Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень потребностей (needs; n)




По Г. Мюррею (в порядке латинского

Алфавита)

1. n. Abasement 2. n. Achievement 3. n. Affiliation 4. n. Aggression 5. n. Autonomy 6. n. Counteraction 7. n. Deference 8. n. Defendance 9. n. Dominance 10. n. Exhibition 11. n. Harmavoidance 12. n. Infavoidance 13. n. Nurtrance 14. n. Order 15. n. Play 16. n. Rejection 17. n. Sentience 18. n. Sex 19. n. Succorance 20. n. Understanding (n Aba) (п Ach) (n Aff) (n Agg) (n Auto) (n Cnt) (n Def) (n Dfd) (n Dom) (n Exh) (n Harm) (n Inf) (n Nur) (n Ord) (n Play) (n Rej) (n Sen) (n Sex) (n Suс) (n Und) унижения достижения аффилиации агрессии независимости противодействия уважения защиты доминирования привлечения вни­мания к себе избегания вреда избегания неудач покровительства порядка игры неприятия осмысления сексуальных от­ношений поиска помощи (зависимости) понимания
  Следующие потребности были постулированы, но систематически не исследовались:  
n. Acquisition n. Blamavoidance n. Cognizance n. Construction n. Exposition n. Recognition n. Retention (n Acq) (n Blam) (n Cog) (n Cons) (n Exp) (n Rec) (n Ret) приобретения избегания обви­нений познания созидания разъяснения (обу­чения) признания сохранения (бе­режливости)

 

Осуществляется также формальный анализ рассказов, включающий в себя расчет длительности рассказов, их стиле­вых особенностей и др. Этот аспект ана­лиза может быть полезен для обнаруже­ния патологических тенденций. Диагнос­тическая ценность Т. а. т. основывается на признании существования в человечес­кой психике двух ярко проявляющихся тенденций. Первая из них выражается в стремлении истолковывать каждую мно­гозначную ситуацию, с которой сталкива­ется индивидуум, в соответствии со сво­им прошлым опытом. Вторая тенденция состоит в том, что во всяком литератур­ном творчестве автор опирается прежде всего на собственные переживания и со­знательно или неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей. В завершенном виде теория личности, разработанная Г. Мюрреем, названная им «персонологией» и сформировавшаяся под сильным воздействием психоанализа, носит доста­точно эклектический характер. Она была критически рассмотрена в работах советских психологов (Л. Ф. Бурлачук и В. М. Блейхер, 1978; Е. Т. Соколова, 1980 и др.).

Надежность Т. а. т. неоднократно изучалась различными исследователями. В большинстве работ обсуждается про­блема повторяемости тем рассказов по ис­течении определенного периода времени. Согласно С. Томкинсу, корреляция при повторе теста через два месяца была рав­на 0,80, через шесть месяцев — 0,60, а через десять месяцев составила 0,50. Валидностъ Т. а. т., несмотря на то что в случае проективных методик этот вопрос не может быть решен традиционно психо­метрически, подтверждается многочис­ленными исследованиями.

Известны различные подходы к анали­зу и интерпретации данных (подробнее см.: Л. Ф. Бурлачук и В. М. Блейхер, 1978; Е. Т. Соколова, 1980). Существует множество модификаций Т. а. т. (для обследования лиц разного культурного уровня, подростков-правонарушителей, людей пожилого и старческого возраста и др.), а также основанных на тех же исход­ных принципах методик, которые могут считаться оригинальными (см. «Блекки» картинки, Детской апперцепции тест, Руки тест, «Четыре картины» тест, Хекхаузена тематической апперцеп­ции тест и др.). В отечественных иссле­дованиях Т. а. т. впервые был использо­ван в начале 60-х гг. в Ленинградском на­учно-исследовательском психоневрологи­ческом институте им. В. М. Бехтерева для выявления значимых, прежде всего патогенных, отношений личности, дифферен­циальной диагностики неврозов, психозов и пограничных состояний (И. Н. Гильяшева, 1983). Позднее Т. а. т. начинают при­менять в общепсихологических исследо­ваниях (В. Г. Норакидзе, 1975 и др.).

