Вопрос 38: Типы общества и основные принципы.
В советской науке господствовала марксистская идея «Все общества одинаковы». Но история многих стран опровергает такой унифицированный подход к обществу. Жизнь доказывает, что путь каждого общества уникален, и идеальной для всех стран модели общественной жизни не существует. К примеру, существуют такие идеалы общества, как коммунизм или демократия. Но полностью они недостижимы. Эти идеалы не подходят для жизни многих народов, они не могут быть реализованы во всех странах. Поэтому уже с древности в философии шла дискуссия о типах обществ. Аристотель (IV век до нашей эры) считал, что наилучшее общество – то, в котором благо гражданина совпадает с благом государства, а общество совершенствуется в нравственной жизни (прообраз коллективистского общества). Наихудшее же – то общество, в котором «каждый сам за себя», то есть господствует индивидуализм, человек идёт против государства. Наивысшего развития эта дискуссия достигла в XIX веке эры. В ней приняли учения такие философы, как Т. Гоббс, Д. Локк (XVII век), Э. Дюркгейм, А. Бергсон, К. Топпер (XIX век) и другие. Внесли свой вклад и российские философы XIX века - А. Герцен, А. Хомяков, Н. Чернышевский, Н. Огарёв, Ф. Достоевский. Эти мыслители предлагали различные типологии обществ: «Свободное общество - совершенное общество»; «Открытое и закрытое общество»; «Традиционное и техногенное»; «Государственное и безгосударственное»; «Кочевое и осёдлое»; «Коллективистское и индивидуалистическое». Одним из главных исследователей типологий обществ является профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и социальных наук СибГАУ - Николай Мефодьевич Чуринов. Свои труды он опубликовал в знаменитой книге «Совершенство природы».
Западные и отечественные мыслители изучали общество с различных позиций. Западные учёные исходили из метафизической теории (репрезентации): «Общество изучается субъективно. Страны, которые не соответствуют демократии – отсталые». Русские учёные, напротив, изучали общество таким, каким оно сформировалось исторически. Обратимся к одной из типологизаций – «Коллективное и индивидуалистическое общество». Тип общества определяется типом его социальности. Социальность – «родная стихия общества» - исторически сформировавшиеся условия и принципы жизни, при соблюдении которых общество жизнеспособно. Если социальность нарушается, общество начинает погибать. Пример - страны Европы времён Второй мировой войны, в которых насаждался псевдоколлективизм. Социальность формируется на основе четырёх факторов:
Общество индивидуалистического типа (ОИТ) – тип общества, который жизнеспособен при соблюдении следующих принципов социальности: индивидуализм, свобода, плюрализм, равенство, стихийность, социальный атомизм (либеральный полюс); сознательность, ограничение индивидуализма, холизм (консервативный полюс западной социальности). § Свобода индивидуализма – это «первичная клетка жизни» ОИТ. Свобода – родовое понятие, определяющее все стороны жизни ОИТ. Бывает свобода мысли, совести, организаций, вероисповедания, частной жизни, половых отношений. § Плюрализм – отсутствует какая-либо общеобязательная истина. Сколько людей – столько и истин. У каждого своя истина, своё понимание добра и зла. § Стихийность – все процессы должны происходить сами по себе. Пример: рыночная экономика. Рыночная экономика регулирует сама себя и не нуждается в контроле и планах. § Принцип социального атомизма: люди – разобщённые атомы. Люди собираются в сообщества только из практических соображений (необходимость организовать совместные действия). Пример: теория общественного договора утверждает, что вначале люди жили в войне между собой, но позже заключили договор.
§ Принцип равенства - «люди равны, потому что у всех есть разум». Этот принцип – основа западного общества. Сейчас равенство понимается, прежде всего, в правовом смысле. Но на самом деле это т.н. «равенство» – фикция. Если такие принципы сделать всеобъемлющими, общество распадётся. Поэтому в западной философии существует противовес – принципы социальности: § Ограничение индивидуализма - для его же пользы. § Холизм (холос – целостный) – нужно сплотить общество. Сплотить общество можно только тогда, когда ему угрожает распад или когда нужно построить общественное благосостояние. Холизм – это принципиально не коллективизм, так как он имеет чисто ситуативную и, чаще всего, материальную природу. § Принцип социальности другого общества. Характеристики жизни ОИТ:
Коллективизм – стремление людей к единству, определяемое стандартами естественности, а также природными предпосылками. Совершенствование общественных отношений - это борьба с социальными нестроениями во всех сферах, социальная энтропия. Эта борьба осуществляется в единстве социальных институтов (каждый вносит свой вклад).
Изначально этот принцип понимался в религиозном смысле. Василий Новгородский (XIV век) говорил: «Совершенная общественная жизнь подобна жизни по принципу рая». При соблюдении этих принципов ОКТ жизнеспособно. Эти принципы проявляются в конкретных характеристиках жизни ОКТ:
§ материальная деятельность неотделима от духовной основы. Политика и экономика должны быть основаны на нравственности § человек понимается в единстве духовного и материального § единомыслие – ВСЯ, всеобщая связь представлений (например, о добре и зле) § научные убеждения находятся в единстве с религиозными § естественный иерархизм - принцип ВСЯ («В семье главный – мужчина»)
Существуют различные национальные модели социализма. Например, китайский социализм, кубинский, исламский. В создание концепции русского социализма большой вклад внесли философы А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский.
Таким образом, ОИТ и ОКТ имеют особые параметры жизни - принципы социальности и характеристики жизни. Эти параметры принципиально отличаются друг от друга. Их игнорирование приводит к гибельным последствиям, причём, искажение параметров может быть незначительным и при этом общество ещё способно само вернуться к своей родной социальности. Но если искажение уже слишком большое – происходит гибель цивилизации. Нужно понять, что общество не может по чьей-то инициативе стать обществом другого типа. Социальность – это природа, которую невозможно поменять.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|