Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математическая грамотность




В 2015 году средний результат российских учащихся 15-летнего возраста по математической грамотности составил 494 балла. Впервые за 15 лет участия России в исследовании PISA результаты российских учащихся находятся в интервале значений, статистически значимо не отличающихся от среднего результата по странам ОЭСР (490 баллов).

Самые высокие результаты по математической грамотности продемонстрировали учащиеся Сингапура, за ними следуют учащиеся Гонконга, Макао (Китай) и Тайваня.

Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов учащихся 11 стран (Австрии, Новой Зеландии, Вьетнама, Швеции, Австралии, Франции, Великобритании, Чешской Республики, Португалии, Италии и Исландии), статистически ниже результатов 19 стран и выше результатов 39 стран.

За годы участия в программе PISA за период с 2003 года, т.е. года формирования шкалы математической грамотности, наблюдается повышение результатов российских учащихся по математической грамотности на 26 баллов.

Читательская грамотность

Средний результат российских 15-летних учащихся по читательской грамотности в 2015 году составил 495 баллов, что статистически сравнимо со средним результатом для учащихся стран ОЭСР (493 балла).

Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Сингапура.

Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов учащихся 15 стран (среди которых Швеция, Франция, Чешская Республика, США), статистически ниже результатов 16 стран и выше результатов 38 стран.

По сравнению с 2000 годом (годом формирования шкалы по читательской грамотности) наблюдается значительное повышение среднего балла российских учащихся по читательской грамотности – на 33 балла (с 462 до 495 баллов), а по сравнению с 2009 годом (годом корректировки шкалы по читательской грамотности) – на 36 баллов.

PIRLS Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет, к настоящему времени проведено четыре цикла: в 2001, 2006, 2011, 2016 годах. Российская Федерация принимала участие во всех циклах исследования

 

Целью участия нашей страны в этом исследовании было получить ответы на ряд вопросов:

 

•Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?

•Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники?

•Произошли ли какие-либо изменения по сравнению с 2006 годом?

•Любят ли читать учащиеся четвертого класса?

•Как семья способствует развитию грамотности?

•Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?

•Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами и, если да, в чем заключаются эти особенности? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов, используемых учителями в других странах?

 

В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

 

- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

- чтение с целью освоения и использования информации.

 

При чтении литературных и информационных (научно-популярных) текстов в исследовании оцениваются четыре группы читательских умений:

 

- нахождение информации, заданной в явном виде;

- формулирование выводов;

- интерпретация и обобщение информации;

- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

 

Для сбора информации о состоянии факторов, позволяющих интерпретировать результаты исследования, в инструментарий будут включены:

 

•Анкета для учащегося;

•Анкета для учителя;

•Анкета для родителей;

•Анкета для администрации школы.

 

В исследовании выделены и описаны уровни читательской

грамотности, всего выделено пять уровней: высший, высокий, средний,

низкий и самый низкий (этот уровень используется как характеристика

подготовки читателей, не достигших низкого уровня).

 

Характеристика читательских возможностей на каждом уровне понимания текста:

 

1) высший уровень понимания текста- Читатели высшего уровня воспринимают текст целостно и в то же время понимают отдельные единицы текста в их взаимосвязи; опираются на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции. Читая художественные тексты, учащиеся могут: • связывать детали текста для понимания общих идей автора; • интерпретировать события и действия героев для понимания их чувств, мотивов, целей и особенностей характера; обосновывать свои интерпретации, опираясь на содержательные и формальные элементы всего текста. Читая информационные тексты, учащиеся могут: • распознавать и интерпретировать сложную информацию из разных частей текста и обосновывать свои интерпретации, основываясь на сообщениях всего текста; • связывать единицы информации из всего текста для того, чтобы объяснить значение сообщения текста и выстроить последовательность описанных в тексте сообщений; • оценить и объяснить значение визуальных и вербальных элементов для понимания сообщений текста.

2) высокий уровень понимания текста - Читатели высокого уровня понимают существенные сообщения текста, могут делать собственные умозаключения, основываясь на тексте, оценивают как содержание, так и форму текста, обращают внимание на некоторые языковые особенности текста. Читая художественные тексты, учащиеся могут: • найти и опознать значимые детали, скрытые в разных частях текста; • строить умозаключения для объяснения связи между событиями текста, между чувствами, намерениями и действиями героев и обосновывать свои выводы с помощью текста; • связывать и интерпретировать события истории, действия и черты характера героев, описанные в разных частях текста; • оценивать значение событий истории и действий героев для 6 понимания сообщения текста; • понимать значение некоторых языковых характеристик (метафора, интонация, образ). Читая информационные тексты, учащиеся могут: • найти и опознать нужную информацию внутри сплошного текста или в сложной таблице; • строить умозаключения о логических связях отдельных сообщений текста для обоснования своего мнения; • связывать вербальную и визуальную информацию для обоснования связей между идеями текста; • оценивать содержание и форму текста при обобщении его основных идей.

 

3) средний уровень понимания текста- Читатели среднего уровня могут находить в тексте информацию, делать на ее основе умозаключения, используя при этом некоторые особенности формы и языка текста. Читая художественные тексты, учащиеся могут: • вычитывать события, действия и чувства героев, описанные в явном виде; • строить умозаключения о свойствах, чувствах и мотивации основных героев; • интерпретировать очевидные основания действий героев и давать простые объяснения; • оценивать отдельные языковые и стилистические особенности текста. Читая информационные тексты, учащиеся могут: • найти и извлечь из текста две – три единицы информации; • использовать подзаголовки, иллюстрации и информацию в отдельных рамочках для того, чтобы найти часть текста, содержащую нужную информацию.

 

4) низкий уровень понимания текста- Читатели низкого уровня могут вычитать из текста такую информацию, которая сообщается в явном виде и которую легко локализовать. Читая художественные тексты, учащиеся могут: • найти и извлечь из текста ясно описанную деталь; Читая информационные тексты, учащиеся могут: • Найти и извлечь информацию, которая в явном виде сообщается в начале текста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...