 

ТЕННЕССИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ШКАЛА (Tennessee Self Concept Scale, TSCS)опросник личностный. Разра­ботан У. Фиттсом в 1965 г. (переработан­ное издание — 1988). Предназначен для исследования самооценки у подростков (начиная с 12-летнего возраста) и взрос­лых.

Методика состоит из 90 утверждений, характеризующих «Я-концепцию», и 10 утверждений, образующих шкалу лжи. Испытуемый отвечает на задания опрос­ника по 5-балльной шкале: от «полностью согласен» до «абсолютно не согласен». Утверждения отбирались с помощью экс­пертов — клинических психологов. Во­семь диагностических показателей полу­чают при сочетании трех переменных, представленных по строкам (1. Самокри­тичность. 2. Самоудовлетворенность. 3. Поведение), и пяти показателей, пред­ставленных по столбцам (1. «Физическое Я». 2. «Моральное Я». 3. «Личностное Я». 4. «Семейное Я». 5. «Социальное Я»). До­полнительно вычисляются два показате­ля: 1) «вариабельность» — мера согласо­ванности восприятия себя в различных областях; 2) «распределение» — мера распределения субъектом своих ответов по 5-балльной шкале. Выбор преимуще­ственно средних значений (низкий пока­затель распределения) свидетельствует об интенсивном включении защитных ме­ханизмов, выбор лишь крайних значений встречается у больных шизофренией.

Опросник имеет две формы: С — т. н. консультативная форма и C&R — клини­ческая и исследовательская.

Надежность ретестовая колеблется от 0,75 до 0,92 для разных шкал. Фактор­ная структура опросника недостаточно ясна. Первые данные о валидности полу­чены при сравнении показателей пациентов психиатрических клиник, лиц с делинквентным поведением и больных ал­коголизмом с показателями психически здоровых испытуемых. В 1988 г. сведения о валидности существенно дополнены ав­тором. Результаты исследований свиде­тельствуют о достаточной надежности и валидности методики. У. Фиттс (1988) также сообщает о корреляциях опросника со шкалами Миннесотского многоаспек­тного личностного опросника, Эдвардса личностных предпочтений списком и другими известными методиками.

С помощью Т. «Я-к.» ш. стремятся вы­явить особенности глобального самоотно­шения (самоудовлетворенности и специ­фических форм самоотношения к своему телу, к себе как к моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т. д.)

Сведений об использовании в СНГ нет.

ТЕРСТОУНА ШКАЛЫ — разновид ность опросников установок (аттитюдов). Названы по имени автора — Л. Терстоуна, предложившего их совместно с Е. Чейвом в 1929 г. Основной метод конструирования Т. ш. состоит в последова­тельном выполнении четырех этапов.

1. Выбор установки, подлежащей из­мерению.

2. Отбор значительного количества утверждений (высказываний), относя­щихся к данному аттитюду.

3. Экспертная оценка утверждений обычно по 11-балльной шкале от «очень расположен» до «очень нерасположен» к объекту установки. Напр., Л. Терстоун и Е. Чейв предложили 130 отобранных ими утверждений (отношение к религии) 300 экспертам для распределения по рубри­кам, обозначенным буквами латинского алфавита от А до К. В рубрику А должны быть отнесены утверждения, в которых давалась наиболее высокая позитивная оценка объекта установки, в рубрику F — нейтральные, а в К — с крайне отрица­тельной оценкой. В остальные рубрики вводились утверждения соответственно степени выраженного в них благожела­тельного или отрицательного отношения.

4. Выбор тех утверждений, относи­тельно которых мнения экспертов не ра­зошлись. Установление шкалы с равно-распределенными единицами измерения.

Показателем выраженности установ­ки у испытуемого является медианная шкальная цена высказывания, выражен­ная в 11-балльной оценке. При этом учи­тываются утверждения, с которыми испы­туемый согласен. Медианная оценка рас­считывается на основании усредненных показателей экспертной группы.

Вместе с Лайкерта шкалами Т. ш. являются распространенным методом психологической диагностики установок. Исследования с помощью Т. ш. компакт­ны, на их основе возможна разработка оп­росников, ориентированных на исследова­ние широкого круга аттитюдов. Недостат­ком Т. ш. является сложность формирова­ния выборки, которая должна точно отра­жать ту выборочную совокупность, для которой предназначается инструмент из­мерения. Помимо этого необходимо око­ло 100 экспертов для создания надежной Т. ш. Наконец, нельзя исключать влияния собственных установок экспертов на классификацию утверждений.

