей между признаками не устанавливаются (шкала неметрическая, единицы измерения отсутствуют). Упорядочивание признаков в ординальной шкале может быть униполярным (при определении классов исходят из степени выраженности измеряемого свойства) и биполярным (в основе разделения лежит ранг степени приближения к одному из противоположных полюсов свойства).
В качестве примера униполярного упорядочивания может быть приведена шкала оценивания качеств внимания: весьма устойчивое/устойчивое/лабильное/ рассеянное. Примером оценивания по биполярному принципу может служить идентификация выраженности свойств между полярными антонимическими характеристиками свойств личностных проявлений (см. Семантический дифференциал):
Уравновешенный././././././. Нестабильный Общительный././././././. Замкнутый Подвижный././././././. Медлительный
Порядковые шкалы относятся к числу распространенных в психологической диагностике. В качестве одного из практических приемов оценивания результатов испытуемого по порядковой шкале можно привести модификацию теста Равена прогрессивные матрицы, в котором каждый ответ включает три варианта, последовательно приближающихся к правильному. Вариантом применения порядковой шкалы может быть закрытый дифференцированный ответ на пункт опросника: — Бывает, что я никак не могу принять какое-то окончательное решение и упускаю возможность сделать что-то своевременно... 1. Полностью согласен. 2. Пожалуй, могу согласиться. 3. Не уверен. 4. Скорее не согласен. 5. Совершенно не согласен. Порядковая шкала допускает операции равенства—неравенства и сравнения по интенсивности. По сравнению со шкалой наименований здесь возможны определение медианы распределения, использование коэффициентов корреляции ранговой и сопряженности (см. Корреляция качественных признаков). Шкала интервалов относится к метрическим шкалам, в которых элементы упорядочены не только по принципу выраженности измеряемого признака, но и на основе ранжирования признаков по размеру, что выражается интервалами между числами, приписываемыми степени выраженности измеряемого признака.
В шкале интервалов нулевая точка отсчета может устанавливаться произвольно, а величины единиц и направление отсчета могут определяться по избираемым константам. К разряду шкалы интервалов относятся шкалы IQ-показателя стандартного, Т-баллов, процентилей и др. (см. Стандартизация, Оценки шкальные). Шкалирование в интервальной шкале составляет основу психометрических измерений. В шкалах отношений (пропорциональных) числовые значения присваиваются объектам таким образом, чтобы между числами и объектами соблюдалась пропорциональность. Начало отсчета в такой шкале фиксировано. Шкала предусматривает операции равенства—неравенства, больше—меньше, равенства интервалов и равенства отношений. Примером использования такой шкалы в психологических измерениях может служить шкала порогов абсолютной чувствительности анализатора. Наряду с делением шкал на метрические и неметрические существует классификация по признаку формы фиксации эмпирических данных, а именно: шкалы вербальные, шкалы числовые и шкалы графические. В психологической диагностике важным практическим вопросом является оценка надежности, одномерности и обоснованности Ш. и. Надежность шкалы определяется на основе анализа устойчивости повторных измерений. Под валидностью понимается обоснование гипотезы о приспособленности данной шкалы для измерения критериального качества, о полноте его отражения и техническом соответствии самой процедуры шкалирования. Под одномерностью или соразмерностью шкалы понимаются сопоставимость шкалируемых параметров, отсутствие их смещений или пропорциональность между положительными и отрицательными полюсами шкалы, равенство интервалов шкалы или симметричность различных позиций.
