Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 28: Основные теории познания.




Познание – деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах (шир. смысл); процесс духовного освоения мира человеком (узк. смысл).

Знание – результат познания.

Теория познания (гносеология) – это раздел философии, в к-ром изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Познание укоренено в самой сущности жизни. Несмотря на внутреннюю связь с проблемами человека и мира как такового гносеология остается все же относительно самостоятельной частью философского знания, его автономным разделом.В истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая или оптимистическая (Бэкон, Гольбах, Гельвеций, Маркс, Фейрбах) и агностическая. Представление, что агностицизм отрицает познаваемость вещей, не применимо ни к одной из его распространенных форм. Наличие агностицизма в философии свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен, что здесь есть над чем поразмыслить. Так, например, скептицизм является наиболее ранней формой агностицизма.

Существуют материалистический и идеалистический агностицизм, сенсуалистический и рационалистический, юмовский, кантовский и т.д. – если смотреть по создателям. Также выделяют агностицизм этический, физиологический и т.д. – по средствам, характеру аргументации.

Таким образом, агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

В диалектико-материалистической философии познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом», а как сложный диалектический социокультурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Данный процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им этой действительности, т. е. в ходе социально-исторической практики.

Вопрос 29: Объект и субъект познания. Уровни (чувственное и рациональное) и формы познания (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение).

Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом. Этим специально занимается философия (точнее, гносеология как один из основных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса.

Объек т познания философии– часть бытия, подвергающаяся анализу, изучению.

Субъект познания – источник целенаправленной активности, носитель (личность или безличное образование интеллектуальной активности, а также и все человечество, отдельные народы, группы индивидов и т.д.)

Предмет познания – конкретный аспект научного поиска.

Формы познания:

1) чувственная

Ощущение – оно является первичной и самой элементарной ступенью чувственного познания; соответствует отдельным свойствам предметов (холод, жара, темнота и т.д.).

Восприятие – соответствует системе свойств предметов (вкус яблока, восприятие формы, зпаха, цвета какого-либо предмета и т.д.).

Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании (воспоминание, воображаемые образы и т.д.).

2) рациональная

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки, характеристики, связи предмета.

Суждение – это форма мышления, которая фиксирует наличие или отсутствие какого-либо свойства у объекта, предмета.

Умозаключение – это форма мышления, в которой на основе одного или нескольких суждений мы делаем вывод, заключение или новое суждение.

Метод – система принципов, приемов, правил, требований, к-рыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Методы познания:

1) общенаучные: характеризуют ход научного познания во всех науках (эксперимент, анализ, синтез, наблюдение и т.д.)

2) специальные: применяются в рамках отдельных наук (спектральный анализ в физике и химии, включенное наблюдение в психологии, качественный анализ в химии, метод статистического моделирования и т.д.)

3) универсальные (всеобщие): применяются во всех сферах человеческой деятельности; основа – общефилософские закономерности понимания мира, человека, его мышления и т.д. (принцип объективности, диалектической противоречивости и т.д.)

Видов познания будет существовать столько, сколько существует видов знания. Например, обыденное, научное, религиозное, художественное, теоретическое, эмпирическое и т.д.

Методы (позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения):

1) Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов менее существенных, с одновременным выделением более существенных, это упрощение действительности.

2) Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект в соответствиями с целями исследования (идеальный газ).

3) Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.

4) Аксиоматизация – в основе лежат аксиомы (аксиомы Эвклида).

5) Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождения от абстрактного к конкретному.

6) Гипотетико–дедуктивный – выведение (дедукция) заключений из гипотез, истинные значения которых неизвестны. Знание носит вероятностный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами.

7) Анализ – разложение целого на составные части.

8) Синтез – объединение полученных результатов анализа элементов в систему.

9) Математическое моделирование – реальная система заменяется абстрактной системой (математическая модель, состоящая из набора математических объектов) с теми же отношениями, задача становится чисто математической.

10) Рефлексия – научно – исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком культурно-историческом контексте, включает 2 уровня – предметный (активность направлена на познание конкретной совокупности явлений) и рефлексивный (познание обращается на само себя)

 

Вопрос 30: Виды познания.

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Научное

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Художественное

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно че­ловека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий.Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становится его рациональный пересказ. Рациональное переложение картины, стихотворения, книги есть лишь некая проекция или срез этих вещей. Если этой проекцией содержание художественного произведения исчерпывается полностью, то можно утверждать, что оно не отвечает своему назначению. Неуспешна книга, которая пишется с целью «воплотить» те или иные предвзятые авторские концепции или мнения; ее судьба — остаться более или менее искусной иллюстрацией этих мнений. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...