ТЕСТ (англ, test — проба, испытание, проверка) — в психологии — фиксиро­ванное во времени испытание, предназна­ченное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психо­логических различий. Т. — основной ин­струмент психодиагностического обсле­дования, с помощью которого осуществ­ляется диагноз психологический.

Термин Т., получивший в последнее время чрезвычайно широкое распростра­нение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет дав­нюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово Т. происходит из старофран­цузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из гли­ны). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов. В русском языке слово Т. долгое время имело два значения: 1) испытатель­ная присяга, английская религиозная клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик; 2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделения олова из золота или серебра (Русский эн­циклопедический словарь, 1877). Совре­менное содержание термин Т. получает в конце XIX — начале XX в. В психологи­ческие исследования введен Дж. Кэттеллом (1890), а создателем первых Т. следу­ет считать Ф. Гальтона.

В психодиагностике существуют раз­нообразные классификации Т. Они могут подразделяться по особенностям исполь­зуемых задач тестовых на тесты вер­бальные и тесты практические, по формам процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты интеллек­та и тесты личности, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ог­раничений — на тесты скорости и тес­ты результативности. Также Т. разли­чаются по тестов конструирования принципам. В последние десятилетия ак­тивно разрабатываются тесты компью­терные.

Используемая в настоящем словаре-справочнике классификация опирается на реализуемый в Т. диагностический подход (см. Психодиагностический метод). Эта классификация учитывает, наряду со спе­цификой диагностического подхода, уро­вень стандартизации Т. Поэтому, напр., по отношению к проективным методи­кам, характеризуемым как недостаточно стандартизированные, термин Т. не используется.

Т., как и любому другому инструмен­ту познания, присущи особенности, кото­рые в конкретных обстоятельствах иссле­дования могут рассматриваться в каче­стве его достоинств или недостатков. Эффективное использование Т. зависит от учета многих факторов, среди которых важнейшими являются: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной Т., область применения, весь комп­лекс сведений, обусловленных стандарт­ными требованиями к психологическим тестам (см. Тестов стандарты), психо­метрические характеристики процедуры, весь комплекс сведений о надежности и валидности (см. Теста стимульный ма­териал, Тестовая модель).

Распространенные представления о «простоте» и доступности Т. не соответ­ствуют действительности. Являясь сред­ством исследования сложнейших психи­ческих явлений, Т. не может толковаться упрощенно как предложение задания и регистрация его решения. Научное ис­пользование Т. возможно лишь при усло­вии опоры на общепсихологические зна­ния, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагно­стических исследований (см. Тестовая компетентность). Не менее существен­но следование этическим нормам психо­диагностики (см. Приложение II).

В 1974 г. создана Международная тес­товая комиссия, объединяющая усилия ученых разных стран в области разработ­ки, оценки эффективности и распростра­нения психологических и учебно-образовательных тестов.

ТЕСТА ЗАДАНИЙ ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ — гипотетическое множество заданий теста, связанных об­щим фактором.

Каждый тест теоретически представ­ляет собой выборку из Т. з. г. с., которая релевантна исследуемой психологичес­кой переменной. Так, если разрабатывает­ся тест для диагностики тревожности, то предполагается, что он является выбор­кой из всех возможных заданий, с помо­щью которых может быть обнаружена эта особенность личности. Тестовые резуль­таты будут искажаться, если отобранные задания не репрезентируют на удовлетво­рительном уровне Т. з. г. с. (см. Валидность конструктная). Степень связи выборки заданий, включенных в конкрет­ный тест, во многом определяет надеж­ность теста (см. Надежность по внут­ренней согласованности). В тесте, связанном с разными Т. з. г. с., наблюда­ется снижение показателей по внутрен­ней согласованности.

ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ — объекты живой и неживой приро­ды, искусственно созданные объекты, их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступаю­щие в качестве заданий психологических тестов.