ШКАЛЫ КОНТРОЛЬНЫЕ — вспомогательные диагностические средства, позволяющие оценить достоверность информации, получаемой с помощью тех или иных психодиагностических методик. Наиболее широко Ш. к. применяются в опросниках личностных. Недостоверность диагностических данных, полученных в результате обследования, можно обнаружить, опираясь на анализ различного рода специальных показателей. В качестве примера можно привести комплекс Ш. к. Миннесотского многоаспектного личностного опросника, включающий четыре специализированные шкалы: 1. Шкала «?» учитывает количество пунктов опросника, оставленных испытуемым без ответа. Превышение определенного критического числа таких незаполненных пунктов является основанием для суждения о недостаточной мотивированности испытуемого на обследование, возможном низком культурном уровне и недостаточном понимании содержания формулировок пунктов опросника. С учетом данных шкалы «?» оцениваются достоверность и диагностическая ценность результата обследования. 2. Шкала «L» —один из наиболее распространенных типов Ш. к. Направлена на оценку тенденции испытуемого к социально положительным ответам. В содержание пунктов шкалы включены вопросы, предусматривающие однозначный ответ в ситуации, отражающей житейски реальное поведение, которое внешне может показаться осуждаемым строгой моралью. Испытуемый, желающий показать себя в максимально выгодном свете, может отвечать на вопросы не в соответствии с истинными поведенческими проявлениями или качествами, а отражать свое представление о «нужных» (с т. з. моральных норм или образцов «здоровой» либо высокоценимой окружающими личности) реакциях, качествах характера, требованиях культуры поведения, установках и т. д. В том случае, если значения оценок по шкале «L» превышают критические, считается, что испытуемый отличается установкой на ответы: «не так, как есть», а «как должно понравиться» или «как будет правильно». Шкалы, подобные «L», наряду с методикой MMPI используются в опросниках EPI, MAS (см. Айзенка личностные опросники, «Проявления тревожности» шкала) и ряде др. 3. Шкала валидности («F») направлена на анализ тенденции к намеренному или неосознанному ухудшению результата обследования (симуляция, аггравация). В состав пунктов шкалы включены утверждения, касающиеся проявлений психической и физической сферы, которые весьма редко встречаются в клинической практике, однако внешне соответствуют житейским представлениям о явлениях, которые могут возникнуть при психических расстройствах, стрессе и т. д. В том случае, если испытуемый отмечает у себя большое количество таких «симптомов», есть основания предполагать упомянутую выше тенденцию или наличие выраженной мнительности, внушаемости, ипохондричности, склонности к оценке своего состояния в мрачных тонах. Оценки по шкале «F» значительно выше критических могут возникнуть и при случайных (наугад) ответах, невнимательной или поверхностной работе испытуемого, тенденции давать эксцентричные ответы. 4. Шкала коррекции («К») направлена на изучение противоположной предыдущей установки испытуемого к намеренному или неосознанному улучшению результата обследования (диссимуляция). В шкалу включены утверждения, касающиеся часто встречающихся в жизни проявлений, которые могут восприниматься испытуемым как признаки болезни, какого-либо личностного недостатка. Субъект, желающий показаться максимально «здоровым» или «благополучным» в личностном или жизненном плане, может часто отрицать наличие у себя таких симптомов, привычек, реакций на окружающие обстоятельства. При повышенных K-показателях можно ожидать, что и на вопросы других шкал испытуемый будет стремиться ответить в более «приглаженном», чем в реальности, виде. В зависимости от степени выраженности исследуемой тенденции делается поправка к результату ряда основных клинических шкал методики MMPI. Высокий K-показатель может означать защитную реакцию на ситуацию тестирования или попытку казаться хорошим. Низкий K-показатель может указывать на чрезмерную честность или самокритичность либо на нарочитую попытку показаться плохим. Различные варианты показателей Ш. к. методики MMPI могут интерпретироваться комплексно, давая информацию о возможном характере конкретных данных (рис.81).
