Вопрос 4: Функции философии.
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Вопрос1: Философия и специфика филосовского знания. Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения[1], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Специфика фил-ой мудрости. 1) Сущностный 2) Целостность: философия стремится увидеть мир как целое, где каждое звено имеет знание. Восприятие от природы целостное. 3) Проблемность: философское знание проблемно по определению: это означает, что философ стремится увидеть проблему там, где ее нет. 4) Альтернативность: В философии существует 2 альтернативных направления: -диалектика: изучает единство мира(целостность), -метафизика: отрицает единство мира. Все философские теории принадлежат по 2 этим направлениям.
Вопрос 2: Философия как мировоззрение, понятие. Мировоззрение – это система взглядов, норм, установок, определенных отношений чел к миру, регулирующее и адаптирующее его поведение Уровни: 1) обыденный – жизненная мудрость, формируется стихийно, имеет опытный характер. 2) теоретический - склад в процессе интеллектуального постижения мира – на этом уровне формируется научно-филосовское мировоззрение как особый тип. Обобщенно теоретический взгляд на мир - это фил-е мировоззрение, основанное на познании общественных законов бытия (закон детерминизма – причинность). Детерминизм бывает физическим (напр падение тела) и психическим (например, Сахар – вкус – формирование мысли «сладкое»).
Мифологическое мировоз-е основано на символическом понимании действительности. Религиозное мировоз-е основывается на духовном знании – особый род знаний, интуитивно проникнувший в смысл мира. (Для чего я появился на свет?) Творческое мировоз-е - образно чевственное познание бытия, решает вопрос о бытие мира.
Вопрос 3: Философия как наука, ее объект и предмет. Философия – самая древняя наука (27 веков) Долгое время др. науки основывались на философии (были ее частью), только в новое время – разделение: философия – научная дисциплина, т.е. свой объект и предмет. Наука – развивающаяся система знаний, основанная на открытии новых явлений и законов; вид деятельности. Критерии научности (требования): - наличие объекта (той сферы, на которую она направлена): в философии – весь окр. мир + человек; - наличие предмета (сферы в рамках объекта, законы функционирования этой сферы): в философии – всеобщие законы бытия; - понятийный аппарат (система понятий): бытие (главная филос. категория), развитие, всеобщая связь и т.д.; - аргументированность (доказывать свои положения фактами); - наличие своих методов. Основные методы философии: - диалектика (основа – всеобщая связь); - метафизика (отрицание всеобщей связи). Второстепенные методы: - анализ; - синтез; - индукция; - дедукция; - формализация; - аксиоматический метод.
Вопрос 4: Функции философии. Существует 7 функций: 1)мировоззренческая – помогает чел создать взгляд на мир. 2) воспитательная – философия воспитывает людей. 3) методологическая – философия предоставляет свои методы другим наукам. 4) гносеологическая – философия разрабатывает теории познания. 5) интегративная – философский опыт создает обую картину мира. 6) прогностическая – фил изучает те явления, которые происходили в жизни и опираясь на это прогнозируют будущее.
7) социальная – способность философии объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Вывод: философия служит теоретическим фундаментом любого научного знания (общие законы, философия позволяет смотреть на мир реалистично). Вопрос 5: Основные разделы философии (основные проблемы): 1) онтология: онтос – бытие => учение о бытие общетеоретическая изучает самые общие принципы и законы устройства бытия (всеобщ. связь, развитие), выводит категории, отражающие бытие натурфилософия – бытие природы; осн. вопросы: проблема создания общ. картины мира, природы; происхождение Вселенной; об общих принципах устройства природы философ. антропология – бытие природы, проблема личности (пробл. соотношения души и тела, пробл. сознания) соц. философия – бытие общества; изучение специфики обществ. Развития того/иного народа; проблема – различение типов общества 2) гносеология: гносис – познание => учение о познании (сущность процесса познания, его закономерность) взаимоотношения м/у субъектом и объектом западная наука: объект – мертвое (корни лежат в механизме) восточная: объект – живая реальность, космос границы и источники познания методология познания: как мы познаем: создание точной копии, отражения – диалектики;создание субъективного представления – метафизики 3) логика: учение о законах мышления (проблемы интеллектов) один из осн. направлений – формальная логика осн. законы грамотного мышления: з. тождества (требует придерживаться постоянства, недопустимо изменять смысл понятий), з. непротиворечия (запрет взаимоискл. тезисов), з. достаточного основания (требуется тщательная аргументация позиции) 4) этика: этос – обычай, хар-р => учение о нравственности (осн. вопрос – происхождение норм морали) нормы морали разработало само общество (мораль относительна); каждый сам творец своей морали (крайне индивидуалистическая, примитивная т. зр.; данная позиция не позволяет обществу быть единством, предполагает хаос); нормы морали вечны, т.к. их источник – высшее добро – Бог) 5) эстетика: эстетикос – чувствующий => учение о законах прекрасного (главн. вопрос о происхождении прекрасного, существует ли объективно прекрасное ил оно субъективно)
6) история философии – исследование развития философии от зарождения до наших дней; проблема – это периодизация, куда движется философ. мысль 7) философия истории (историософия): о смысле исторического развития, проблема – в незаконченности истории (она движется, неустанно идет вперед вопрос – траектория истории (концепции): циклическая к.: история движется по кругу (основоположник – Полибий) к. этносеноза: жизнь народа подобна жизни человека (осн-к – Гумилев), концепции Данилевского, Шпенглера) линейные к.: восходящие: история ведет человечество к совершенству (Маркс, Энгельс; утопические теории, утопизм); нисходящие: история ведет к деградации, зло накапливается, и должен произойти взрыв. Т.обр. философия – разветвленная система знаний, разделов, каждый из к-рых изучает свой тип проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|