Особую роль играет степень структу­рированности Т. с. м. Слабоструктуриро­ванные, неоднозначные стимулы способ­ствуют актуализации личностно значи­мой продукции испытуемых, но этим создаются и дополнительные трудности при интерпретации полученных результа­тов. Наиболее богат Т. с. м. в проектив­ных методиках: «чернильные пятна» (см. Роршаха тест), многозначные сю­жетные картины (см., напр., Тематичес­кой апперцепции тест), цветовые стиму­лы (см., напр., Люшера цвета выбора тест), фигурки людей и животных (см., напр., Мира тест) и др.

Вербальные стимулы главным обра­зом используются в опросниках, анкетах, тестах вербальных. Геометрические фигуры, символы наиболее типичны как Т. с. м. для тестов практических. Иногда в качестве Т. с. м. используются трансфор­мируемые материалы, например пласти­лин, проволока (см. Сгибания проволоки тест). В практических тестах можно встретить объекты, требующие определенного оформления (кубики, разрезанные картинки, пирамиды для складыва­ния; см., напр., Векслера измерения ин­теллекта шкалы). Реже используется специальное оборудование (см. Таутофон).

Выбор Т. с. м. определяется в первую очередь направленностью методики, валидностью содержательной, заклады­ваемой при разработке теста. Другим важным фактором является возраст испы­туемых, их индивидуальные особенности (напр., тесты для слабовидящих, лиц с на­рушениями моторики, инвалидов и т. д.). Тип Т. с. м. может существенно повлиять на валидность очевидную, интерес и мо­тивированность испытуемых.

ТЕСТОВ ИЗДАТЕЛЬСТВА (ИЗДАТЕ­ЛИ) — специализированные издатель­ства, осуществляющие выпуск и распрос­транение тестов психологических, а также тестов для нужд системы образова­ния (educational tests). При издании обя­зательно следование тестов стандар­там (см. также Приложение II). Крупные Т. и. обычно являются дистрибьюторами тестов, опубликованных другими издательствами. Большинство Т. и. периоди­чески выпускает каталоги предназначен­ных для продажи тестов. Полные перечни Т. и. публикуются в «Психических изме­рений ежегоднике». Наименования и адреса основных Т. и. см. в Приложении VI.

ТЕСТОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРИНЦИПЫ — см. Критериально-ключевой принцип и Факторно-анали­тический принцип.

ТЕСТОВ СТАНДАРТЫ — совокуп­ность требований, предъявляемых к тес­ту как психологическому инструменту измерения и предназначенных для разра­ботчиков и пользователей психоди­агностических методик. Наиболее извес­тны «Стандарты для образовательного и психологического тестирования» Амери­канской психологической ассоциации (АРА), изданные в 1974 и 1985 г. Стандар­ты АРА являются основой стандартных требований к психологическим тестам, принятым во многих странах мира (см. Тестовая компетентность, Междуна­родная тестовая комиссия, а также Приложение II).

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ — совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностичес­кую методику и направленных на измере­ние различных сторон сложного психологического конструкта.

Наиболее известными и распростра­ненными в современной психологической диагностике примерами Т. б. являются Векслера интеллекта измерения шка­лы, Общих способностей батарея тес­тов (GATB), Амтхауэра интеллекта структуры тест (TSI). Составные ме­тодики с включением в них различных групп заданий, направленных на изучение вербальных и практических сторон общих способностей, довольно распространены среди тестов интеллекта.

Комплекс заданий, включенных в Т. б., в значительной мере отражает элемент­ный состав конструкта, на исследование которого направлена данная методика (см. Валидность конструктная). Так, батарея тестов WISC (см. Векслера ин­теллекта измерения шкалы) включает задания на общую осведомленность, по­нимание, способность к установлению сходства и аналогий, визуальную комбинаторику и репродукцию, смысловой ана­лиз последовательных событий, арифме­тические способности и навыки,изучение репродуктивной функции памяти и т. д. В совокупности результаты измерений по отдельным субтестам с той или иной сте­пенью полноты репрезентируют исследу­емое комплексное качество (в данном примере — комплекс общих способнос­тей).

Несмотря на принадлежность к общей методике, некоторые субтесты Т. б. ис­пользуются в отдельности для решения определенных узких диагностических за­дач. Часто отдельные субтесты Т. б. снаб­жаются собственными частными нормами и стандартами выполнения. Возможность их комбинирования в зависимости от си­туации обследования является специфи­ческой особенностью многих батарейных методик.