Рис. 81. Наиболее распространенные варианты соотношений контрольных шкал Миннесотского многоаспектного личностного опросника Существующий комплекс Ш. к. является ценным психодиагностическим инструментом. Ш. к. могут использоваться отдельно от основной методики в сочетании с любым другим приемом диагностики личности в целях контроля достоверности сообщаемых испытуемым данных, анализа установок, искажающих информацию, полученную на основе самооценки. «ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ» (ШТУР) — тест интеллекта. Разработан сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СНГ для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся VI-VIII классов. «ШТУР» состоит из 6 субтестов: 1. Осведомленность (2 субтеста); 2. Аналогии (1 субтест);3. Классификация (1 субтест); 4. Обобщение (1 субтест); 5. Числовые ряды (1 субтест). Состав субтестов типичен для большинства вербальных тестов интеллекта. Включаемые в субтест пункты отобраны на основе психологического анализа учебных программ и учебников VI-VIII классов общеобразовательной школы. Понятия, включенные в задачи, подбирались по основным циклам учебных дисциплин: естественному, гуманитарному и физикоматематическому. По мнению авторов, эти понятия являются необходимыми для общего развития, формирования миропонимания у детей. Выборка стандартизации теста составила 400 человек. Определены надежность и валидность теста (количественные данные не приведены). Отмечена корреляция успешности выполнения «ШТУР» с Амтхауэра интеллекта структуры тестом. Опыт применения «ШТУР», по предположению авторов, позволяет использовать тест в школьной психодиагностике для определения уровня интеллектуального развития учащихся. ШМИШЕКА ОПРОСНИК (Schmieschek Fragebogen) — опросник личностный. Предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. Ш. о. состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью Ш. о. определяются следующие 10 типов акцентуации личности: 1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. 2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. 3. «Застревающий» тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта. 4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. 5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. 6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность. 7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость. 8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз. 9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния. 10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью. Примеры вопросов Ш. о. по шкале «демонстративности» с указанием «ключевого» ответа: — Охотно ли Вы в школьные годы декламировали стихи? (да) — Трудно ли Вам выступить перед большой аудиторией? (нет) По шкале «педантичности»: — Случалось ли, что, уйдя из дома, Вы возвращались, чтобы проверить, все ли в порядке? (да) — Проверяете ли Вы перед сном или при выходе из дома, закрыт ли газ, выключен ли свет, заперты ли двери? (да) Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации». Теоретической основой Ш. о. является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда.В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей (см. выше), которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожнобоязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный). Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда оказала заметное влияние на разработку Патохарактерологического диагностического опросника. Валидность и надежность Ш. о. нуждаются в дополнительном изучении. По данным самого автора, сокращенный вариант опросника не является достаточно валидным и надежным для диагностики типа акцентуации личности. В советской психологии Ш. о. использовали в клинико-психологических исследованиях (В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986). В исследовании Л. Ф. Бурлачука и В. Н. Духневича (1998) проведено психометрическое изучение методики, предложены нормативные данные для студенческой выборки.
-Э-
ЭДВАРДСА ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СПИСОК (Edvards Personal Preference Schedule, EPPS) — опросник личностный. Разработан А. Эдвардсом в 1959 г. Предназначен для оценки мотивационных тенденций личности. Опросник создан на основе классификации основных социогенных потребностей Г. Мюррея (см. Тематической апперцепции тест). В Э. л. п. с. реализован принцип попарных сравнений отдельных высказываний. Выявление личностных предпочтений на основе сравнения двух высказываний, из которых нужно выбрать то, которое лучше всего характеризует обследуемого, с точки зрения автора предполагает отнесение количественных показателей к пласту потенциально осознаваемого в мотивационной сфере личности. Процедура попарных сравнений позволяет не сводить задачу диагностики к сопоставлению индивидуальных показателей с нормативными, хотя это и возможно, но также прибегнуть к ипсативному оцениванию. Российскими психологами проведен анализ теоретических конструктов опросника. При этом подчеркивается, что термин «мотивационная тенденция» является более адекватным для интерпретации индексов мотивации, чем авторская их маркировка в терминах «потребностей». Измеряемые индексы рекомендуется трактовать как индикаторы представленных в самосознании личности предпочитаемых взаимодействий с окружением, а не как показатели внутренних побудительных сил (Т. В. Корнилова, 1997). Опросник состоит из 225 пар сравнений, образующих 15 шкал: 1. Мотивация достижения. 2. Принятие авторитетов. 3. Любовь к порядку. 4. Демонстративность. 5. Автономия (независимость). 6. Аффилиация (терпимость к другим). 7. Самовосприятие. 8. Принятие опеки. 9. Доминирование (самоутверждение). 10. Чувство вины. 11. Готовность опекать других. 12. Радикализм (толерантность к новому). 13. Стойкость в достижении целей. 14. Гетеросексуальность. 