Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип дуализма (удвоения действительности, разрыв между сущностью и существованием)




В период поздней западной средневековой философии (схоластики) происходило формирование двух версий метафизики – номинализма и реализма. В рамках знаменитого спора об универсалиях оформились реалистская и номиналистская позиции, основанные на принципе разрыва между сущностью и существованием. Реалисты утверждали реальность и первичность универсалий, т.е. сферы идей, духовной сферы бытия, а номиналисты понимали универсалии как произвольно данные имена материальным объектам, выступающим в качестве первичных по отношению к духовной сфере.

Номинализм (Росцелин, Уильям Оккам и др.) настаивает на объективности только единичного. Человек может в своем познании только произвольно трактовать явления и процессы, происходящие в мире, давать им произвольные «имена» (отсюда название теории – «номен», номинализм). Сущностью объявляются процессы, явления, сам человек, а всякое возможное их описание – это их существование. Существование оторвано от сущности.

Реализм (Эриугена, Роджер Бэкон и др.) – объективны (подлинно существуют) только общие понятия. Согласно реалистской версии сущностного подхода в качестве сущности выступают абстрактные схемы, понятия, теории, а явление - это их определенное практическое восполнение.Если сущность вещей духовна, то ее материальное проявление есть нечто совершенно иное, вырожденное, лишенное жизни (ее «тень»). Существование оторвано от сущности.

Принцип дуализма нашел свое проявление в следующих принципах западной средневековой философии:

1. Универсумный принцип. (Классическая западная патристика) (Аврелий Августин) Богословие, этика, антропология. Мир и человек как существование имеют очень отдаленное отношение к своей духовной сущности. Поэтому они не обладают изначальным совершенством, свободой, красотой, они вынуждены во всём следовать за Богом. В отрицании совершенства мира и человека проявляется принцип разрыва между сущностью и существованием: Бог совершен, мир и человек – нет. Августин мыслит Бога как нематериальный Абсолют, противопоставленный миру и человеку. Бог у Августина есть сверхприродная Личность, практически полностью определяющая жизнь мира. Августин отрицает свободу человеческой личности: личность не выбирает свободно добро, она вынуждена его принять от Бога. Философия истории. Августин впервые рассмотрел историю человечества как единый и закономерный процесс. Вселенная сотворена и в установленные сроки придет к своему концу также, как и человеческая душа после смерти (Страшный суд). История и мирская общественная жизнь признаются Августином в качестве вырожденных сфер жизни, не имеющих отношения к совершенству, к своей духовной сущности. Развитие Града Божия на земле совершается в его параллельном сосуществовании с Градом Земным – смертным мирским началом. «Град Божий» как сущность не имеет ничего общего с «градом земным», как существованием (более того, они борются друг с другом).

- Принцип отрицания всеобщей связи явлений (отрыв сознания от действительности).

Философское знание в рамках схоластики становится формальным и абстрактным, оно не отражает объективную жизнь мира и становится репрезентативным. Главная цель схоластики – не исследование объективных законов мира, а создание логически-непротиворечивых теорий.

- Принцип развития («вынесения» источника развития объекта за его пределы).

Согласно философии истории Августина, двигатель развития человечества – не в нем самом (в его свободном самоопределении к добру или злу), а в Боге. Бог полностью определяет судьбы истории.

Восточные диалектические теории в рамках Средневековой философии.

Принцип единства бытия (единство Сущности и существования). Согласно философии Иустина, Бог недоступен миру в Своей Сущности. Но Бог имманентен (причастен) миру в Своих явлениях - "энергиях", логосах. Явления в мире Бога (Сущности) организуют жизнь материального мира (существования). Через явления Бога в мире человек может приобщаться к Нему). В этом проявляется принцип единства сущности и существования: мир как существование не оторван от своей Сущности – Бога. Св. Григорий Нисский раскрыл единство Сущности и существования в учении о человеке, как образе Божием.

Принцип единства мира нашел проявление в следующих принципах Средневековой диалектики:

- Принцип космизма. Диалектическая идея об изначальном совершенстве мира и человека выражена в антропологии Иустина.Согласно его мысли, весь род человеческий причастен совершенству, поскольку сотворён Логосом и причастен Ему. Григорий Богослов (византийский философ классического этапа средневековой философии): Бог, сотворив человека, сочетал в его природе земное и небесное, смертное и совершенное. Поэтому человек, как внешне материальное существо имеет в своей природе духовно-разумное основание и стремление к познанию небесного.

- Принцип всеобщей связи явлений: Св. Василий Великий:

А) Единство сознания и действительности.

Св. Иоанн Дамаскин: Бог предстает как Прообраз (Сущность), а человек или икона - образ, существование сущности прообраза. В данном положении - основы диалектической теории познания – теории отражения. (Мир как прообраз познается через теорию-образ).

Б) Принцип детерминизма.

Бог есть Причина всего бытия.

Всемирный Логос заключает в Себе все частные логосы - семена всех вещей (не материальные, как у Анаксагора, а духовные сущности – идеи вещей). Эти "семенные логосы" исходят из Него и посредством их Бог творит мир. Каждый семенной логос заключает в себе мысль, разумное начало вещи. Наличие в мире единого Логоса в вещах обосновывает всеобщую связь явлений.

- Принцип развития. Мир имеет тварную природу, в отличии от несотворенной природы Творца. Тварный мир живет согласно законам пространства и времени. Василий Великий полагал, что время создано Богом как некая среда и главный фактор развития вещественного мира: «Время есть продолжение, спротяженное состоянию мира, им измеряется всякое движение: звезд ли, животных ли, или чего бы то ни было движущегося». Понимания времени сводится к четырем пунктам: время объективно (объективное свойство тварного мира), характерно для тварного мира, связано с движением (изменением вообще), континуально.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...