Для отдельных многосубтестовых Т. б., таких, напр., как шкалы Векслера, Станфорд—Бине умственного разви­тия шкала и других, разработаны сокра­щенные варианты, состоящие из наиболее нагруженных исследуемыми факторами субтестов, результаты которых тесно кор­релируют с результатами полной батареи.

Невзирая на относительную независи­мость некоторых субтестов Т. б., непре­менным условием разработки методики и оценки качеств теста в целом является анализ внутренней согласованности, трудности заданий теста, валидности заданий теста не только с т. з. состава задач отдельных субтестов, но и связи от­дельных субтестов с общим результатом Т. б. Таким образом, процедура разработ­ки и проверки диагностических качеств батарейных методик значительно услож­няется по сравнению с единичными теста­ми. Т. б. проходят процедуру исследова­ния валидности, дискриминативности, внутренней согласованности сначала раз­дельно, по субтестам, а затем в целом.

ТЕСТОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ -совокупность требований, предъявляе­мых к психологу, осуществляющему пси­ходиагностическое обследование с помо­щью тестов. В специальных исследовани­ях выделяется множество составляющих Т. к. Так, Дж. Робертсон и Л. Эйд (1993), обсуждая проблему совершенствования использования тестов в США, описывают 86 элементов Т. к. Факторный анализ этих элементов позволил выделить семь факторов, имеющих наибольший вес.

1. Всесторонность оценки. Следую­щий за тестированием и имеющий отно­шение к его результатам сбор информа­ции о жизненном пути обследуемого и интеграция полученных сведений с пока­зателями теста, что обеспечивает точ­ность интерпретации последних.

2. Правильное использование те­ста. Признание ответственности за ком­петентное использование теста, регуляр­ное применение соответствующих проце­дур контроля качества по всем аспектам использования теста.

3. Психометрические знания. Зна­ние и правильное использование основ­ных статистических принципов измере­ния (напр., ошибки измерения, надежно­сти, валидности и т. д.).

4. Поддержание принципа целост­ности результатов теста. Корректное применение психометрических принци­пов для адекватной интерпретации ре­зультатов теста, понимание ограниченно­сти тестовых показателей.

5. Точность оценки. Обеспечение правильного выполнения всех процедур оценивания результатов теста (запись, ра­бота с «ключами», корректное прочтение таблиц).

6. Уместное использование норм. Понимание и корректное использование разного типа норм, особенно при решении задач профориентации и кадрового от­бора.

7. Обратная связь с клиентами на этапе интерпретации данных. Пред­ставление обследуемому корректной ин­терпретации тестовых показателей.

Требования к Т. к. излагаются в соот­ветствующих нормативных документах. Так, Британское психологическое общество, обеспечивающее сертификацию спе­циалистов в области психодиагностики, определяет требования к двум уровням их подготовки: уровень А («Основы теории тестов и использование тестов специаль­ных способностей и склонностей»)и уро­вень В («Теория и практика личностной оценки») (См. Приложение V). В основе требований к Т. к., принятых в ряде стран, лежат «Стандарты для образовательного и психологического тестирования», нео­днократно переиздаваемые Американской психологической ассоциацией (см. Тес­тов стандарты, а также этические нор­мы психодиагностики). В странах СНГ документы, определяющие Т. к., находят­ся в стадии разработки.

ТЕСТОВАЯ МОДЕЛЬ — совокупность стимульного материала теста и пра­вил оперирования с ним, обусловливаю­щая актуализацию определенного вида ак­тивности, релевантного исследуемым особенностям.

В ряде психодиагностических методик Т. м. приближается к реальной (критери­альной) деятельности. Это наиболее ти­пично для тестов достижений, тестов критериально ориентированных, тес­тов специальных способностей (см., напр., Общих способностей батарея тестов). С развитием технических воз­можностей Т. м. с большей полнотой от­ражает критериальную деятельность. Та­кие возможности предоставляются пси­ходиагностикой компьютерной, ис­пользованием тренажеров, стендов и т. п.

В тестах вербальных, разного рода личностных опросниках Т. м. направле­на на актуализацию состояний и свойств личности в соответствующих ситуациях, самооценки и отношения к событиям и объектам, производимую с помощью рече­вых воздействий.