15. Агрессивность. Пример задания (необходимо выбрать из пары наиболее соответствующее себе высказывание): 51. А. Я люблю делать то, что мне удается наилучшим образом, Б. Мне доставляет удовольствие помогать другим, тем, кто менее удачлив, чем я. Э. л. п. с. включает шкалу «лжи», основанную на сравнении идентичности выборов в одних и тех же парах высказываний под разными номерами. В получаемом личностном профиле представлена количественно степень выраженности диагностируемых мотивационных тенденций. Опросник адаптирован на российских выборках (Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей, С. Н. Ениколопов, 1995). Сообщается о достаточно высокой валидности и надежности, получены нормативные показатели. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ — комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психолога-диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого. Э. н. п. включают наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики (см. Тестовая компетентность), а также являются кодексом профессиональной этики психолога, занимающегося диагностическими исследованиями. Этические принципы деятельности психолога-диагноста в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы морали (профессиональный долг, соблюдение прав человека, обязательства по отношению к обществу, гуманизм и т. д.). Наряду с этими требованиями, предъявляется и ряд специфических, вытекающих из особенностей взаимодействия в системе «психолог—обследуемый». Психолог-диагност выступает в качестве эксперта личности обследуемого, его профессиональная деятельность нередко затрагивает наиболее интимные стороны жизни другого человека, содержание его сложных межличностных отношений, конфликтов, наконец, объектом изучения в ряде случаев являются болезненные проявления личности, отклонения в поведении, последствия тяжких соматических или психических заболеваний. В таких, достаточно типичных для работы психолога ситуациях значение норм профессиональной этики в психодиагностике сравнимо лишь с их значимостью в области медицинской деятельности. Одним из важнейших требований профессиональной этики является предпочтение в любой ситуации интересов обследуемого. От психолога требуется немалый такт и терпение, создание условий, в которых невозможна психологическая травма, безусловное уважение личности испытуемого. В случае нарушения психологом профессиональной этики, нанесения морального ущерба любые «позитивные» результаты сводятся к нулю, подрывается авторитет науки. Несоблюдение этических норм может привести к серьезным социальным последствиям, как это случилось в 70-е гг. в США при тестировании уровня интеллектуального развития (см. Тесты интеллекта) чернокожего населения этой страны. Обнаруженное исследователями отставание в уровне интеллектуального развития негров(сравнительно с белым населением), ошибочно объявленное как генетически обусловленное, затронуло интересы значительного числа людей, внезапно оказавшихся неполноценными, инициировало акты социального противодействия. Практическая направленность психологической диагностики, необходимость ее широкого внедрения в различные области общественной практики обусловливают возможность проведения отдельных обследований лицами без специальной психологической подготовки: педагогами, врачами, другими специалистами. Однако это распространяется, как правило, на диагностику, осуществляемую с помощью узконаправленных специализированных диагностических методик с высоким уровнем стандартизации проведения и обработки результатов (простые функциональные пробы, тесты достижений, разработанные для применения педагогами, отдельные тесты групповые). И в этих случаях разработкой программы, оценкой полученных эмпирических данных, подготовкой заключения должен заниматься консультирующий такие исследования профессиональный психолог. На предупреждение некомпетентного использования тестов направлено и требование их ограниченного распространения. Широкое и бесконтрольное распространение тестов среди неспециалистов неизбежно приводит к их дискредитации, может нанести определенный ущерб личности того, по отношению к кому они используются. Распространение тестов во внепрофессиональной сфере крайне нежелательно и потому, что многие методики (напр., тесты интеллекта, опросники личностные, проективные методики) частично или полностью теряют свою диагностическую ценность, валидность, если их содержание и измеряемые показатели известны испытуемым. Наконец, самотестирование (за исключением тестов, специально предназначенных для этого) может травмировать психику индивидуумов, относящихся к определенным типам личности. Важнейшим этическим требованием является конфиденциальность результатов исследования. Испытуемый всегда должен быть осведомлен о целях проводимого обследования, объеме и характере информации, которая может быть сообщена заинтересованным в ней лицам и учреждениям. Участие испытуемого в обследовании должно быть сознательным и, как правило, добровольным (см. Психодиагностические ситуации). В любом психодиагностическом обследовании у испытуемого должна формироваться установка, основным содержанием которой является идея о том, что исследование предпринимается исключительно с целью оказания помощи. При проведении экспертизы, профессионального и других видов отбора, особенно в случае применения тестов интеллекта и специальных способностей, неправильное субъективное толкование результатов которых может причинить ущерб личности испытуемого, необходимо соблюдение индивидуального подхода к выбору формы и объема сообщаемой информации. Во многих странах национальными психологическими сообществами принят ряд нормативных документов, касающихся общих и специальных вопросов Э. н. п. Широко известны «Этические принципы проведения исследований с участием людей» (1973), разработанные Американской психологической ассоциацией. Значительный вклад в разработку принципов тестирования, в том числе этических норм, вносит Международная тестовая комиссия. В отечественной психодиагностике этические требования, соблюдение которых необходимо при конструировании и использовании психодиагностических методик, нашли отражение в ряде проектов нормативных предписаний к разработчикам и пользователям психодиагностических методик (см. Приложение II). Э. н. п. не являются жестким, раз и навсегда данным сводом правил и предписаний, определяющих деятельность психолога, они изменяются в соответствии с изменениями, происходящими в общественном сознании и культуре общества.