В большинстве тестов интеллекта Т. м. представляет собой деятельность максимально обобщенного, неспециали­зированного характера, успешность вы­полнения которой обеспечивается вовле­чением широкого спектра когнитивных функций. Здесь особенно важно как мож­но более полно элиминировать влияние навыка при выполнении определенных ин­теллектуальных действий в силу различ­ных профессиональных или культурных особенностей испытуемых.

Значительный интерес представляет Т. м. в проективных методиках, харак­теризующихся известной неопределенно­стью (слабоструктурированностью) и сво­бодой в ответе (реагировании) испытуе­мого. Согласно проективной гипотезе, та­кая Т. м. в процессе разрешения, снятия неопределенности способствует актуали­зации типичного личностно обусловлен­ного способа формирования образа внешнего мира.

Предпочтение той или иной Т. м. свя­зано с закладываемыми при разработке методики характеристиками валидности содержательной. Качества модели во многом определяют валидность конструктную и валидность очевидную буду­щего теста.

Выбор Т. м. зависит от возраста и ин­дивидуальных особенностей испытуе­мых. От того, насколько простой или, напротив, сложной для испытуемых ока­жется тестовая деятельность, будет за­висеть дискриминативность заданий теста (см. Трудность заданий тес­та), а также надежность разрабатыва­емой методики.

При разработке Т. м. следует учиты­вать возможность формализации резуль­татов теста, особенности интерпретации получаемых данных, трудоемкость рабо­ты испытуемого и экспериментатора. Оригинальность Т. м. — одно из наиболее ценных качеств разрабатываемой методи­ки, обогащающее арсенал средств психо­логической диагностики.

ТЕСТЫ АППАРАТУРНЫЕ (устар.) — методики, подразумевающие применение технических (электронных) устройств разной сложности, позволяющих полу­чать релевантную задаче информацию об обследуемом. Широко используются в ме­дицинских исследованиях, дифференци­альной психофизиологии, напр, электро­энцефалограф, рефлексометр и др. Ис­пользование Т. а. нетипично для психоло­гической диагностики. К ним могут быть отнесены тесты компьютерные, однако применительно к последним понятие Т. а. не используется.

ТЕСТЫ БЛАНКОВЫЕ (устар., сино­ним — тесты «карандаш—бумага») — те­сты, задания которых предъявляются на специально разработанных бланках об­следования, предусматривающих самостоятельную работу с ними испытуемого (групп испытуемых).

Обычно Т. б. оформлены в виде от­дельных листов или брошюр, в которых содержатся инструкции и задания, а в не­которых тестах приводятся примеры ре­шения заданий и прилагаются специаль­ные формы для регистрации ответов.

Т. б. являются одними из наиболее распространенных и давно применяемых методик психологической диагностики. К их числу относятся, напр., корректур­ная проба, «завершение предложения» методики, приемы исследования само­оценки и многие др. Применение бланко­вой формы распространено практически во всех видах тестов, однако наиболее ши­роко эта процедура используется в тес­тах достижений, тестах интересов, тес­тах общих и специальных способностей. Практически все опросники личности, диагностические анкеты, большинство тестов групповых являются бланковы­ми методиками.

Оформление материала (форма, содер­жание, расположение отдельных задании теста и граф для ответов, инструкция и т д.) во всех Т. б. должно удовлетворять определенным требованиям (см. Бланк обследования, Тесты групповые). В пос­ледние годы большое количество Т. б. пре­образовано в тесты компьютерные.

ТЕСТЫ ВЕРБАЛЬНЫЕ — тесты, в которых материал задач тестовых пред­ставлен в вербальной форме. При этом подразумевается, что основным содержа­нием работы испытуемого являются опе­рации с понятиями, мыслительные дей­ствия в словесно-логической форме.

Т. в. чаще всего направлены на изме­рение способности к пониманию вербаль­ных инструкций, навыков оперирования грамматическими языковыми формами, овладения письмом и чтением. Т. в. наибо­лее распространены среди тестов ин­теллекта (напр., субтесты 1-4 Амтхауэра интеллекта структуры теста, субтесты I-IV тестов батарей WISC и WAIS (см. Векслера интеллекта изме­рения шкалы), субтест III Мейли интел­лекта аналитического теста и др.). Нацеленные преимущественно на отра­жение вербальных факторов интеллекта, Т. в. наиболее тесно коррелируют с общей культурой, осведомленностью, академи­ческой успеваемостью. Результаты Т. в. очень чувствительны к различиям в язы­ковой культуре испытуемых, уровню об­разования, профессиональным особенно­стям. Особые трудности представляет адаптация Т. в. к условиям обследова­ния испытуемых другой национальности. Т. в. широко используются при оценке специальных способностей (напр., тесты творческих способностей, составление рассказов и т. д.). Благодаря доминирую­щей представленности факторов образо­вательной подготовки Т. в. наиболее рас­пространены среди широкоориентирован­ных и специализированных тестов дос­тижений (см. Тесты практические).

ТЕСТЫ ГРУППОВЫЕ — методики, предназначенные для одновременного об­следования группы испытуемых. Т. г. не следует смешивать со средствами диагно­стики социально-психологических особенностей групп, коллективов и т. д.

Основной целью разработки этого вида психодиагностических методик в свое время явилось стремление повысить эффективность практических служб пси­ходиагностики за счет увеличения контингентов обследуемых. Одними из пер­вых тестов для массовых обследований стали разработанные в США армейские тесты «Альфа» и «Бета», направленные на оценку общих способностей при отборе новобранцев для прохождения службы. В настоящее время методики, допускающие одновременное обследование группы ис­пытуемых, достаточно распространены среди тестов интеллекта, тестов достижений, особенно при исследованиях в психодиагностике школьной и професси­ональной. В качестве примеров наиболее распространенных методик такого рода можно привести CAT — Батарея Службы учебно-образовательных тестов США; GATBОбщих способностей батарея тестов; СЕЕВ — основной армейский профориентационный тест в США и др. Для группового обследования приспособ­лено большинство тестов интересов. Групповая форма обследования возможна и для практически всех опросников лич­ностных. Т. г. с успехом применяются в целях отсеивания (скрининга), где с наи­большим успехом реализуются преиму­щества групповой формы обследования.

Т. г. являются, как правило, типичны­ми тестами психометрическими с весьма жесткой регламентацией процедуры об­следования, обработки и интерпретации данных. Для группового применения мо­гут быть приспособлены и отдельные те­сты аппаратурные, особенно при усло­вии введения в диагностическую систему устройств обработки информации (см. Психодиагностика компьютерная).

Большинство Т. г. являются по форме тестами бланковыми. Материал, необ­ходимый для проведения теста (тестовая тетрадь, бланки для регистрации резуль­татов и т. д.), отличается, однако, некото­рыми специфическими особенностями (см. Бланк обследования). Он должен быть вполне приспособлен для самостоя­тельной работы испытуемого при миниму­ме пояснений и вмешательства со сторо­ны экспериментатора. Инструкция к про­ведению обследования должна быть крат­кой, не требующей дополнительных разъяснений.

Число одновременно тестируемых лиц ограничивается, как правило, возможно­стями контроля и наблюдения со стороны обследующего. Одним из основных требо­ваний успешного обследования с помо­щью Т. г. является строгое соблюдение условий самостоятельности работы каж­дого испытуемого, исключение возможно­сти влияния со стороны других тестируе­мых лиц (заимствование результатов, консультирование, отвлекающие контак­ты и т. п.). Обычно максимально допусти­мое количество лиц в обследуемой груп­пе — 20-25 человек.

Как правило, при групповой процеду­ре обследования показатели надежности и валидности теста изменяются (обычно оказываются ниже, чем при проведении того же теста в индивидуальной форме). Иногда в руководствах к тестам даются различные нормы оценок для групповой и индивидуальной формы применения (см. Равена прогрессивные матрицы}.

Групповые методики, наряду с воз­можностью значительного увеличения производительности диагностической службы, имеют и другие преимущества. Среди них — простота инструментария и проведения, отсутствие специальных требований к профессиональной подготовке лиц, проводящих обследование, и т. д.

В отдельных случаях традиционные индивидуальные тесты выгодно проводить в небольших группах из 3-5 испытуемых. Иногда это целесообразно, поскольку по­зволяет повысить мотивированность при обследовании детей за счет реализации эффекта соревнования. Такая форма об­следования для детей является более при­вычной, так как напоминает естественные условия обучения и осуществления контроля знаний в классе.