- Ю- ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ ТЕСТ (ТЮФ) — тест для диагностики личностных особенностей, связанных с пониманием юмора. Относится к тестам оценки юмора, может рассматриваться как проективная методика диагностики мотивационной сферы личности. Предложен А. Г. Шмелевым и В. С. Болдыревой в 1982 г. Стимульный материал теста представляет собой 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 однозначно относятся к одной из десяти тем (по четыре фразы на каждую), а остальные являются многозначными (испытуемые, исходя из собственной апперцепции, усматривают в них ту или иную тему из числа основных десяти). Соотнесенность фраз с основными темами проверена нормативными экспериментами. В предлагаемых фразах отражены следующие темы: 1) садизм; 2) секс; 3) пагубные пристрастия (пьянство); 4) деньги; 5) мода; 6) карьера; 7) семейные неурядицы; 8) социальные неурядицы; 9) бездарность в искусстве; 10) человеческая глупость. Процедура проведения теста достаточно проста. Испытуемому предлагают классифицировать набор карточек с фразами таким образом, чтобы в одной группе находились карточки с фразами на одну тему. Закончив классификацию, испытуемый дает названия выделенным им классам. По этим названиям экспериментатор идентифицирует одну из десяти тем, которой соответствует выделенный испытуемым класс. Если испытуемый неясно формулирует интерпретируемые названия, то идентификация стандартной темы производится по однозначным фразам, попавшим в состав класса (так, если в выделенную группу карточек попадают три и более фразы, однозначно относящиеся к основной теме, то к ней же относится и вся группа). Проективный потенциал методики Ю. ф. т. заключается в том, что субъект зачисляет в один класс как однозначные, так и многозначные стимулы. Составители методики полагают, что чем большее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса является свидетельством сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса. Подсчет тестовых баллов, отражающих «напряженность» отдельных мотивационных тем, сводится к подсчету карточек в соответствующих им группах. Показатели могут быть представлены в виде профиля (см. Оценки профильные). При интерпретации сравниваются показатели, выявляющие порядковую структуру индивидуального профиля мотивационных тем, их доминирование, «притягивание» (апперцептирование) стимульного материала одних тем другими. При интерпретации данных могут анализироваться не только изолированные темы, но и их комбинации. Возможно проведение сложного содержательного анализа семантических отношений между карточками, включаемыми испытуемым в темы. Следует отметить, что, по мнению авторов Ю. ф. т., показатели напряженности мотивационной темы могут отражать не только силу мотива, но и силу преграды (фрустратора) потребности (см. Розенцвейга рисуночной фрустрации методика). Характеристика валидности конструктной Ю. ф. т. проводилась на основе сравнения данных теста с критериальной информацией, полученной с помощью методики групповой оценки личности (ГОЛ), а также по методу конвергентной валидизации (см. Валидность конструктная) с результатами тематической апперцепции теста и другими методиками. Тест рекомендуется авторами для внедрения в практику психологического консультирования.
- Я-
«Я» СОЦИАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (The Self Social Symbols Tasks) — проективная методика исследования личности. Разработана Б. Лонгом, Р. Зиллером, Р. Хендерсоном в 1968 г. Направлена на измерение самоотношения и сам
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|