К числу недостатков группового об­следования следует отнести ограничение возможности наблюдения, контакта в хо­де обследования, качественного анализа психодиагностической информации, что ставит Т. г. в ряд вспомогательных средств в случае их использования для ин­дивидуальной диагностики.

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ — психодиаг­ностические методики, направленные на оценку достигнутого уровня развития на­выков, знаний и умений.

В отличие от тестов интеллекта, Т. д. отражают не столько влияние накоп­ленного опыта, общих способностей на понимание и решение тех или иных про­блем и задач, сколько измеряют воздей­ствие специальных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на эффективность усвоения того или ино­го комплекса знаний, формирование раз­личных специальных умений. Таким обра­зом, Т. д. ориентированы на оценку дости­жений индивида после завершения обуче­ния.

Другой особенностью Т. д., отлича­ющей их от тестов интеллекта, является преимущественная направленность на из­мерение достижений испытуемых в изуча­емой области к моменту обследования, в то время как исследование общих способностей предусматривает в определенной степени и прогноз последующей критери­альной деятельности, предсказание буду­щего развития.

Т. д. относится к наиболее многочис­ленной группе психодиагностических ме­тодик (по числу конкретных тестов и их разновидностей). Среди Т. д. имеются ши­рокоориентированные тесты, применяе­мые для оценки навыков по основным, рассчитанным на продолжительное время целям обучения (тесты на понимание на­учных принципов, восприятие литерату­ры и т. д.). Некоторые из них предназна­чены для измерения влияния обучения на логическое мышление, приемы решения широкого круга задач. По содержанию они наиболее близки тестам интеллекта. Широкоориентированные Т. д. дополняют комплексные тестовые батареи общих достижений, приспособленные для изме­рения интеллектуальных и практических навыков, охватывающих универсальные области обучения.

Другую большую группу Т. д. состав­ляют методики по конкретным учебным предметам (достижения в чтении и мате­матике) и более специализированные Т. д., направленные на исследование усво­ения отдельных тем, частей учебной про­граммы, комплексов действий и т. д.

Т. д., применяемые в школьной психо­диагностике, имеют заметные преиму­щества по сравнению с существующей оценкой успеваемости учащихся. Их по­казатели ориентированы на измерение ус­воения ключевых понятий, тем и элемен­тов учебной программы, а не конкретной совокупности знаний, как это имеет мес­то при традиционно школьной оценке. Т. д., благодаря стандартизированной форме оценки, позволяют соотнести уро­вень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным существенным его элементам с аналогичными показателями в классе или в любой другой выбор­ке испытуемых. Безусловно, эта оценка носит более объективный характер и тре­бует меньших затрат времени (большин­ство Т. д. являются тестами групповы­ми), чем традиционная школьная оценка.

Применяя серию Т. д., можно изучать профиль овладения учащимся отдельны­ми элементами учебных программ или до­стижений по разным предметам. Т. д. обычно компактны, большинство из них являются тестами бланковыми, многие предназначены для учителей, а не психо­логов.

Разработка Т. д., опирающихся на учебные программы, имеет ряд особенно­стей. Важным этапом является подбор контрольных задач тестовых,, связан­ных с планируемой для теста валидностью содержательной. Узконаправлен­ные Т. д. имеют ограниченную область применения, распространяющуюся, как правило, на отдельные стадии обучения (учебный год, этапы учебной программы). Условием разработки и стандартизации таких Т. д. является опора на стандартные программы обучения.

Т. д. относятся к числу наиболее рас­пространенных методов в западной школьной психодиагностике. В СНГ Т. д. пока не нашли широкого применения.

ТЕСТЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИ­ЕНТИРОВАННЫЕ — разновидность тестов, реализующих индивидуальный подход к диагностике психологических особенностей и поведения испытуемого. В ходе обследования с помощью Т. и.-о. испытуемому сначала предъявляют зада­ние средней трудности. В случае правиль­ного решения уровень трудности повыша­ется, а в случае ошибки — снижается. Таким образом, путем предъявления от­носительно небольшого количества зада­ний может быть достоверно установлен точный показатель успешности испытуе­мого. Как правило, Т. и.-о. конструируют­ся на осно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...